Вопрос 1. Правда ли, что новая редакция Правил охоты наконец-то разрешит весеннюю охоту в нашей Астраханской области? Хочется так же, как сейчас — могут охотники из Центральных областей России посидеть в шалаше да из-под манной уточки добыть щеголя селезня.
Алексей Е. и Николай Т., молодые охотники из астраханской глубинки
— Действительно, с 1 марта этого года вступает в силу, с действием по 1 марта 2026 года, очередная новая редакция Правил охоты (приказ Минприроды России от 24.07.2020 г. № 477 (в ред. Приказа от 23 сентября 2022 г. N 631) (далее — Правила охоты). Де-юре и до названных дат весенняя охота в Астраханском регионе была возможна.
Вступающая в силу редакция Правил охоты вводит новые положения в регулирование весенней охоты в Южном федеральном округе, куда входит Астраханская область. Спешу успокоить всех, что было установлено в пункте 45 Правил охоты, осталось.
Технически разработчики проекта отредактировали абзац второй, установив, что вводить запрет весенней охоты в отношении отдельных видов пернатой дичи в соответствующих охотничьих угодьях в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об охоте» вправе высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (далее — Высшее должностное лицо).
В пункте 45 Правил охоты появляется новый третий абзац, в соответствии с которым Высшие должностные лица при введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в соответствии со статьей 53.5 ЛК РФ вправе вводить запрет весенней охоты в отношении отдельных видов пернатой дичи и медведя бурого в соответствующих охотничьих угодьях в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об охоте».
Понятно, что такое право появилось у Высших должностных лиц субъектов РФ по всей России, а не только в Астраханской области.
Кратко поясняю, что статья 53.5 Лесного кодекса РФ вводит положения о возможности введения ограничений пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, в том числе и полномочия в связи с этим Высших должностных лиц. Причем такие ограничения, порядок их введения и другие вопросы этого указаны в следующих статьях ЛК РФ: Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений; Статья 82. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений; Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации; Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений.
Кроме того, напоминаю, что упоминаемая выше статья 23.1 ФЗ «Об охоте» появилась два года назад и устанавливает порядок установления ограничений охоты. С названными статьями ЛК РФ и ФЗ «Об охоте», находящимся на общедоступных правовых сайтах, можно ознакомиться подробно самим.
Поэтому право открытия весенней охоты на всей территории охотничьих угодий или не во всех решается в регионе исходя из названных норм права. Кроме названного, весенняя охота регулируется и пунктами 46, 47 и 49 Правил охоты, о которых разъясню ниже.
И еще об одном, полезном не только Алексею и Николаю. Пункт 47 Правил охоты в новой редакции установил, что на весенне-летней охоте охота на селезней уток с использованием одной живой подсадной (манной) утки осуществляется с участием не более двух охотников.
Вопрос 2. Что нового о весенней охоте установили Правила охоты в этом году?
Виктор В., охотник из Калужской обл.
— Во вступающей в силу с 1 марта 2023 года новой редакции Правил охоты, кроме технических правок, есть изменения и дополнения в пункты 45, 46, 47 и 49, касающиеся весенне-летней охоты.
Так, пункт 45 Правил охоты дополнен новым абзацем 3. С 1 марта Высшие должностные лица субъектов РФ при введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах могут вводить запрет весенней охоты в отношении отдельных видов пернатой дичи и медведя бурого в соответствующих охотничьих угодьях в соответствии со статьями: 53.5 ЛУ РФ и 23.1 ФЗ «Об охоте».
Пункт 46 в измененной редакции, оставив право Высших должностных лиц субъектов РФ при определении ограничений охоты на разделение территории субъекта РФ на зоны (с указанием муниципальных образований) и устанавливать непрерывные сроки весенней охоты, уточняет, что, к примеру, надо указывать не календарные дни», а «непрерывные сроки весенней охоты» (каждый продолжительностью не более 10 дней). Объекты же весенней охоты наименовать вместо «глухаря, тетерева и вальдшнепа» — «боровой дичью». Вместо — «иные виды пернатой дичи» наименовать — «водоплавающей дичью».
Пункт 47, о сроках возможной непрерывной весенней охоты на селезней уток с использованием живых подсадных (манных) уток, уточняется. Такая охота станет возможной при условии, что с одной живой подсадной (манной) уткой будут охотиться не более двух охотников.
Пункт 49 теперь устанавливает, что при осуществлении весенней охоты разрешается добор раненой пернатой дичи (подранков) на расстоянии менее 300 метров от укрытия при осуществлении охоты на селезней уток и менее 500 метров от укрытия при осуществлении охоты на гусей и казарок.
Вопрос 3. Правда ли, что скоро придется менять охотничий билет единого образца?
Вениамин К., охотник-любитель из Тюмени
— Вероятно, Вы слышали о проекте ФЗ № 10309-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях закрепления обязанности по прохождению обучения требования охотминимума), принятом в первом чтении депутатами ГД РФ 24 ноября прошлого года.
Этот Проект предлагает уточнить статью 21. Охотничий билет в ФЗ «Об охоте». В предложенной редакции эта статья становится более строже к желающим получить охотничий билет. Уже ее первая часть требует от такого соискателя пройти проверку на знание требований охотничьего минимума в соответствующем органе исполнительной власти субъекта РФ.
Возможно, Ваш вопрос связан с тем, что если в действующей части 3 изменяемой статьи установлено, что охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия. В новой же редакции: в его части 2 охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения территории его действия, имеет учетные серию и номер и подлежит регистрации органом исполнительной власти субъекта РФ в государственном охотхозяйственном реестре.
В то же время в предложенной новой части 3 предлагается установить, что охотничий билет признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр. И прямо не сказано о том, что этот охотничий документ действует без ограничения срока. Будем верить, что наше сомнение о сроке действия охотбилета будет преодолено во время рассмотрения Проекта во втором чтении.
Кратко о предложениях разработчиков Проекта по другим важным, как считают многие наши друзья, требованиям. К примеру, новая часть 5, устанавливает, что охотничий билет должен содержать сведения о выдавшем его органе и об охотнике, указанные в подпунктах «а», «г», «ж» пункта 6 части 2 статьи 37 настоящего Федерального закона. Это: а) фамилия, имя, отчество; г) данные основного документа, удостоверяющего личность; ж) дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер.
Новая часть 6 проектируемой редакции статьи 21 ФЗ «Об охоте» расширяет и основания для аннулирования охотничьего билета. К уже имеющимся дополнены следующие: «2) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; 4) смерти физического лица, имеющего охотничий билет».
Вопрос 4. Правда ли, что теперь, если меня и моих товарищей-охотников призовут по мобилизации или мы добровольно вступим в ряды защитников Родины, есть какой-то механизм наших действий с имеющимся в собственности охотничьим оружием?
Валентин М., молодой охотник из Ставрополья
— Вы правы, такой порядок действий заработал с 29 декабря прошлого года, когда вступили в действие новые части 9–11 статьи 22 ФЗ «Об оружии», установленные в ФЗ – 638 от 29 декабря 2022 г.
В соответствии с ними, граждане РФ, владеющие на законном основании оружием и патронами к нему, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, а также добровольно вступившие в добровольческие формирования, имеют право сдать на хранение указанные оружие и патроны к нему в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или в его территориальный орган либо в органы внутренних дел (далее – Федеральный орган).
Эти федеральные органы обязаны принять и безвозмездно хранить сданные оружие и патроны к нему названными гражданами в период прохождения ими военной службы, а также в период их пребывания в добровольческом формировании. При этом период хранения оружия засчитывается в периоды владения таким оружием, предусмотренные частями 5, 8 и 9 статьи 13 настоящего ФЗ «Об оружии», в том числе в случае истечения срока действия соответствующих разрешений или их аннулирования на основании добровольного отказа.
При увольнении указанных в части 9 настоящей статьи граждан РФ с военной службы или прекращении контракта о пребывании в добровольческом формировании федеральный орган осуществляет возврат принятых на хранение оружия и патронов к нему их владельцам при отсутствии оснований, препятствующих такому возврату в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Период хранения в войсках национальной гвардии Российской Федерации либо в органах внутренних дел оружия, изъятого в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 36, 6 и 11 части 20 статьи 13 настоящего ФЗ, засчитывается в периоды владения таким оружием, предусмотренные частями 5, 8 и 9 статьи 13 ФЗ «Об оружии», в том числе в случае истечения срока действия соответствующих разрешений или их аннулирования на основании добровольного отказа.