С полномочиями не справляются

1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий», в том числе и в части внесения изменений в Федеральный закон № 52-ФЗ «О животном мире». Тем самым была создана правовая база для восстановления вертикали власти в системе управления охотничьим хозяйством России.

За работу взялись с энтузиазмом. Был создан Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (далее — Департамент). В рамках Департамента создали отдел охотпользования и рыболовства, который впоследствии был преобразован в Управление охотпользования и рыболовства. Утвердили штат работников, который насчитывал 158 человек, из которых 71 занимался осуществлением государственного охотничьего контроля.


Сразу надо оговориться, что штатная численность работников, осуществляющих государственный охотничий контроль, стала в два раза меньше, чем в предыдущей структуре государственного охотничьего надзора (Управления Россельхознадзора Тверской области), но вновь созданная структура позволяла решать задачи по контролю за соблюдением охотничьего законодательства охотпользователями региона, а по результатам работы не уступала показателям Управления Россельхознадзора Тверской области.
Среди чиновников как регионального аппарата, так и районов, немало охотников, но мало просто любить охоту. Требуется также решать вопросы по охране животного мира, созданию условий для воспроизводства зверей и птиц.


И здесь начались проблемы. Прежде всего с финансированием всего комплекса мероприятий. Немаловажное значение имеет подбор, расстановка и обучение штатных работников государственного охотничьего контроля.


Из-за отсутствия финансирования началась реорганизация. Департамент был реорганизован в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Соответственно произошло сокращение аппарата управления. Оно было реорганизовано в отдел охотпользования и рыболовства. Отдел насчитывает восемь работников, из которых нет ни одного биолога-охотоведа. Реорганизация положительных результатов не дала, но зарплаты работников вновь организованной структуры заметно увеличились.


Государственный охотничий контроль выведен в отдельную структуру. При этом если старое штатное расписание предусматривало одного-двух госохотинспекторов на один район, то новое предусматривает одного штатного госохотинспектора на три-четыре района. Результаты работы налицо: «В отношении двух государственных охотничьих инспекторов возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ. Приговоры судов вступили в силу».


Надо бы министру природных ресурсов и экологии Тверской области Сергею Валентиновичу Орлову сделать выводы о работе госохотинспекторов, но выводы не последовали, что привело к ухудшению положения в государственном охотничьем контроле в регионе.


В 2014 году государственный охотничий инспектор Алексей Витальевич Смирнов составляет протокол об административном правонарушении в отношении А.В. Данильченко Суд признает протокол незаконным и делает вывод об отсутствии события административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого составлен протокол. Об этом случае сообщили министру природных ресурсов и экологии Тверской области С.В. Орлову, но тот в письме от 18.09.2014 г. № 7178-04 уведомил заявителя, что в действиях государственного охотничьего инспектора А.В. Смирнова нарушений действующего законодательства не установлено. Таким образом, министр природных ресурсов и экологии Тверской области признал за госохотинспектором право составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении лиц, не совершавших правонарушения.


Безнаказанность одного случая порождает повторные правонарушения со стороны должностных лиц, осуществляющих контроль над соблюдением требований законодательства об охоте.
На официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 05.09.2014 года опубликована информация «Кому запреты не указ?», в которой председатель Калязинского районного общества охотников и рыболовов Р.А. Земляков был обвинен в незаконной охоте в период, когда не только охота была запрещена, но и введено чрезвычайное положение из-за пожароопасной обстановки в лесах. В отношении Р.А. Землякова была развернута клеветническая кампания. Информация о противоправных действиях его не подтвердилась. Министр природных ресурсов и экологии Тверской области С.В. Орлов даже не затруднил себя принести Землякову извинения за клевету.


В декабре 2014 года мировому судье судебного участка Калязинского района Тверской области из Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области поступил материал по обвинению Игоря Николаевича Багурского в незаконной охоте. Его автомобиль находился недалеко от места, где был отстрелян кабан. Органами внутренних дел была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Багурский И.Н. непричастен к случаю незаконной охоты, и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В материалах проверки имелось заключение баллистической экспертизы о том, что отстрел кабана был произведен из оружия, не принадлежащего И.Н. Багурскому. В решении суд указал на отсутствие в действиях Багурского И.Н. события административного правонарушения. Удивляет, с какой легкостью на человека пытались навесить ярлык правонарушителя.


Из приведенных примеров видно, что в действиях работников Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области под руководством С.В. Орлова наблюдается шлейф противоправных действий по подлогу документов, которые чиновниками тверского региона введены в норму и за которые никто до настоящего времени не понес ответственности. Впрочем, о какой ответственности может идти речь, когда в отношении самого министра в суд будет направлено заявление по обвинению в клевете.


Время показало, что с полномочиями, переданными тверскому региону Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий», правительство Тверской области не справляется. А может быть, к руководству Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области пришли руководители, которые не сумели найти правильного решения в реализации полномочий, переданных из федерального центра региону, и возникла необходимость замены этих руководителей? В этом случае еще есть надежда на решение вопросов охоты и охотопользования в одном из старейших регионов страны.