Вы скажете : "Нашел чем удивить! Кто ж кряквы не видел? Вон они в парке тыща штук ходит, хлеб выпрашивают! Вставай с дивана и ищи что-нибудь поинтереснее!"
А я отвечу, что если снимки кряквы (Anas platyrhynchos) сделать интересными трудно, ибо их действительно пруд пруди в прекрасном качестве, то очерк о крякве все равно надо написать. Из уважения. Плюс ко всему, если такие снимки имеются, что ж их, держать "в столе"? Да и с биологической точки зрения они ничем не хуже других видов.
Аж стихи хочется писать про нее, но не умею. В конце концов, их изображения гравируют на штучных ружьях, используют в живописных сюжетах, "возводят" памятники...
И по делу, откровенно говоря. Во-первых, это одна из красивейших уток во всем мире.
Во-вторых, это один из процветающих видов, несмотря на серьезный охотничий прессинг. Вот даже этот боевой ветеран баталий, прошедший через заслоны ПВО и лишившийся ноги, гордо топчет этот мир оставшейся ластой. А сейчас отдыхает.
А в-третьих, кряква является прародителем большинства домашних уток. То есть ее значение в хозяйстве также переоценить сложно.
В-четвертых, изначально обитая повсеметсно в Северном полушарии, кряква была интродуцирована и в Южном полушарии, в частности в Австралию, Новую Зеландию и Южную Америку, где прижилась и стала... вредителем, точнее инвазивным видом, то есть нарушающим местную экологию. Разумеется, столь крупная и плодовитая птица способна теснить другие аборигенные виды. Это лишний раз говорит о том, что человеку со своим недальновидным пониманием мироздания стоило бы сидеть потише и ограничить свое влияние на это мироздание своей неразумной деятельностью.
Популяции у крякв по своей "одичалости" весьма разные. Городские утки почти ручные и часто ведут оседлый образ жизни, но повсеметсно живущие дикие собратья остаются дикими постоянно.
Они прекрасно приспособились к изменившемуся миру и используют этот факт с пользой для себя. Выводки они делают иногда 2-3 раза в год, и 10 птенцов в выводке - не предел.
Помимо этого, кряквы очень пластичны в выборе питания, и по сути являются всеядными, поедая как растительную пищу, так и животную, в том числе глотая целяком лягушек.
Разумеется, фотографировать крякашей в парке неинтересно. А вот если удается встретить этих уток в угодьях, где-нибудь на лесной речке или озере, то они становятся очень даже красивой целью.
Что еще инетерсного можно сказать о крякве? Это одна из самых крупных уток, селезни которых перед перелетом могут достигать 2 кг веса. Помимо этого, когда кряквы совершают перелеты в южные регионы (если совершают), они забираются очень и очень высоко : были случаи, когда кряквы были зафиксированы на высоте более 6000 метров!!! 6 километров, Карл!!! Половой деформизм- выражен ярко, но молодые селезни до своей первой предбрачной линьки окрашены также, как и утки. И в эти месяцы самцов можно распознать по ярко-желтому клюву, в то время как у самки клюв окрашен в коричнево-серые тона.
Так же примечательно, что примерно с конца мая наступает период полной линьки. Селезни на этот период образуют однополые стаи и отлетают в тростниковые крепи, где отсиживаются до полной смены пера, т.к. в некоторые дни они даже теряют способность к полету, и длится это 3 недели.
Самки же, которые заняты птенцами - линяют позже, уже вместе со вставшими на крыло птенцами, а самки, которые оказались не заняты выводками по каким-то причинам, линяют одновременно с селезнями.
Охотникам и натуралистам также имеет смысл знать, что пары у крякв образуются только до момента, когда утка садится на гнездо. После этого самка самца прогоняет. Откладывает она по одному яйцу в день, достраивая гнездо в процессе высиживания, причем пух она выдергивает у себя из груди (рвет волосы, иными словами).
В этот же период останавливается активность копчиковой железы утки, благодаря которой выделается жир, обеспечивающий смазку перьев для их водонепроницаемости. Это нужно для того, чтобы жир с оперенья утки не закупорил поры скорлупы и не лишил дыхания развивающихся в яйцах птенцов, а также, поскольку выделяемый жирный секрет имеет запах, его наличие могло бы привлекать хищников к гнезду, поэтому остановка деятельности этой железы играет роль и с точки зрения безопасности кладки.
Насиживание длится чуть менее месяца, а в двухмесячном возрасте птенцы уже становятся на крыло.
Несмотря на бдительную заботу утки о потомстве, выживаемость у кряквы весьма низкая, так как кладки часто бывают разорены серыми воронами, лунями, лисами, енотовидными собаками, а птенцы зачастую гибнут по тем же причинам.
В качестве компенсации кряквы стали очень плодовитыми птицами и в результате их количество составляет более половины от общего поголовья водоплавающих птиц всех видов. Также не лишен любопытства тот факт, что кряква, как представитель рода речных уток Anas, является видом относительно молодым, эволюционное развитие которого еще находится в процессе, и таким образом данный вид способен скрещиваться с некоторыми родственными видами и образовывать гибриды.
В общем, памятник однозначно!