Эти драматические ошибки на охоте

Наверное, у каждого охотника в течение его охотничьей практики случались эпизоды, когда подчас необъяснимые, ничем не оправданные ошибки его самого или его товарищей приводили к обидным неудачам на охоте, сводящим на нет все усилия по подготовке и проведению конкретной охоты.

Особенно бывает обидно, когда случайная мимолетная потеря концентрации на достаточно ответственной охоте сводит на нет очень серьезные усилия, затраченные всей командой на проведение охоты, тем более, если охота была реально хорошо подготовлена.

Такие случаи, к сожалению, были и у нас.

И вот  об особенно запомнившихся неудачах, мне и хотелось бы рассказать читателю.

Итак, начнем по порядку.

Сентябрь 2012 года, мы охотились на косулю. С утра мы сделали несколько загонов, но неудачно – зверь из загонов упорно не выходил.

Время потихонечку катилось к полудню, и мы решили попытать счастья в удаленной части района охоты непосредственно вблизи границы с Казахстаном.

Степная дорога петляла среди скошенных хлебных полос, мы двигались вдоль самой границы и вдруг наш старший Юра замечает на полосе слева от дороги жирующую на полосе стаю серых гусей!

Мы продолжаем движение, как ни в чем не бывало, и по команде Юры скрываемся за ближайшей лесопосадкой.

Фото: Дмитрия Щаницына 

Гуси как сидели, так и остались сидеть, мы, к счастью, их не потревожили. Юра четко засек место, где сидела стая. И стая приличная – голов 200 не меньше. Отлично, редкая удача.

После открытия охоты птица давно уже ушла в Казахстан, и эта стая пришла с пограничного озера на нашу сторону, поскольку здесь в глухом углу ее никто не тревожил. Охоту Юра запланировал на утро следующего дня, а сейчас мы опять поехали искать гурана.

Увы, гурана до вечера нам взять не удалось, хотя зверь в загонах был, но все время выходили самки с козлятами, коих ни в коем случае стрелять было нельзя. На степь опустились сумерки, мы как обычно на полосе и быстро выкопали три скрадка.

Фото автора. 

Юра в охоте принимать участие не мог, перед самым началом охотничьего сезона он получил серьезную травму – перелом ключицы, а затем перенес сложную операцию и в данный момент проходил восстановление. Стрелять он пока еще не мог, но в загоны ходил, соблюдая осторожность.

На рассвете Гриша, Володя и я занимаем скрадки, Юра назначает старшим в команде Володю, а сам практически одной рукой (!) отгоняет наш «уазик» в ближайший колок и уже оттуда будет наблюдать за происходящим.

Гуси поднялись с озера, когда стало совсем светло и как по расписанию в 7 утра и сразу пошли на нашу полосу. Наблюдая за ними, мы заметили, что поднялись они все сразу, и это означало, что у нас будет единственный шанс в этой охоте.

Однако по мере приближения к границе головная часть стаи оторвалась, оставив большой просвет между собой и второй частью табуна, то есть стая пошла в виде двух больших табунов с небольшим отставанием друг от друга.

Читайте отзыв книге автора "Охота на водоплавающую дичь"

Вот первый табун пересекает границу. Ныряю в скрадок, предоставляя Володе вести наблюдение за птицами. Время тянется медленно, и я ориентируюсь только по гусиному гоготу. Постепенно он все ближе и ближе. Вот я слышу его уже рядом со скрадками. Но Володя молчит, команды стрелять нет!?

Фото автора. 

И вдруг… Володя открыл стрельбу! Без команды! Поднимаюсь в окопе. Гуси уже развернулись и уходят в сторону границы. Ружье у плеча, но птицы уже далековато, но все же я успеваю выпустить в угон весь магазин и,…ничего! Не один не падает, и все благополучно тают за горизонтом.

Ну а что мои товарищи? Володя в полной растерянности, а Гриша идет по полосе и подбирает сбитого гусака. Вот так добыт всего один гусак. Это полное фиаско. Понимая, что ждать больше нечего мы идем снимать профили. Подъезжает Юра. Он все видел и в полном расстройстве. Все усилия почти впустую. Мы не сумели воспользоваться редкой удачей.

А произошло вот что. Первый табун сходу снизился над полосой и сел прямо к профилям. Ближе всех к гусям был Гриша и он, затаившись, ждал пока подойдет вторая половина стаи и тоже сядет к первой. Тогда можно будет бить по сидячим птицам, и дальше расстрелять гусей на подъеме. Но второй табун не сел, а буквально завис над нашей засадой.

Гуси были у меня со спины, я их видеть не мог, а Володя не отдав команды, открыл по ним огонь! Но поскольку гуси были совсем близко, он промазал пять раз подряд! Естественно, что когда он начал стрелять, сидевшие гуси поднялись, и Гриша сумел с дуплета выбить одного гусака. Я же стрелял по уже уходящим гусям, но все равно мне было непонятно, почему и я ни одного не выбил.

Я осмотрел свои патроны, которыми стрелял. Я их купил буквально накануне перед этой охотой. И,… обнаружил, что они без контейнера! Когда покупал, как следует, не посмотрел, что это за патроны. Отсюда и промахи по угонным гусям – площадь поражения была слишком мала для эффективного поражения раскидистой осыпью на предельной дистанции.

Читайте материал "Несжатая полоса: тонны породы - один гусак"

Итак, потеря управления командой в решающий момент охоты Володей, и моя оплошность с патронами привела нас к фиаско. На высоте остался только Гриша. Володя отличный стрелок, но он никогда не командовал бригадой и поэтому в данном случае выбор Юры был неудачным. Мы очень расстроились, но делать было нечего, и мы поехали дальше искать гурана.

Фото автора. 

И в конце дня нам все-таки удалось добыть крупного самца косули с хорошими рогами. И все равно, несмотря на то, что мы вернулись с хорошей добычей, настроение у нас было не лучшее. Мы бездарно упустили редкую удачу.

Сентябрь 2016 года. Открытие летне-осенней охоты мы провели крайне неудачно. На четверых стрелков удалось добыть одного гуся, и причина этого состояла в том, что птица по уже установившейся печальной традиции накануне открытия почти вся откочевала в Казахстан.

Поняв, что искать гусей смысла нет, мы перешли на охоту на косулю, но, тем не менее, периодически проверяли по возможности хлебные полосы, примыкающие к российско-казахстанской границе на которых до открытия охоты активно жировали гуси.

И вот спустя 10 дней после открытия, отправляясь на охоту на гурана, мы заехали утром на одну из таких полос и, спрятавшись в ближайшем колке, стали осматривать ее в бинокли. И, о радость, мы увидели на этой полосе табунок гусей голов в 30.

В сложившейся ситуации это, несомненно, была удача – можно организовать охоту на вечерней заре. Вдруг с казахской территории птица еще придет.

Часа в 3 после полудня мы приехали на полосу и вырыли скрадки, тщательно их, замаскировав, как и положено сделав их почти незаметными.

Читайте материал "Как подманить гуся весной"

Часов в 5 мы уже в скрадках и внимательно следим за окружающей обстановкой. Вечер был тихий солнечный и по-летнему теплый. Но вокруг стоял полный штиль. Мы ничего не видели и не слышали.

И вдруг я услышал справа и сзади от себя где-то в вышине столь долгожданный гусиный гогот. Причем гогот для серых гусей не характерный, очень высокой тональности, очень похожий на голос белолобых гусей.

Фото автора. 

Присмотревшись в том направлении, откуда шел звук, я увидел очень высоко двух серых гусей, парящих над полосой. Непонятно откуда они взялись. Первое что пришло в голову уж не разведчики ли это. Нырнув в скрадок, я взялся за манок и начал манить. И чудо.

Гуси повернули в сторону скрадков, пролетели над ними и пошли в сторону границы. Отлетев метров 300, они неожиданно подломили крылья, спикировали почти до самой земли, развернулись и над самой землей пошли точно на скрадки.

Подпустив их почти в упор, мы их буквально расстреляли. Конечно, это нас воодушевило, и мы стали ждать основную стаю. Но прошел час, потом еще полчаса, время перевалило за 8, солнце начало клониться к горизонту, а гусей так и не было.

Володя с Юрой стали настаивать, что стая не придет и надо сворачивать охоту. Я же настаивал на том, что надо подождать хотя бы еще полчаса. Друзья согласились, но очень неохотно. Они уже не маскировались и грелись в лучах заходящего солнца, сидя на брустверах скрадков.

И вдруг я слышу в небе со стороны границы гусиный говор. «Гуси!» - кричу я товарищам – «Прячьтесь!» А сам ныряю в скрадок. Друзья сначала не поверили, но затем Юра, присмотревшись, кричит – «Летят!» и сам скрывается в скрадке. Тут и я их увидел. Вот она та самая стая.

Еще далековато и я берусь за манок. Но не успел я поднести его к губам, как за моей спиной из окопа Юры загремели выстрелы. Вскакиваю с ружьем. Гуси естественно отвернули в сторону, ружье у плеча, но уже слишком далеко, а Юра тем временем отпускает гусям свои последние выстрелы. Тщетно, птицы уходят.

Читайте материал "Сюрпризы весеннего поля"

«Зачем же ты стрелял?» - спросил я Юру. «Я бы снизил их прямо на скрадки!» «Они уже нас заметили и начали отворачивать!» - сказал в свое оправдание Юра. «Тебе тоже надо было стрелять. К тебе они были ближе!» - добавил он. Вот так. Мой товарищ просто не поверил в мои возможности, хотя буквально два часа назад я ему их продемонстрировал.

А все произошло потому, что еще раньше он потерял веру в то, что эта стая вообще сюда придет. Отсюда и потеря концентрации в решающий момент охоты. Вот такая обидная неудача. Тем более что столько сил было затрачено. Одно радовало, что мы все-таки остались не пустыми.

Фото автора. 

Сентябрь 2017 года. Это открытие летне-осенней охоты мы готовили с особой тщательностью. Готовить его мы начали за неделю до того, как оно состоялось.

Нам удалось найти гусей на нескольких полосах, но, к сожалению, эти полосы были известны и другим охотникам, поэтому организовывать на них охоту нам не очень хотелось. И буквально перед самым открытием нам удалось найти скопление гусей в достаточно неожиданном месте.

В одной удаленной части района вблизи автомобильной трассы было расположено пресноводное озеро, мало посещаемое охотниками, поскольку дичи на нем, прежде всего, утки водилось немного. И вот на этом озере мы случайно обнаружили скопление гусей порядка 300 голов!

Вблизи озера были скошенные хлебные полосы и, судя по всему, скошены они были достаточно давно, а отсутствие вблизи деревень исключало фактор беспокойства гусей во время жировки.

Накануне вечером мы приехали к озеру и проследили, на какую полосу ходят гуси на жировку. Оказалось что совсем недалеко от озера, причем полоса еще и примыкала непосредственно к трассе.

Очень интересно было наблюдать за гусями, когда они вечером шли с озера на полосу. Шли они небольшими табунками голов по 15-20, шли совсем низко над землей – идеальная ситуация для охоты на классическом перелете. Но мы прекрасно понимали, что это иллюзия.

Достаточно одного выстрела на трассе пролета и птица пойдет совсем другим путем. Естественно мы не стали отступать от классической схемы охоты на сжатой полосе. Приехав, как обычно, затемно на полосу, мы с Юрой выкопали два скрадка.

Читайте материал "Классика гусиной охоты"

Третий наш товарищ Анатолий в охоте принимать участие не стал, он любил участвовать в охоте, но стрелять не очень любил. Рано утром, еще затемно, мы уже были на полосе, поправили маскировку скрадков, Юра расставил чучела гусей, и мы с ним заняли позицию в скрадках. Анатолий уехал за трассу и встал в ближайшем к ней колке.

В данном месте была очень плохая связь, и поэтому я дал Анатолию рацию для оперативной связи. По рации мы намеревались сообщить, что охота закончена. Самого же Анатолия я предупредил, чтобы он связывался по рации только в крайнем случае, если возникнет какая-либо нештатная ситуация. Мы остались ждать подлета гусей.

Фото автора. 

И вот здесь начала резко портиться погода. Накануне вечером, когда мы наблюдали за гусями, погода была очень тихая, теплая, был ясный закат, не предвещавший ухудшения погоды. Тем более неожиданно небо заволокло тучами, из которых сначала брызнули редкие мелкие капли, а потом пошел мелкий холодный противный дождик.

Черная земля в окопах быстро превратилась в вязкую липкую грязь, перемешанную с соломой. Пришлось следить за тем, чтобы она не попала в затвор ружья, а иначе пиши, пропало. Так мы с Юрой и мокли, дожидаясь рассвета. А он не спешил наступать.

Вот уже 7 утра, вот уже половина восьмого, дождь идет, а гусей все нет. Но и выстрелов на озере тоже нет. Видно и охотников там тоже нет. И вдруг зазвонила моя рация!? Анатолий спрашивает, а не пора ли нам сворачиваться? Гусям давно пора лететь, а они не летят.

Отвечаю ему, что надо еще подождать. И вдруг… возглас Юры – «Алеша, летят!» Поворачиваю голову в сторону озера и... вот они! Метрах в двухстах от нас лесопосадка, отделяющая нашу полосу от соседней, и протянувшаяся вдоль трассы в сторону озера.

Гуси слева от меня над дальним ее концом. Пытаюсь быстро убрать рацию в левый нарукавный карман куртки. Но впопыхах неудачно и она падает прямо в грязь на дне окопа. Гуси уже рядом, прячусь в окопе и все-таки запихиваю рацию в карман и хватаюсь за ружье. И в это время команда Юры – «Бьем!» Поднимаюсь в окопе.

Мимо меня слева на расстоянии чуть ли не вытянутой руки проскакивают 5 гусей! Они уже у меня за спиной! Но я все-таки сумел развернуться на 180 градусов и фактически через голову открыл по гусям «прицельный», насколько это было возможно, огонь. Бьет и Юра.

Я успеваю сделать 4 выстрела. Вижу, как один гусь камнем проваливается вниз, а два тянут по наклонной и исчезают на фоне редкой лесопосадки, отделяющей нашу полосу от соседней полосы. Но бежать за ними некогда. Над полосой там же на углу посадки появляется следующая стая. Но гуси уже слышали стрельбу и проходят слева в сторону трассы.

Читайте материал "Серая масть спутанных карт"

Берусь за манок. Гуси отлетают за трассу, разворачиваются, и вновь заходят на полосу точно, на чучела, но уже справа от меня и прямо на скрадок Юры. Они у меня справа и сзади. Стрелять я не могу, поэтому работаю манком и смотрю, как Юра будет их встречать.

Юра выпускает по гусям все 5 выстрелов и один гусак падает камнем! Юра бежит его подбирать, и я прошу его подобрать еще одного из первой стаи. Но Юра разводит руками. «Нет его!» - кричит он.

«Он у самой земли выправил полет и ушел низом на соседнюю полосу!». Вот это «сюрприз». К сожалению, этот случай далеко не первый. Такое бывало и раньше. Наступило некоторое затишье. Приводим себя в порядок. Но не надолго.

Фото автора. 

Точно также на нас выходит еще один табун. Гуси сразу снижаются прямо на мой скрадок, но при этом закладывают в воздухе такие виражи, бросаясь из стороны в сторону, что любой бекас позавидует! Прицельно стрелять невозможно, и я вынужден их пропустить и опять начинаю работать манком.

Гуси повторяют маневр предыдущей стаи и вновь выходят на Юру от меня справа и со спины. Опять я вынужден только болеть за Юру. После его выстрелов один гусак валится замертво, а еще один старается набрать высоту, но не может, пытаясь удержаться за уходящей стаей. Следим за ним.

Вот он над серединой соседней полосы, чуть уходит вверх, а затем резко валится вниз. Мне подумалось, что уж этого то мы должны найти. Дождь перестал. Но и охота закончилась. Вызываю по рации Анатолия. Он подъезжает, мы собираем чучела и едем на соседнюю полосу.

Мы объехали ее всю вдоль и поперек, но, увы, ничего так и не нашли. Итак, у нас оказалось всего два гусака. Обидная неудача. Вот так, одно неосторожное действие нашего товарища скомкало всю охоту и практически нивелировало почти недельную работу всей команды по подготовке этой охоты.

Мы могли вообще остаться без трофеев, но огромный опыт, выдержка и собранность, не взирая на обстоятельства, помогла нам с Юрой избежать полного фиаско. И это, пожалуй, самое главное.

Ни при каких обстоятельствах самообладание терять нельзя, как бы неудачно не складывалась охота. Подчас по не зависящим от охотника обстоятельствам.