Мина под охотничье собаководство

В «РОГ» № 15 за этот год была помещена небольшая заметка под названием «Департамент «поздравил» собаководов с Днем дурака, где сообщается, что 1 апреля сего года Министерство природных ресурсов РФ издало приказ № 581 «О внесении изменений в «Правила охоты» от 16.11.2010 № 512.

Суть приказа № 581 заключается в том, что по новым Правилам охоты обучение собак, т.е. натаска и нагонка, следовательно полевые испытания и состязания, теперь разрешаются только непосредственно в сроки охоты. Можно было бы подумать, что это всего лишь первоапрельская шутка или розыгрыш охотников-собаководов.

Однако, к сожалению, оказалось, что это, увы, не шутка, а официальное распоряжение упомянутого министерства. Трудно себе представить, что государственный орган, такой как Министерство природных ресурсов, ответственный за охотничье хозяйство, сможет издать приказ, согласно которому подрывается не только развитие, но и ставится под вопрос само существование охотничьего собаководства. Заметим, что данный приказ издан без всякого обсуждения с охотниками и собаководами и другими заинтересованными лицами и организациями.

Всем известно, что охотники-собаководы — это передовой отряд нашей охотничьей братии, они пропагандируют и выступают за правильную охоту, им важно не столько количество добытой дичи сколько радость от хорошей работы собаки в поле, при охоте с собакой к минимуму сводятся потери дичи в виде подранков, охотники бережно относятся к родной природе.

Охотничьи собаки используются человеком столетиями при охоте на зверя и птицу. На протяжении веков эти собаки совершенствовались, повышались их рабочие качества, особенно те, которые передаются по наследству, в частности чутье, злобность к зверю (борзые, лайки), твердая стойка (легавые), и другие. Рабочие качества охотничьих собак определяются экспертами на полевых испытаниях и состязаниях, проводимых независимо от сроков открытия охоты. При открытии охоты нормальные охотники поедут со своими собаками на охоту, а не на полевые испытания.


Ограничение сроков проведения испытаний и состязаний охотничьих собак сроками открытия охоты существенно снижает эффективность полевых испытаний и, следовательно, тормозит нормальное развитие охотничьего собаководства и приводит к утрате уже достигнутых результатов по уровню рабочих качеств собак.


Известно, что в европейских странах полевые испытания охотничьих собак никак не зависят от сроков охоты, при этом там охотничьи собаки — это в основном легавые, спаниели и в меньшем количестве гончие и норные. В России же намного больше охотничьих собак, работающих на широких просторах нашей Родины. Здесь и гордость российского собаководства — русская псовая борзая, породы гончих: русских, англо-русских (или русских пегих), эстонская и ряд других, несколько пород лаек; кроме того, шесть пород легавых собак, спаниели, много пород норных собак и др.


Не вдаваясь в историческое прошлое России, отметим, что в годы советской власти руководители государства серьезно относились к охотничьему делу. Недаром вождь пролетариата, будучи охотником, способствовал установлению правил и сроков охоты на территории России, позволявшие рядовым охотникам пользоваться природными богатствами, охотиться и держать охотничьих собак. При этом строго контролировалось соблюдение установленных правил охоты и бережное отношение к природе без особенных привилегий для начальства. Достаточно вспомнить Сергея Мироновича Кирова, который не только лично держал гончих собак, но и принимал меры для охраны охотничьих угодий, в том числе и для нагонки гончих. При этом С.М. Киров, сам выходец из простого народа, защищал интересы и права рядовых охотников, способствовал организации и развитию охотничьего собаководства в Ленинграде. В частности, в 30-е годы прошлого столетия было создано общество любителей кровного охотничьего собаководства (ЛОКС).
ЛОКС организовал базы по натаске и нагонке собак, проведение полевых испытаний и состязаний, выставок собак и прочее.


В 1925 году состоялся первый кинологический съезд России, на котором ведущие кинологи того времени разработали стандарты пород охотничьих собак, правила полевых испытаний и другие документы, многие из которых действуют до сих пор.


В дальнейшем охотничье собаководство вошло в систему обществ охотников и рыболовов, объединенных в ассоциацию Росохотрыболовсоюз (РОРС). На протяжении многих лет эта организация осуществляла проведение выставок и полевых состязаний охотничьих собак России. Регулярно проводились полевые состязания охотничьих собак разных пород всесоюзного и республиканского уровня, а также полевые испытания, организуемые отделами и секциями охотничьего собаководства областных и районных обществ охотников. Через эти испытания и состязания прошли многие тысячи охотничьих собак, что позволило создать племенные группы, служащие основой для дальнейшего развития охотничьего собаководства.


Ограничение на полевые испытания сроками проведения охоты приведет к резкому сокращению всех полевых испытаний и состязаний и, соответственно, к падению уровня полевой подготовки охотничьих собак. Такие разрушительные последствия для отечественного охотничьего собаководства, вытекающие из приказа № 581, не могут оставить равнодушными настоящих охотников, так как речь идет о разрушении национального достояния народа, каковым является охотничье собаководство.


Необходимо отменить приказ № 581 Министерства природных ресурсов РФ, который, по существу, является миной замедленного действия, заложенной под охотничье собаководство нашей страны.

Что еще почитать