Размышлял я в тот момент так, будто собирался сходить в магазин за покупками, и все зайцы должны были быть разложены по полю, как хлеб по полочкам.
Мои познания ограничивались несколькими прочитанными статьями в интернете, по которым я изучал тропление, запоминал заячьи выкрутасы — сдвойки, скидки.
Теоретически я подковался неплохо и считал, что уже держу косого за уши, но не тут-то было…
Моих познаний не хватило на то, чтобы понять, где можно охотиться, а где нельзя, но логика подсказала идти туда, где зайцам спокойно живется и есть что покушать.
Я выбрал одно из садовых товариществ, которое находилось хоть и на окраине города, но все же в его черте.
Подсказать мне, что там охотиться нельзя, было некому. Отец не охотник, друзей охотников у меня не было, охотовед вообще оказался каким-то злым и неприветливым, и лишний раз обращаться к нему я не хотел, посчитав, что зимой в садовом товариществе никого нет и я никого не потревожу парой своих выстрелов, более того, никто даже не узнает, что я там охотился.
На подсознательном уровне я понимал, что произведу в какой-то степени регулирование численности зверя, который наносит вред садовому товариществу.
Итак, собрал я рюкзак, положил в него патроны, термос с горячим чаем, бутерброды, взял свою двустволку 12-го калибра и отправился на охоту. День был погожий, снег закончился около суток назад.
Я доехал на машине по асфальту до поля, которое должно было меня привести в садовое товарищество. Мне предстояло пройти по нему около двух километров, затем перейти реку и сразу за ней начать охоту. Взвалив рюкзак на плечи, я расчехлил свой ИЖ-43, зарядил ружье и отправился в путь.
Снега было немного, так что я мог свободно передвигаться без лыж. Мне уже нравилось все, что происходило вокруг: морозец щипал щеки, ярко-белый пейзаж резал глаза. Я увидел заячий след, не успев добраться до реки, смотрел на следы, которые уверенно уходили в середину поля, и не знал, что делать.
Все мои познания вдруг куда-то улетучились, я разглядывал следы и пытался вспомнить, как бежит заяц, как он ставит лапы, чтобы понять, в какую сторону мне идти. К слову скажу, что с направлением я ошибся и пошел в обратную сторону, но метров через сто развернулся и своим же следом вернулся назад.
Помочь разобраться в направлении мне помогли не проштудированные когда-то статьи, а отрывок из одного фильма, из которого я запомнил, как ставил лапы косой при беге.
Тогда я почувствовал себя частью природы, ведь у меня что-то стало получаться. Я пошел по следу, спустился в овраг, а в нем было так натоптано, что я опять запутался и уже совсем не понимал, куда идти дальше.
Понял только, что в этот овраг заяц приходил кормиться, некоторые кусты были обтоптаны вокруг, и повсюду виднелись следы жизнедеятельности ушастого. Я принял решение выходить из оврага и продолжать движение к реке. Меня не покидала надежда, что сейчас, в это мгновение, заяц выпрыгнет из оврага, и я добуду свой первый трофей, но… Этого, увы, не произошло.
Я добрался до реки. Стоя на обрывистом берегу, видел несколько заячьих строчек, которые пересекали заснеженную поверхность льда. Все логично. Зайцы живут в садах и периодически переходят, когда направляются на поле. Или наоборот. Я не стал обращать внимание на направление следов и приступил к переходу реки.
Не дойдя до другого берега двух метров, я попал в полынью, благо одной ногой, так что успел одернуться и упасть на противоположную сторону. Встал, собрался с мыслями и через несколько минут уже стоял на дороге, которая проходила вокруг садового товарищества. Все было заметено снегом и свидетельствовало о том, что я тут абсолютно один: ни пеших следов, ни следов от машин нет.
Пройдя метров десять, я увидел свежий заячий след, который петлял из одного садового участка в другой. Я шел по следу и когда перелезал через очередной забор, порвал новенький маскхалат. В этот момент понял, что нужно идти садовыми дорожками. На этой охоте я зайцев не увидел. Лишь множество следов, которые давали мне надежду на завтра.
На второй охоте я тоже не увидел зайцев, но встретил в садах двух охотников. Мы пообщались. Они были опытнее меня, это я понял по их маскхалатам со следами крови добытых трофеев. Им в тот день зайцев тоже добыть не удалось, хотя они их видели…
Третья охота проходила в тех же садах, после очередного снегопада, когда легко определить, где свежие следы, а где запорошенные. Я чувствовал себя увереннее, шел параллельно следу, который тянулся вдоль всей дороги. Он завел меня в огород с заброшенным домом. Заяц был где-то здесь.
Я зашел на участок, увидел сдвойку, скидку, а затем лежку. Быстро вернувшись на дорогу, обнаружил новый след зайца, который шел в обратном направлении. Обхитрил меня косой. Что ж, охота есть охота, заяц оказался умнее, и я признал поражение.
Сел на лавочку возле того дома, налил себе чаю и решил: охота однозначно состоялась. В тот год я так и не добыл своего зайца, пару раз еще был на охоте, дважды видел косого, стрелял, но не попал.
В следующем году я попал в охотничий коллектив, и для меня охота на зайца заиграла новыми красками. Я узнал, что на ушастого можно охотиться не только по снегу, но и по чернотропу, и для этого необязательно иметь собаку.
Меня начали учить охоте на зайца нагоном, и, забегая вперед, скажу, это моя самая любимая охота на сегодняшний день. Охота коллективная — прекрасный повод встретиться, пообщаться с друзьями вдали от суеты.
В начале сезона тепло, температура +5… +10º, одеваться нужно легко, чтобы не вспотеть после первой же прогулки. Охотников на номера развозит машина, они встают в шеренгу вдоль лесопосадки; крайние номера выходят вперед основного строя метров на тридцать и держат темп, под который подстраивается вся группа.
На крайние номера назначаются самые выносливые и меткие охотники, потому что именно на них будет приходиться основная часть выходов зайца. Между охотниками выдерживается дистанция 30–40 метров.
Зайцы, которых поднимают охотники из середины строя, в большинстве случаев бегут не вперед, а по диагонали и выходят как раз под выстрел крайних номеров, но бывает и так, что косые поднимаются в нескольких метрах из-под ног, и тут главное не спешить, отпустить на 20–25 метров и прицельно выстрелить.
Случается, всех зайцев на охоте добывает один охотник, а кто-то не только не стреляет — что уж там! — но даже не видит зверька. И никак не угадаешь, как косые будут вести себя сегодня: побегут на крайние номера или достанутся тем, кто идет загонщиком в центре шеренги.
Если мы понимаем, что зайцы поднимаются близко или за спиной, то середина идет шумно, покрикивая, лишь бы поднять косого. А если понимаем, что зайцы насторожены и поднимаются далеко, то строй идет и вовсе без голоса. При попутном ветре мы идем тихо, при встречном шумно.
Ходить на такой охоте приходится очень много, не меньше десяти километров, а то и больше. После первых таких марафонов ноги гудят, но с каждой следующей охотой уровень выносливости растет, и вы уже не так устаете, ровнее дышите и чувствуете себя лучше…
Один сезон сменял другой, я набирался опыта, продолжал охотиться в коллективе, и зайцы стали попадать под мои выстрелы чаще. Иногда мне доводилось ходить крайним, и эта ответственность говорила мне о личностном и профессиональном росте.
Зимой, по снегу, охота на зайца-русака приобретает новые черты. Тут уже стоит обращать внимание на следы, но на тропление мы время не тратим, а идем по чернотропу вперед с выдвинутыми крайними охотниками.
Поделюсь стратегией поиска мест охоты на зайца. Может, это поможет начинающим охотникам (мне этой информации в свое время очень не хватало).
Одевайтесь чуть легче, чем того требует погода; сохранить силы и здоровье вам поможет качественное термобелье и костюм, изготовленные из хорошей мембранной ткани. В них вы не вспотеете, т.к. излишки тепла будут своевременно отводиться от тела, не замерзнете и, как следствие, не заболеете. К обуви стоит предъявлять еще более высокие требования, чем к одежде.
Выбирайте удобные сапоги или ботинки, отдайте предпочтение моделям, изготовленным из натуральных материалов с применением высокотехнологичных мембран. Выбирайте подошву для обуви, исходя из особенностей ландшафта, в котором планируется охота. Полиуретан и каучук — мягкие материалы, резина жесткая, тяжелая, но более прочная.
Всегда берите с собой рюкзак, если идете охотиться в одиночку. Подойдет однодневный рюкзак объемом не более 30 литров, с мягкими лямками. В рюкзак необходимо положить термос объемом до одного литра с горячим напитком, высококалорийный перекус, спички, веревку и нож. Нелишними будут сменные носки на случай намокания первого комплекта.
Ружье для ходовой охоты на зайца выбирайте легкое, дульное сужение не больше получока, т.к. дистанция стрельбы у вас будет от 20 до 40 метров и редко до 50 метров.
Дробь необходимо заранее подобрать таким образом, чтобы комбинация «ружье-сужение-патрон» давала максимально равномерную осыпь на рабочих дистанциях. Заяц относительно крепок на рану, и я бы не рекомендовал использовать дробь меньше № 4, крупнее № 1 тоже не стоит брать; в нашем коллективе принято добывать косого «тройкой».
Ищите зайца в разных локациях. Если вы прошли несколько полей и понимаете, что зайцев нет, перемещайтесь в лесопосадки, проверьте там. Если в лесопосадках не окажется зверя, проверьте овраги.
Просмотрите камыш вблизи водоемов, чилижник и т.д. Главное — не отчаивайтесь и не верьте в то, что зайца нет. Он есть, просто его надо искать.
Добытого зайца можно положить в рюкзак, заранее обеспечив герметичность мешка, чтобы ничего не испачкать кровью. Некоторые охотники из нашего коллектива буксируют зайца, для чего привязывают один конец веревки к поясу, а второй — к передним ногам косого, и волоком тащат до машины.
Нести добычу в руках неудобно, это может помешать добыть следующего зайца, сократив время изготовки на несколько секунд.
Разделывать зайца легче всего, пока он теплый. Это необязательно делать на охоте, но по возвращении домой не откладывайте свежевание на завтра. Завтра заяц «задубеет», и вы потратите гораздо больше сил на отделение шкурки от мяса.
Надеюсь, мои советы кому-то пригодятся и в нашем большом строю появятся еще счастливчики, которым удалось заполевать длинноухого хитреца.