Вашу газету читаю давно, еще с тех пор, когда ее выпускали в черно-белом варианте.
Давно хотел написать вам, что думаю об охотничьем хозяйстве в России и в Томской области в частности, о тех, кто руководит им: все-таки у меня есть опыт и практика почти 40 лет.
Бывая за границей, знакомился с тамошним ведением охотхозяйства — сравнение, конечно, не в пользу России.
А ведь было когда-то все нормально и у нас, была Главохота, были коопзверосовхозы, в каждом маленьком населенном пункте была заготконтора, были династии охотников-промысловиков, где от дедов и прадедов переходили знания последующим поколениям; было и такое, что городские охотники — заводские и фабричные рабочие, интеллигенция свой отпуск проводили на заготовках пушнины и дикого зверя, тем самым удовлетворяя свою охотничью страсть и получая за свою охоту приличные деньги.
Были магазины «Дары природы», где можно было приобрести продукцию охотхозяйства и дикоросы. И самое главное, было, на кого охотиться.
А решил я вам написать после прочтения статьи в «РОГ» № 48 «Ставки увеличиваются, господа охотники».
Томская область обладает достаточными ресурсами животных и значительной площадью охотничьих угодий. В ее границах ведение охотничьего хозяйства возможно на площади 31,13 млн га, из которых лесные угодья составляют 19,98 млн га, полевые — 1,34 млн га, водно-болотные — 9,81 млн га.
Охотников в области зарегистрировано более 35 000 человек. Пользование объектами животного мира осуществляют 56 юридических лиц различных форм собственности, получившие долгосрочные лицензии, заключившие договоры с органами государственной власти Томской области, на основании которых в установленном законодательством порядке предоставлены территории общей площадью 16,4 млн га.
Территория угодий свободного (общего) пользования составляет 14,30 тыс. га, но далеко, на севере области, куда только вертолетом можно долететь.
Рельеф Томской области отличается исключительной равнинностью. На сотни километров тянутся плоские, сильно заболоченные пространства с отметками до 200 м над уровнем моря.
Основная река Обь — с притоками Томь, Чулым, Чая, Васюган, Парабель. Всего в области насчитывается 573 реки длиной более 20 км и 35 озер площадью от 5 и более квадратных километров.
В пределах Томской области болота занимают около 30%, а на долю речных долин приходится около 1/5 ее площади. По своему ландшафтно-экологическому облику Томская область является равнинно-таежной, поэтому в составе ее фауны более половины всех видов животных связаны с лесами и их производными. Другая часть, около трети всех видов, тяготеет к водным и водно-болотным угодьям.
Список основных охотничье-промысловых животных включает 20 видов млекопитающих и 30 видов птиц.
Количество лосей в угодьях области в последние годы постоянно изменялось. Наблюдались незначительные колебания численности животных по годам. Расчет численности лосей в 2006 году показал, что поголовье копытных в угодьях составило 15,9 тыс. голов (101,4% от численности 2005 г.) и несколько возросло по сравнению с 2005 годом.
По сравнению с 2006 годом, в 2007 году численность лося сократилась и составила 15 400. Полученные данные учетов 2008 года показали численность лосей в угодьях области около 14,5 тыс. голов. В 2009 году лосей уже насчитывалось 15 826.
Прирост поголовья лосей находился в пределах 1—3%, а за последние четыре года, когда охотничье хозяйство начал курировать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, ежегодно возрастал на 20—23%.
При этом среда обитания лося не изменилась в лучшую сторону. В 2013 году, по данным Департамента природных ресурсов, идет увеличение поголовья лосей до 26 561 головы, что составляет рост на 183% от численности 2008 года.
Данные цифры свидетельствуют о значительных приписках департаментом с целью показать плодотворную работу в сфере охраны животного мира, а также пользователями животным миром с целью получения увеличенных лимитов на добычу лосей.
В то же время, как свидетельствует охотничья общественность, лосей в угодьях очень мало. Виной тому, по моему мнению, значительный рост поголовья медведей, уничтожающих молодняк.
На протяжении ряда последних лет в области наблюдается постоянный рост численности медведей. Поголовье этих животных за последние десять лет возросло почти в 3 раза. По официальным данным в 2005 году численность бурого медведя оценивалась в 5200 особей, в 2008-м уже в 7724 и в 2013-м в 9741.
Цифры — упрямая вещь. Давайте посчитаем: 31 млн га охотничьих угодий, из которых лесной площади 19,98 млн га и болот 9,81 млн га, — сложив их, имеем площадь обитания медведя — 29,79 млн га.
Разделим на 9741 медведя и получим 3058 га. Если следовать этим расчетам, то сейчас на одного медведя (учитываем и болотные угодья, где медведь обитает только на гривах) в Томской области приходится 3058 га.
Известный биолог, профессор Б. Юргенсон, в своих трудах указывал, что для комфортного обитания на одного медведя должно приходиться не менее 10 000, лучше 15 000 га. Исходя из этого в нашей области медведя больше нормы в 3 раза.
Если цифры реальные и в области действительно учтено такое количество медведя, то это уже катастрофа, мы кормим хищника и охотничье хозяйство ведем на увеличение поголовья медведей. Весной, выйдя из берлоги, отощавший медведь концентрируется в местах, где происходит отел лосей и уничтожает приплод, а заодно не упустит и разродившуюся лосиху.
Вот вам пример: проводил я проверку работы Больше-Дороховского заказника, созданного в 70-е годы прошлого столетия с целью охраны мест обитания, размножения и отела лосей на территории 35 000 га.
На этой территории было учтено 28 медведей и 55 лосей. Поскольку учет медведя проводится в мае и отел лосей в наших широтах происходит тоже в мае, то сами понимаете, чем вызвана такая концентрация медведей в заказнике.
Второй случай. Мне пришлось участвовать в отстреле медведя, который в мае задавил четырех лосей. Из них три лосихи и один трехлетний лось. Охотился медведь легко и просто, нашел место, где лоси переплывали реку, и с высокого берега нападал на выходящего из воды лося.
И вроде еды у него было много, а вот надо больше. Какие еще драмы разыгрываются в лесу, можно только предполагать.
Снова цифры: пусть данные поголовья медведей грубо завышены и у нас в области всего только 5000 медведей, из них 2000 самок, и в этом году участвуют в размножении только 1000 медведиц, которые зимой принесут 500 — по 1 медвежонку, а 500 — по 2 медвежонка, значит, прирост поголовья составит уже 1500 медвежат.
Уверяю вас, медведица отличная мамаша, она постарается выкормить и вырастить всех своих детенышей, будет свирепо их защищать и научит добывать пропитание.
А теперь снова посчитаем… Пусть только 2000 медведей добудут по 1 лосю, уже 2000 лосей скормили хищникам да браконьеры отстреляли 500 голов, да болезни разные, да кровососы, да спортивный отстрел: в итоге мы имеем потери в поголовье лосей.
Чем питаются 9741 медведь? Урожай кедровых орехов 1 раз в 4-5 лет. И ягода обильно родит не каждый год.
Ну не может расти поголовье лосей при условии роста поголовья хищника!
Глухари, тетерева, рябчики и белые куропатки гнездятся на земле и в мае сидят на кладках. Голодные медведи не пройдут мимо гнезда и наносят значительный ущерб поголовью этих птиц, уничтожая кладки их яиц.
Продолжим считать дальше: примерно пусть только 2000 медведей разорили каждый по одному гнезду глухаря, где была кладка в 10 яиц и одно гнездо тетерева с кладкой в 15 яиц. Итого охотничье хозяйство недополучило 20 000 глухарей и 30 000 тетеревов.
Сколько уничтожается рябчиков и куропаток, если хотите, можете посчитать сами. А если взяться за задачу, где фигурируют цифры 5000 голов или 9000 голов медведей? Сколько это стоит в денежном исчислении? Вот где деньги для бюджета зарыты. А если посчитать по всей Сибири? Посчитайте, господа депутаты.
Проблема еще и в том, что перевелись охотники, готовые организовать охоту и добыть медведя. Собак-медвежатниц единицы. И это у нас в Западной Сибири, которая славилась своими западносибирскими лайками.
А тут еще нововведение — запрет охоты на берлогах. Ну что тут сказать? Наверное, законодатели живут по-другому в пределах Московской и близлежащих областей. Да скатайтесь вы за Урал, посмотрите на жизнь в Сибири.
За последние годы нарушилась инфраструктура, поддерживавшаяся лес-промхозами. Нет леспромхозов! Нет теперь лесовозных дорог — заросли. Сгнили и обрушились мосты через таежные речушки. Заброшены таежные поселки. Народ разбежался в города. Некому передать опыт охотника-промысловика. Вот и будет в тайге хозяином медведь!
Для нас, исполнителей на местах, в свое время охотдепартамент МСХ был основным направляющим органом в деле развития охотничьего хозяйства. И получалось! Хочу спросить через газету у охотдепартамента Минприроды: вы там сейчас хоть анализируете цифры по учетам и о состоянии поголовья диких животных, которые поступают из субъектов РФ? Делаете прогнозы на будущее?
Планируете, как привести в соответствие соотношение хищник-жертва? Или, будучи под крылом Минприроды, вы проводите политику охраны диких животных и запрета на их добычу? Откройте глаза! Когда спохватитесь, может быть поздно.
У нас медведи уже заходят в населенные пункты, шкодят, убивая скот. Медведя видели возле областного центра в районе городского пляжа, а недавно в Каргасокском районе медведь задрал охотника. Что дальше?
А дальше я предполагаю следующее: медведицы, не боящиеся человека, воспитают медвежат, не боящихся людей, и поскольку их не будут прессовать охотники, медведи в дальнейшем будут видеть в человеке только легкую добычу, без последствий для себя.
И будем платить большие деньги охотникам, чтобы минимизировать ущерб, наносимый этим хищником.
Депутатам, выступающим с предложением увеличить цену за отстрел медведя бурого, через газету сообщаю, что в 2013 году в Томской области вынужденно отстрелян 81 медведь, нанесший значительный ущерб народному хозяйству.
Все отстрелы оформлены соответствующими актами. За каждую особь вынужденно отстрелянного медведя из областного бюджета проплачено 5000 рублей, всего 405 000 руб. Запланировано в сезон охоты к отстрелу 741 медведь. 35% лицензий стоимостью в 3000 рублей по состоянию на 25 ноября не приобретены охотниками.
Сезон охоты на медведя — до 1 декабря. Не факт, что даже те лицензии, что выкуплены, все полностью закроют. Для того чтобы уменьшить поголовье медведя в Томской области или хотя бы удержать его на сегодняшнем уровне, нужно ежегодно реально отстреливать 1000 голов.
Я опросил знакомых городских охотников, примерно человек 40, кто из них один или в группе пойдет добывать медведя? Отказались все!
Причины отказа: нет времени, нет собаки, нет денег на ГСМ, а зачем он мне?