Наилучших успехов общество добилось в период работы председателя правления М.И. Киселева, начиная с 1968 года. Число членов увеличилось в два раза.
За обществом было закреплено 128,0 тыс. га угодий, в которых работало более 20 первичных коллективов. У районных охотников находилось пять воспроизводственных участков площадью 23,0 тыс. га, два участка по нагонке и натаске собак. В начале 70-х годов в городе был построен и пущен в эксплуатацию Дом охотников.
Но наступили другие времена. В начале 2000-х общество снизило свои показатели, уменьшилось количество членов, закрыли торговлю охотничьими принадлежностями, оружием, боеприпасами. Из-за отсутствия должного финансирования на затраты по содержанию угодий потеряли Елховское, а потом и Симское охотхозяйста. В нашем пользовании осталось лишь Кучковское охотхозяйство площадью 22,8 тыс. га. Всего в нашем районе 5 охотхозяйств общей площадью 187,0 тыс.га.
В области в ноябре 2012 года проходило совещание, посвященное вопросам использования охотресурсов, участники которого приняли решение по созданию Ассоциации охотпользователей региона.
Владимирская область, как всегда, впереди всех начинаний. Она одна из первых в России пошла по пути конкурентного выделения охотничьих угодий, проводя аукционы на право заключения охотхозяйственных соглашений. По правилам всем участникам предоставляются равные права доступа к участию в них. Иными словами, общественные организации наравне с частными могут участвовать и побеждать. Но в 2013 году из 185 аукционов только в двух случаях угодья были закреплены за обществами охотников. Таким образом, что бы нам ни говорили, а большая часть угодий продолжает закрепляться за коммерческими организациями, основной целью которых является получение максимальной прибыли. Идет активный процесс закрепления угодий, но при этом не создана эффективная система управления отраслью и контроля за пользователями. Все зависит от позиции областных властей или желания предпринимателей. На взгляд активной части охотников, эффективными формами взаимодействия власти, бизнеса и общества могут стать: а) предоставление возможности охоты местному населению в закрепленных угодьях по сниженным ценам; б) предоставление путевок и разрешений местным охотникам за трудоучастие и проведение биотехнических мероприятий.
Отчетно-выборная конференция в нашем районном отделении прошла в июле 2012 года, необходимо подводить итоги сделанного. По предложениям делегатов были разработаны мероприятия (21 пункт), принято обращение к руководству областного общества. В нем предлагалось:
1. Привести областной Устав в соответствие с законом «Об общественных объединениях» в части норм представительства на областную конференцию и руководства деятельностью отделениями. Так, один из пунктов областного Устава гласит, что в период между конференциями деятельностью отделения руководит заместитель председателя областным обществом, который назначается председателем правления ОО «ВООО и Р» по соответствующему району с передачей ему функций финансово-хозяйственной деятельности отделения.
Обратите внимание: назначается в органы управления отделением, а не избирается. Избранный председатель правления отделения имеет лишь малозначительные функции, руководя общественной работой. Этот пункт областного Устава ничего общего не имеет с работой общественных структур и идет в явное противоречие с общепризнанными нормами деятельности общественных объединений. Никакие «комиссары» и «смотрящие», которых мы не выбирали, нам в отделениях не нужны.
2. Пересмотреть размер отчислений денежных средств в централизованный фонд областного общества, учитывая экономические возможности райотделений и их доходы.
3. Прекратить ограничение прав местного населения на охоту. Как правило, это делается отказом в выдаче путевок на право охоты и установкой запредельных цен.
Многие наши охотники, имея дом в деревне, могут охотиться самостоятельно, им не нужны услуги егеря на массовые виды дичи. В наших угодьях должен быть баланс доступности охоты для богатых и бедных охотников.
Вполне понятно, что охотпользователь развивает дорогостоящие охоты на копытных. Но все должно быть разумно, в том числе и в этом деле. Нельзя так вести дела в охотхозяйствах. Одни не дают путевки, другие вводят какие-то ограничения, третьи определяют непомерные цены. Такое отношение к рядовому местному охотнику ни к чему хорошему не приводит.
Хотел сказать несколько слов еще об одной болевой точке. О беспределе, который устраивают чиновники от охоты в нашей области. Как известно, количество путевок напрямую зависит от площади охотугодий. У нас в регионе охотинспекция определила норму пропускной способности угодий: один охотник на 200 га. Подобные ограничения действуют и в других областях. Но, к примеру, в Московской и Нижегородской областях на одного охотника полагается 5 га. С чем связана такая разница, никто сказать не может. Но вывод напрашивается один: действующие нормативы явно завышены, и их необходимо пересмотреть. Все это ставит в неудобное положение руководство, ответственное за выход постановления. В областной прессе появились сообщения, что начальник государственной инспекции по охране и использованию животного мира областной администрации О.В. Анфимов уволен за неоднократные грубые нарушения распоряжений вышестоящего руководства. Будем ждать перемен в охотничьей жизни региона.
Руководству следует учесть просьбы и замечания, которые получены от охотников: снизить стоимость путевок на массовые виды охот, поставить вопрос о запрещении вырубки леса в местах глухариных токов, определиться с участком нагонки и натаски собак.
Нельзя обойти вопрос об организации спортивного и любительского рыболовства на территории района. Площадь водного зеркала у нас достигает 14,0 тыс. га, это более десятка водоемов. Рыбак на речках еще может закинуть удочку, а вот в открытых водоемах сложнее. Отдавать рыболовные участки частникам государство стало с начала 2009 года, когда вступило в силу постановление правительства, определяющее порядок предоставления их в аренду.
В пользовании арендаторов находятся три водоема — Опольский, Кузьминский и Бильдинский. Иных водоемов, на которых гражданам запрещается ловить рыбу без оплаты, не должно быть. Все они относятся к категории общедоступных.
Мне думается, что водоемы, сдаваемые в аренду по договору, должны составлять не более 5% от каждой конкретной акватории. При этом договор должен предусматривать бесплатное предоставление рыбалки пенсионерам, ветеранам войны и инвалидам, детям до 18 лет. Под инфраструктурой понимается наличие рыболовных баз, лодочных причалов, дорог, парковок для автотранспорта и так далее.
В такой огромной стране, как Россия, должно быть многообразие форм собственности. Своя ниша должна быть и у объединений охотников и рыболовов. И если избран толковый председатель коллектива, то и проблем с организацией охоты не должно быть. Я всегда выступаю на собраниях и встречах с призывом сохранить районное общество при любых обстоятельствах. И об этом нужно думать сейчас. Срок лицензий на пользование животным миром охотхозяйства «Кучковское» истекает в ноябре 2019 года, Казалось бы, время еще есть, но оно летит незаметно. Мы отстояли «Кучковское» в 2005 году, затем в 2009-м. Чтобы не было каких-то угроз, приняли свой Устав в июле 2010 года. Только одно наше отделение из десятим входящих в областное общество, работает со своим Уставам. В то время на нашу сторону встали местные власти, мы им благодарны за это. Сейчас в правлении есть их представитель. Через газету обращаюсь ко всем ответственным лицам: не допустите развала охотничьих объединений! Убежден, что близость к природе, доступность, является самым первым и верным признаком культуры людей.