Фартовый номер

В регионе моего проживания с косулей полный порядок, плотность этого вида в некоторых угодьях, где охотпользователь грамотно ведет биотехническую работу, довольна высокая. Численность лося, конечно, меньше, но и в этом направлении ведется постоянная работа, поэтому лосиное поголовье с каждым годом растет.

Фартовый номер

В регионе моего проживания с косулей полный порядок, плотность этого вида в некоторых угодьях, где охотпользователь грамотно ведет биотехническую работу, довольна высокая. Численность лося, конечно, меньше, но и в этом направлении ведется постоянная работа, поэтому лосиное поголовье с каждым годом растет.

Для нас эта охота с некоторых пор стала традиционной.

Ее принцип основан на знании местности и постоянных дневок зверя, куда он возвращаются после утренней кормежки. Необходимо также принимать во внимание направление ветра, потому что зверь зачастую идет на ветер, что не раз подтверждалось опытным путем.

На местах вероятного выхода зверя обычно расставляются стрелковые номера, а с противоположной стороны лесного массива группа охотников-загонщиков толкает зверя в сторону стрелков.

Охоту загоном мы стараемся проводить по снежному покрову. Так охота становится предсказуемой: подранка легче выследить и добрать, по следам можно точно определить места хода зверя и выставить номера, просчитать выходы и заходы животных в оклад и определить, перспективна ли охота в данном загоне.

Лист в лесу давно осыпался, и видимость увеличилась, красота зимнего леса радует глаз.

Звери словно чуют, что им ничего не угрожает, и охотно позируют на камеру. Фото автора. 

Лицензии мы приобретаем заранее, перед охотой участвуем в биотехнических мероприятиях на территории хозяйства, и какая-то их часть достается нам по льготной цене, остальное на общих основаниях.

Средняя стоимость лицензии на косулю: 12 000–15 000 рублей — сеголеток, 15 000–18 000 рублей — взрослая особь; 25 000–35 000 рублей стоит лось-сеголеток и 50 000–80 000 рублей — взрослый лось. Разделений по половому признаку нет.

Интересный нюанс: зачастую в частных угодьях цены ниже и зверя больше, чем в угодьях, закрепленных за ОООиР. Парадокс, но факт.

Также у нашего коллектива существует негласное правило: если на номер выходят самки и сеголетки, то сначала отстрелу подлежат сеголетки — без самки им зимой не выжить. Если же самка выходит одна или с самцом, то ее добыча не возбраняется.

Охотиться в сосновом лесу — одно удовольствие. Хороший обзор дает возможность заранее увидеть зверя и прицельно выстрелить. Фото автора. 

Теперь пробежимся еще раз по основным правилам.

1. Всех участников охоты мы записываем в бланк коллективной охоты, затем каждый сверяет данные своих охотничьих билетов и РОХи, расписывается за технику безопасности.

2. Инструктаж обязателен, несмотря на то что в нем тысячу раз сказанное повторяется тысячу первый раз. Стрельба только по ясно видимой цели, никакой стрельбы на звук и мелькание в кустах. Все участники в ярких жилетах, соответствующих ГОСТу 12.4.281-2014, у всех имеются рации, каждый в случае добычи зверя или ранения сообщает об этом, тем самым устраняя возможность нарушения нормы добычи.

Корректировать действия и ход движения загонщиков может только организатор охоты. С номеров до команды о завершении загона никто не сходит. После команды все разряжаются и зачехляют оружие…

Одним ранним ноябрьским утром наша команда приехала в охотничьи угодья Челябинской области на загонную охоту на косулю. Легкий морозец (–15°) слегка щипал нос и щеки. Пока шло заполнение бумаг, мы успели перекинуться парой фраз с ребятами, которых не видели с открытия по перу, и хлебнуть ароматного чая с медом и чабрецом.

После инструктажа егерь Андрей выбрал загонщиков, которые поехали на отдельной машине в начало оклада. Нас он отправил на номера со своим помощником. Постепенно ребята с идущих сзади автомобилей занимали номера. А вот и моя очередь подошла. Впереди идущий автомобиль на повороте лесного квартала показал правым поворотником место моего выхода. Значит, загон будет справа.

На этот раз я решил охотиться с гладкоствольным полуавтоматическим ружьем. Расчехлил его, зарядился, занял место на стрелковом номере и сразу обозначил соседям справа и слева свое нахождение. Пять минут тишины, и рация ожила: «Номера расставлены, можно начинать».

Издалека послышались звонкие голоса загонщиков. Потянулись минуты ожидания. Я стоял, не шевелясь, лишь медленно поворачивая голову в сторону, чтобы держать в поле зрения весь свой сектор. И вдруг…

Рабочие по зверю собаки — незаменимые помощники. Фото автора. 

На меня летел хороший рогач. Мощными прыжками метра по четыре он быстро приближался ко мне, заставляя сердце биться чаще. «Только не отверни!» – пульсировала одна мысль в голове.

Руки плотнее стиснули цевье и шейку приклада. Сегодня удача была на моей стороне: рогач летел точно на мой номер, не разбирая дороги. До него оставалось метров сорок, не больше, когда я вскинулся и сделал первый выстрел. Промах! Второй выстрел, следом третий — и кувырок зверя через голову. Готов!

Следом за лосем, в тридцати метрах от него, бежала самка. Четвертый и пятый выстрелы — ей. Есть! Через мгновение послышались два выстрела с правого номера. По рации я передал, что у меня пара взрослых. Сергей сообщил, что у него тоже рогач.

Егерь объявил, чтобы взрослых животных больше не стреляли: у нас оставались еще лицензии на пару сеголетков, так что к добыче были разрешены только они. Но больше в этом загоне выстрелов не было.

Когда все собрались у трофеев, нас с Сергеем поздравили, затем провели фотосессию и дружно приступили к разделке.

Поскольку мы отличились в первом загоне, нас отправили загонщиками во второй оклад. Минут двадцать мы тряслись на егерском уазике, затем последовал мой выход. Мне задали направление и подсказали промежуточные ориентиры. Я ждал команды о начале загона, а вокруг была такая красота — только картины писать.

Грива соснового леса спускалась в ложок и, смешиваясь с березой и осиной, растворялась в них, дальше шел сплошной березняк, местами густой, с хорошими полянами. Рай для косули! На сосновых лапах в солнечных лучах затеяли возню сойки (мы их еще лесными сороками называем), очень колоритные, любознательные и красивые птицы.

Фото автора. 

На снегу было много набродов, оставленных косулей. Я вдыхал морозный, пропитанный хвоей воздух и не мог им надышаться — аж голова кругом пошла.

Из созерцаний и раздумий меня вырвала команда, прозвучавшая по рации: «Номера готовы, начинайте загон». Еще раз вдохнув кристально чистого воздуха и громко закричав, я сделал первые шаги. Двигался я строго по указанному маршруту, подобрал палку метра полтора и шел, стряхивая с еловых веток снег, чтобы за шиворот не сыпался.

На номерах пока было тихо, хотя на границе сосняка и березняка просто места живого не осталось от бессчетного количества следов. Вот я прошел мимо четырех лежек, расположенных рядом друг с другом, лежки были свежие — видно, недавно снялись. Взглядом я проводил цепочку следов, идущих от лежек, и тут же заметил белое зеркало «заднего вида» удирающей косули.

Громко крикнул номерам: «Держи — пошли!». По рации передал напарнику, чтобы поднажал, а то через его фланг косули могут удрать, не выйдя на стрелков. Через три минуты прозвучали выстрелы: два, три, еще два и еще один. Прямо война какая-то! А в рации тишина. Неужели все промазали? Минут через пять я вышел к номерам. Рядом с Анатолием лежал сеголеток.

Поздравил товарища с полем и спросил, почему он по рации не сообщил, что добыл. И в ответ услышал: «А я рацию в машине забыл». Пожурил его слегка, хорошо, что беды не вышло. Еще на одном из номеров Илья добыл сеголетка, а остальные промазали.

На этом охота закончилась, и пока счастливые стрелки разделывали свои трофеи, мы накрыли нехитрый охотничий стол. Завтра ехать за лосем, поэтому долго трапезничать не стали.

Все участники охоты должны иметь яркие элементы одежды. Фото автора. 

Второй день сильно отличался от предыдущего. Лоси после обильного снегопада стояли мертво. Свежих следов найти не могли долгое время, а старые все замело. После нескольких часов бесплодных поисков мы остановились на перекус и попутно приняли решение делать загоны вслепую.

Болота, густо поросшие осинником, наиболее подходящие для мест стоянок лосей, давно известны егерскому составу, так что мы думали прочесать их, а там, глядишь, и дарует святой Трифон удачу.

В этот раз мне выпало первым выходить на номер. Встал, зарядил карабин, снял чехол с оптики, обтоптался, чтобы снег под ногами не скрипел, Следующий номер я не видел, но решил, что если лось побежит справа, между нами, то стрелять буду только в угон. Минут двадцать расставлялись номера и завозились загонщики.

Если честно, то я даже успел подмерзнуть за это время. Но вот загон начался, и по тому, как медленно приближались голоса загонщиков, я представил, какие крепи им приходилось преодолевать. Да уж, парням не позавидуешь. Сосед справа передал по рации, что на меня идет зверь, и предупредил, чтобы я был внимательнее.

Собрался и приготовился ждать появления лося, обострив все чувства до предела. Меня всегда поражала способность лосей появляться бесшумно, словно тень. Как такой исполин не зацепит ни одной ветки и не сломает ни одного сучка, продвигаясь по лесу? Мне трижды довелось наблюдать бесшумные выходы зверя на номера. И в этот раз был тот же случай.

Большая удача — добыть козлика с еще не сброшенными рожками. Фото автора. 

Я плавно поднял свой карабин и навел перекрестие прицела на лопатку движущегося лося. Выдохнул и медленно нажал на спусковой крючок. Громкий выстрел резанул по ушам. Я быстро перезарядил болтовик, но в оптику увидел, что с повторным выстрелом можно не торопиться: бычок рухнул как подкошенный. Расстояние было самым что ни на есть охотничьим — около ста метров.

Полуоболочечная пуля сделала свое дело, оставив зверя на месте. Через двадцать минут вся команда собралась возле меня, и я с удовольствием принимал поздравления.

А самое забавное и невероятное произошло напоследок, когда мы возвращались на базу. Проезжая краем болота, мы увидели пару лосей, которые без всякого опасения подпустили нас к себе на двадцать метров.

Лицензия была закрыта, так что мы достали свои телефоны и просто начали снимать лесных гигантов. Кому рассказать — не поверят ведь, мол, все охотники мастера заливать! Но оставшиеся видео — доказательства того, что эта невероятная история — чистая правда.