Чудо-поганки

 Давненько я искал поганок, чтобы попытаться снять, но кроме чомги ничего мне не попадалось. Разумеется, я и против чомги ничего не имею, особенно в период птичьих свадеб и гнездования. Но эти птицы весьма осторожны и человеку не доверяют. Чтобы их снять - нужно основательно подойти к этому вопросу, поэтому это тема отдельного поста. Иные же виды поганок, более мелкие - другое дело. Они более доверчивы, хотя столья же малочисленны. В частности, красношейная поганка (Podiceps auritus), которую мне довелось встретить в самый непростой, но интересный период года- весьма доверчива по отношению к человеку.

До этого я встречал поганок (кроме чомги) лишь однажды в конце апреля на Астраханщине во время пролета. Тогда стайка из нескольких птиц промелькнула от меня в полусотне метров. Они мне показались некрупными, размером с гоголя или чернеть, птицами. Это были черношейные поганки, которые по факту даже мельче, чем красношейные.

 

Но при близкой встрече я с удивлением обнаружил, что крайношейные поганки - еще более мелкие маленькие птицы, размером не больше чирка.

 

Думаю, лишним будет упоминать, что поганки к уткам не имеют никакого отношения. Равно как они не близки ни к одному другому отряду птиц. А носят свое русское название они из-за очень сомнительного вкуса мяса. Почти весь их рацион составляет рыба и водные беспозвоночные, а это прямо сказывается на вкусовых качествах поганок. Поэтому они не представляют ценности для охотника и попадают под выстрел чаще к неопытным стрелкам. И тем не менее, этих птиц часто не встретишь, их количество весьма ограничено.

 
 

Они территориальны и нетерпимы к представителям своего вида и к другим поганкам, особенно в гнездовой период. Зато они являются отменными родителями.

 

Все их тело подчинено искусству ныряния, хотя они неплохо летают (поганки, населяющие Россию- перелетные, за исключением тех, которые живут на юге, где водоемы никогда не замерзают). Обтекаемое тело и ноги, отставленные далеко назад, дают возможность поганкам быстро и маневренно плавать. Поганки способны регулировать плавучесть своего тела, прижимая или "растопыривая" водоотталкивающее оперенье.

 

Они способны находиться под водой продолжительное время, обычно до минуты или чуть менее, проныривая в случае необходимости до сотни метров (чаще до 30 метров), достаточно глубоко ныряя и отлавливая верткую быструю рыбу, зачастую значительных для поганок размеров. Я лично наблюдал, как миниатюрный самец красношейной поганки ловил окуньков и ротанов длиной около 10 см и пытался скармливать их своим птенцам, которым отроду была от силы пара дней. Правда, последние справлялись с задачей лишь через раз, но все же справлялись.

 
 

Ныряя за рыбой, поганки часто запутываются в рыболовных сетях и гибнут.
А на земле поганки неуклюжи и почти на нее не выходят.
Поганки , особенно красношейные, для гнездования выбирают спокойные водоемы, пруды, старицы.
Гнездо у них плавучее, состоит из веток и листьев, самка обычно высиживает около 5 яиц. Иногда они устраивают его по соседству с крачками и чайками, и таким образом соседи их заранее предупреждают об опасности. Однако, такие гнезда очень уязвимы к человеческому фактору, а именно к волнам, создаваемым моторными лодками. Очень часто из-за этого яйца оказываются в воде и кладке настает конец.
Родители иногда оба покадают гнездо для охоты, а возвращаются они к нему чаще всего под водой с помощью продолжительного нырка, чтобы не привлекать внимание возможного врага. Так случилось и с моим семейством, которое я хочу Вам показать. Самка отложила 5 яиц и ревностно берегла их, в то время как самец неустанно отправлялся за добычей и неизменно возвращался с рыбкой и скармливал ее супруге. К сожалению, к моменту данной фотосессии, птенцов осталось лишь трое.

 
 

Немудрено, серые вороны патрулируют окрестности неустанно, и не упустят шанса поймать птенца. А у поганки они слишком маленькие и совсем не умеют нырять. Зато эти птицы приспособились иначе. Они не прячутся в тростнике, как многие другие водоплавающие. Будучи обитателями открытых водоемов и пространств, птенцы поганок проводят большое количество времени на спине у матери.

 

Там очевидно и тепло, и безопасно. У новорожденных птенцов на голове есть участок кожи без перьев, своеобразный нарост, к которому приливает кровь и он становится красным. Есть мнение, что таким образом птенец сигнализирует о голоде или о перегреве.

 

А папаша, как заведенный, носится по водоему в поисках мальков, постоянно ныряет и приносит добычу малышам. Чаще всего на корм птенцам поступают мальки длиной 2-3 см.

 
 
 

Мамаша, в отличие вечно мокрого отца, плавает сухая, пушистая и расфуфыренная, в такие минуты не претендует на еду и кажется совершенно безразличной.

 

Хотя, стоит неподалеку раздаться шуму, будь то утка взлетит или другоие водоплавающие устроят возню, самка настораживается. И если в тот момент птенцы плавают вокруг, то после неслышимой команды они моментально оказываются на спасительной спине матери.

 

Однако, двоим птенцам нашей героини, очевидно, не повезло.
Необходимо обратить внимание на внешний вид поганок. Эти птицы необычайно красивы, особенно в брачный период. Пышными хохолками и бакенбардами обладают представители обоих полов, то есть у поганок деморфизм по этому признаку почти отсутствует.

 

Столь же впечатляют и их брачные ухаживания и танцы. Чомги, например, способны в прямом смысле ходить по воде, причем самцы и самки используют это танцевальное па синхронно, отчего зрелище становится неповторимым. Все мечтаю снять такой танец, обязательно осуществлю.