Однажды, в начале мая, я гулял с собакой за городом около пруда. Уже распустились листья, прошлогодняя трава сменилась зеленью, из воды торчали побеги нового камыша. Собака бегала по берегу и обнюхивала то пучки травы, то куртинку камыша, залезая в воду. Около одной она встала и закрутила хвостом. Эге, там что-то есть. Я отозвал ее, сам зашел в воду и раздвинул камыш. Посередине куртинки я увидел круглое и аккуратное гнездо утки, а в нем двенадцать малюсеньких утят. Наверное, они только что вылупились, так как были еще мокрые. Мамаши поблизости не было. Утята сидели тихо, только глазками постреливали. Не желая беспокоить остальных, я заломил камыш и пошел с собакой дальше.
• • •
В средине лета под вечер я шел из леса, где проверял барсучьи норы. Уже недалеко было до опушки, как вдруг я услышал какие-то звуки, напоминающие мяуканье кошки. Но это была явно не она. Я пошел на звук и скоро оказался у дерева. На нем сидела куница. Куница – зверь скрытный, а тут по-светлому сидит открыто и своими криками привлекает внимание. Я догадался: у куниц начался гон. Стукнул палкой по дереву, но куница не обратила на меня никакого внимания, лишь перешла на соседнее дерево.
• • •
Как-то в сентябре я шел по лесу с полной корзиной грибов. До просеки оставалось метров сто, и тут рядом с тропой я услышал цоканье белки. Я тоже зацокал. Что тут началось! Белка тут же прискакала и начала еще сильней цокать, как будто ругалась со мной. Мне стало смешно, я решил продолжить перебранку и ответил. Это белку раззадорило, и она, прыгая с дерева на дерево и точно преследуя меня, ругалась, как сварливая баба, только что лапами не размахивала. Так она проводила меня до самой просеки. Я свернул в сторону, а белка еще долго негодовала и что-то сердито «кричала» мне вслед.
• • •
Сидел я как-то летом у речки, ловил карасей. По дороге проехал жигуленок в сторону залива. Минут через десять он вернулся и остановился около меня. Из машины вышел мужик, подошел ко мне и спросил: «Тебе ондатра не нужна?» – «Какая ондатра?» – «Да вот я поймал, а жена говорит, чтобы я ее выбросил». Мы подошли к машине, мужик открыл багажник, и я увидел здоровенную ондатру темно-коричневого цвета. «Выпусти ее, мех сейчас плохой», – посоветовал я. «Выпусти, выпусти ее!» – заверещала сидевшая в машине женщина. Мужик взял ондатру за хвост и отнес к реке, бросил в воду. Но ондатра не удрала, а приплыла к берегу и села рядом с моими удочками. Она чистила шерсть и прихорашивалась, не обращая на меня внимания. Потом стала есть траву, нисколько не смущаясь моим присутствием. Так мы с ней рыбачили больше часа, и я наконец отправился домой. На следующий день я пошел проверить, на месте ли моя новая знакомая, но ее уже не было, а там, где я сидел, лежала сухая шкура вылинявшей гадюки.
• • •
Где-то в начале ноября решил я пойти поохотиться на зайца в узерку. Листья опали, снега не было, погода мягкая – то, что нужно для охоты. Я ходил, осматривал елочки, упавшие стволы берез. Вдруг откуда-то из-за спины пролетела большая темная птица и села за куст орешника. Я подумал, что это рябчик. Обошел куст, но вместо рябчика увидел кедровку. Она спокойно сидела и смотрела на меня. Черного цвета, с белыми пестринами – просто красотка! Я полюбовался на нее и осторожно пошел дальше. А кедровка перелетела на другую сторону от меня и села, но тоже недалеко, метрах в пяти. Я подвинусь, и она за мной, я повернусь, и кедровка следом. И так минут пять. Потом она полетела по своим делам, а я пошел на поиски косого. Кедровка – редкая птица в наших лесах. Я несколько раз видел ее, но такую доверчивую встретил впервые.
• • •
Конец января. Снегу навалило уже прилично, мороз за двадцать градусов. И понесла меня нелегкая в такую погоду на охоту! Зашел в лес, а там – тишина. Все попрятались от холода. Ни следа зайца, ни белки, одни лисицы набегали. У них как раз начался гон. Ходил, ходил по лесу и набрел на свежую лежку лисицы. Отдыхала кумушка. Посмотрел на ее дальнейшие следы и увидел под корнями толстого дерева большой порой. Интересно, кого это лиса откопала? Подошел, заглянул в яму, а там на дне – ежик. Почему лиса его не съела? Наверное, меня услышала и ушла. Я потрогал ежика, а он растопырил иголки. Живой. Но на таком морозе может погибнуть. Я собрал куски мха, которые вырыла лисица, накрыл ими ежа и засыпал снегом. Может, выживет!
Вот такие интересные встречи случаются в природе.