Когда я увидел то, о чем, собственно, идет речь (а это была груда костей и осколков), у меня возникло лишь одно желание — отказаться.
...А человек продолжал рассказывать…
О том, как давно мечтал о таком трофее.
И выезд был далеко не первый.
Но на этот раз все складывалось удачно.
Егерь видел большие следы, и самого медведя видел — крупняк: «Приезжай, сделаем охоту!»
...И ведь пришел зверь. Его, правда, было не видно. Но было слышно.
По шумку, по звукам, которые он издавал. Палец был уже на курке. Дыхание замерло. И лишь гуляющий ветерок напоминал — время не остановилось.
И донес же этот самый ветерок до звериных ноздрей — человек!
Медведь рявкнул и ломанул прочь.
«Надежда моя, — продолжал рассказчик, — сменилась отчаянием. Но я продолжал следить.
На секунду над кустами мелькнула косматая башка. Палец автоматом нажал на курок, потом еще, и еще, и еще...»
Незнакомец, рассказывая, все более располагал меня к себе.
Как охотнику, мне были понятны его переживания. Теперь совсем не хотелось огорчать его отказом. Но... что же можно сделать с этими осколками?
Я вновь стал перебирать их, стараясь составить и примерно выстроить остов черепа: от лицевой части через лоб, гребень и до конца затылка... Ну хотя бы маленькая надежда — линия выстраивалась. Пуля, оставляя за собой расколы и костное крошево, очевидно, пронеслась ниже.
Раньше, работая в «Студии Сухарева», я восстанавливал поврежденные трофеи. Сквозные дыры, разбитые скуловые кости и нижние челюсти, обрубленные топором мыщелки, а то и часть затылка, — это далеко не все проблемы, с которыми приходилось иметь дело.
Но вот этот материал, который я сейчас видел, был, пожалуй, самой сложной задачей из ранее решаемых в плане реставрации.
«Сделайте, что сможете, — попросил охотник. — Насколько есть знаний, опыта, упорства».
Я согласился: «Попробую».
Проведенное дополнительное вываривание показало: нижние челюсти не повреждены. Ну что же... Дорогу осилит идущий. Все кости далее были подвергнуты необходимой обработке: тщательно высушены, обезжирены и отбелены.
Восстановление трофея следовало начать со сборки каркаса черепа, то есть с остова и скуловых дуг. Основные параметры, длина и ширина черепа, определяют его трофейную ценность. Поэтому кости здесь должны быть точно и плотно состыкованы друг с другом.
Перебирая фрагменты, я подыскивал те самые совпадающие и единственные, которые точно подходили для конкретного места. Постепенно вырисовывалась общая картина, где и что должно находиться.
В голове невольно всплыла сцена из фильма детства «Снежная королева». «А что ты делаешь, Кай?» — спрашивала Герда. «Я пытаюсь из этих льдинок составить слово ВЕЧНОСТЬ», — отвечал Кай.
Да, похожая задачка. Только мне надо еще учитывать, что части костей вообще нет, их начисто разрушила и вынесла с собой пуля.
Разобравшись с костными фрагментами, я составил и склеил каркас. Шаг за шагом, кусочек за кусочком. Долгая, кропотливая работа.
Далее подгонялись и устанавливались все остальные косточки. Некоторые из них приходилось слегка подтачивать, чтобы они могли вставиться на родное место.
Следующий шаг — реставрация затылка. Особое внимание следует уделить мыщелкам как месту будущего крепления черепа к медальону. Прочность и надежность их не должны вызывать сомнений.
Недостающие участки костей на черепе восстанавливались с помощью направляющих выклеек. После высыхания на них наносилась шпатлевка, основу которой составляли отбеленные и измельченные сторонние кости.
Затвердевшая шпатлевка далее шлифовалась. При необходимости наносился дополнительный слой. Окончательно поверхность доводилась тонкой наждачной бумагой и сверлом бормашины с различными насадками.
Глаза боятся — руки делают. После вклеивания зубов, склеивания челюстей, нанесения тонирующего и защитного покрытия я держал в руках радующий глаз трофей — восстановленный череп медведя!
Заказанный точно под размер медальон из дуба окончательно оформил экспонат. Шедевр природы смотрелся торжественно и величественно.