Утиная охота по льду

Каждая охота хороша по-своему. И в каждой, даже ставшей классической, есть свои местные особенности, придающие ей неповторимый колорит. Вот и у меня больше десятка лет имеется свой «секретный» способ охоты на уток поздней осенью.

Дело в том, что на юге России поздней осенью, да и зимой тоже, морозы, как правило, несильные. И в ноябре, когда в некоторых северных областях нашей страны водоёмы уже покрыты довольно толстым слоем льда, на юге если и есть ледок на воде, то довольно тонкий. Желающих поохотиться на водоплавающую дичь становится к этому времени мало. К тому же утки, как правило, уже «обстреляны» и осторожны. Да еще открывается сезон охоты на зайца и лисицу... И вот подавляющее большинство охотников начинают бродить по полям и балкам в поисках новой добычи. Не поплывешь ведь на лодке по водоему, покрытому льдом! Никто не распугивает дичь дальними выстрелами и, что греха таить, матом. Водоплавающие чувствуют себя более вольготно. На водоемах воцаряется относительное спокойствие, не нарушаемое присутствием человека. Есть возможность не просто охотиться, но и наблюдать за жизнью живой природы. Но вот как добраться по льду в «птичье царство»? Ледок слишком тонкий, чтобы выдержать человека, но довольно крепкий, чтобы не пропустить лодку.


Тут-то мне и приходит на помощь армейский костюм химзащиты «Л-1» (вернее, нижняя его часть) и... ледоруб. Если лед на озере тонок, так называемое сало, то дорогу сквозь него можно пробивать обычной палкой. Но когда морозы чуть покрепче, ледоруб как раз то что надо. Почему «Л-1», а не какой-нибудь другой комбинезон из толстой резины? Во-первых, «Л-1» легче, а это, помимо компактности, дает возможность плотно затянуть его на поясе ремнем или даже простой веревкой. Тогда, в случае падения, вода внутрь комбинезона не зальется. Во-вторых, этот военный комплект химзащиты рассчитан на то, чтобы надевать его прямо на обувь. А значит, на берегу замерзшего водоема не придется переобуваться .


Понятно, что рельеф и глубину выбранного для такой охоты водоема надо заранее проверить в теплый период. Не лишним также будет документы и ключи от машины положить в небольшие полиэтиленовые пакеты (на случай нечаянного падения в воду). Конечно, потрудиться ледорубом придется как следует, чтобы добраться до ближайших камышей-укрытия. Но, поверьте, все это стоит того. Когда ты знаешь, что на озере практически один и никто не спугнет дальним и бесполезным выстрелом дичь, летящую как раз на тебя... Можно просто стать в укрытие на утренней либо на вечерней зорьке и ждать пролета уток. Но лучше не полениться и метрах в 30–35, на расстоянии верного выстрела, сделать ледорубом широкую полынью. Дело в том, что уткам, даже в сумерках, сверху среди белесого льда сразу видна темная вода пробитой полыньи. И среди замерзающего озера это само по себе служит для них приманкой. А если в эту полынью посадить чучела или подсадную, то эффект превзойдет все ожидания.


Да, такой способ охоты сильно зависит от природных факторов. Ударит мороз покрепче — и никаких сил не хватит на прокладывание «дороги во льдах». Но все-таки можно «поймать» период, когда лед не слишком толстый, и использовать это в охотничьих целях. Учитывая особенность климата на юге России, таким образом иногда можно охотиться вплоть до окончания сезона охоты на водоплавающих, до 31 декабря. Такая охота достаточно спортивна, ибо пробивать лед приходится не только к скрадку в самом начале охоты, но и к месту падения подстреленной дичи. Но все это, повторюсь, сполна окупается ощущением единения с природой, которое наиболее глубоко проявляется, когда ты остаешься с ней один на один.
Давно у меня не получалось вырваться на охоту. Но однажды в воскресение я оказался свободным от всех дел. И погода для моей охоты по льду была как раз самая что ни на есть подходящая. И вот я с утра, еще затемно, выехал на одно знакомое озерцо. Надежды на «эксклюзивность» моей охоты полностью оправдались! Еще при подходе к озеру прямо над моей головой, на бреющем полете пронеслась стайка уток с характерным свистящим шелестом крыльев. Выстрелов не было. Это хорошо! Стало быть, сегодня мало желающих менять утренний сон в теплой постели на лазание по мерзлому водоему. Озерцо было покрыто льдом. Правда, не таким тонким, как я надеялся. Пришлось, надев «Л-1», вооружиться ледорубом и, ломая лед, пробивать себе дорогу. Пока таким образом добрался до камышового островка, служащего укрытием, уже стало светать. Полынью решил на этот раз не делать — жаль было время терять...


Низко над камышами пролетело несколько уток, но вне выстрела. Тишина. Как все-таки красива утренняя заря осенью на озере! Право, стоило подняться пораньше и приехать сюда, чтобы вдохнуть чистого, морозного воздуха, полюбоваться на восход солнца сквозь камыши. Как много теряет среднестатистический горожанин, лишенный «охотничьей жилки»! Тут, прерывая ход моих философских размышлений, из-за камышей показалась летящая утка, которая заходила в моем направлении. Я плавно вскинул ружье, «посадил» силуэт летящей дичи на мушку, сопроводил — выстрел. Есть! Утка упала за моей спиной, с шумом ломая тонкий лед. Я начал пробираться к ней сквозь «сало», а затем, с уже добытой дичью, — к своему импровизированному скрадку. Пролетела еще одна утка, а я даже ружье вскинуть не успел. Постоял, подождал. Через какое-то время прямо передо мной, метрах в тридцати, на лед попыталась сесть еще одна кряква. Вскинул ружье, выстрелил. Мимо! Второй, третий выстрел — утка стремительно улетела. Эх, погорячился, промазал с трех выстрелов по крыжню! Да, с полуавтоматом надо иметь выдержку, чтобы весь боекомплект не расстрелять. Знаю, что надо быть хладнокровней при вскидке и выцеливании, но адреналин иногда зашкаливает.
Постоял еще минут двадцать, увидел снова утиную стайку, но далеко. Что ж, мне и одной добычи хватит. Прекрасное начало дня! Большинство людей в это морозное воскресное утро еще досматривают сны, а у меня уже столько приятных впечатлений.


Обратно идти было легко: ледяное крошево в пробитом мною проходе замерзнуть не успело. В машине меня ждала термокружка с горячим кофе.