Обсуждаемые вопросы:
- как складывается ситуация с выдачей охотничьих билетов единого государственного образца в регионах;
- стоит ли охотникам спешить с обменом билетов или обмен будет продлен;
- почему охотничьи билеты единого образца разные
Участвуют:
Антон Берсенев, директор департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии России
Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Дмитрий Вачугов, начальник Управления регулирования и использования объектов животного мира Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области
В ходе пресс-конференции прозвучали ответы на вопросы интернет-аудитории и представителей СМИ.
Вступительное слово ведущего.
Добрый день, мы приветствуем собравшихся в пресс-центре медиахолдинга, и наших гостей. Сегодня в нашем разговоре участвуют Антон Евгеньевич Берсенев, директор департамента государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии России, Антон Олегович Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, и Дмитрий Дмитриевич Вачугов, начальник Управления охоты и охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Тема нашей пресс-конференции: "Охотничьи билеты нового образца: как идет процесс выдачи в регионах".
Журналисты также смогут задать свои вопросы как в режиме удаленного доступа, так и непосредственно в пресс-центре сразу после нашей вступительной части.
Вопрос: Почему возникла необходимость введения охотничьих билетов единого федерального образца?
А.Берсенев: Добрый день, уважаемые коллеги, охотники, участники пресс-конференции. Очень приятно, что вы нас пригласили, и думаю, что мы ответим на все ваши вопросы.
Дело в том, что утверждение, что "возникла необходимость получения охотниками единого билета", - это не совсем точно, потому что необходимость в получении охотничьего билета существовала всегда. Всегда было стремление к его унификации. Что в системе Росохотрыболовсоюза был единый билет системы, что в системе военных охотников был единый билет этой системы. Также ранее действовали государственные охотничьи билеты, утвержденные единообразно.
Охотничий билет подтверждает не только право на охоту и получение разрешения на добычу охотничьих животных. Он еще подтверждает право владения и использования охотничьего оружия. Человек, получая охотничий билет, подтвердив свой статус охотника, получает право на хранение и ношение гражданского оружия в соответствии с законом об оружии. В связи с этим всегда возникали вопросы, как охотников учитывать, систематизировать, как наказывать нарушителей как охотничьего законодательства, так и законодательства об обороте оружия.
Без действия единого государственного билета невозможно, например, приостановить специальное право, которое предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. Например, лишить права охоты, то есть лишить специального права. Сейчас этого права лишают по суду. Каким будет механизм исполнения этого решения? Именно лишения права с помощью, например, внесения данных в государственный реестр либо помещения этого билета как документа в определенное место, чтобы человек не мог им пользоваться. Это все актуально. Сейчас такая работа проводится, процедура максимально упрощена.
Исторически на протяжении многих лет была такая необходимость. Она реализована в законе об охоте, реализована не сейчас и не вчера, а в 2009г., когда был принят этот закон. И многие охотники, и все общественные организации, и производственные организации в сфере охотничьего хозяйства знали об этом и готовились к этому. Поэтому мы сейчас видим, как достаточно подготовлены органы власти субъектов Федерации, уполномоченные на выдачу билетов единого федерального образца, - удовлетворительно, хорошо, плохо - это мы выясним в ходе беседы, выполняя свои полномочия.
Вопрос: Сколько охотничьих билетов выдано в регионах? Я думаю, что Вы сейчас озвучите цифру по стране, а Ваши коллеги - по своим регионам.
А.Берсенев: Выдано очень много охотничьих билетов - уже более 1 млн. Каждый день эта цифра изменяется. На 15 марта было выдано примерно 1 млн 100 тыс. охотничьих билетов. В каждом субъекте картина разнообразна по объему выданных билетов, она связана с различными особенностями регионов, с различным уровнем подготовки.
Если говорить о том, какое количество охотничьих билетов мы предполагаем, что будет выдано, я думаю, что это будет чуть более 2 млн в течение этого года.
Д.Вачугов: Здравствуйте, я рад всех поприветствовать. На сегодняшний день информация по Московской области такова: мы уже сейчас выдали 60 тыс. билетов (естественно, плюс-минус, потому что эта цифра постоянно меняется), и нами заказана следующая партия в 15 тыс. Мы думаем, что она тоже довольно быстро уйдет, потому что спрос на эти билеты сейчас есть.
А.Кульбачевский: В Москве на данный момент выдано также более 60 тыс. билетов в связи с тем, что март - традиционное время. Раньше, когда были билеты старого образца (их охотобщества выдавали), они подтверждались каждый год, и как раз до 1 апреля необходимо было эту процедуру провести. Поэтому, если сравнить, допустим, динамику выдачи прошлого года, в ноябре мы выдали всего лишь 6 тыс. За одну неделю марта выдали 7 тыс.То есть в разы увеличилось количество охотников, которые обращаются за заменой билетов, поэтому у нас сейчас "жаркий" период, но мы справляемся, У нас есть бланки и все необходимое.
Ведущий: Есть ли ажиотаж, очереди?
А.Кульбачевский: Мартовский ажиотаж всегда присутствовал в охотничьем мире, от него никак не уйти, это традиционно. Я думаю, сейчас, с введением билетов нового образца, они не должны будут подтверждаться ежегодно, потому что выдаются безвременно - у нас уже не будет таких месяцев, будет все ровно. Я думаю, что до 1 июля этого года уже все желающие, которые непосредственно занимаются охотой, эти билеты поменяют.
По нашим данным, в Москве в предыдущие годы выдано 300 тыс. билетов. Сейчас пока к нам обратились 60 тыс. граждан. Я думаю, что из них не все охотники, а есть и те, кто хочет приобрести тот или иной вид оружия. Эти люди не увлекаются охотой, но так законодательство об оружии устроено, что они в любом случае, прежде чем получить разрешение на оружие, должны получить охотничий билет. С этим тоже связан определенный ажиотаж. В любом случае, и число охотников будет прирастать, но я думаю, что после спада ажиотажа мы будем выдавать в среднем 3-4 тыс. в месяц, это будет для нас вполне комфортно.
Вопрос: Какая ситуация с охотничьими билетами в регионах? Там ожидается ажиотажный спрос?
А.Берсенев: Вот как раз в регионах, к нашей радости и удовлетворению всех охотников, ажиотажного спроса не наблюдается. И нас это не настораживает, потому что органы готовы. Провели работу заблаговременно, еще в прошлом году, ровно год назад, перед тем как (я некоторую ретроспективную справку дам) Министерство природных ресурсов вышло с инициативой о продлении срока действия охотничьих билетов старого образца для обеспечения вот этого переходного периода. Такой законопроект был принял Госдумой до 1 июля 2011г., хотя законом об охоте предусматривалось ограничение времени по сроку действия так называемых "старых" билетов до 1 июля прошлого года. Такой законопроект был внесен, и, соответственно, в течение года спокойно совершенно все регионы получили возможность подготовиться. В начале года и в начале периода выдачи билетов были некоторые технические затруднения - пока регионы освоили данную услугу, подобрали кадры, сформировали информационные ресурсы для охотников. И поэтому сейчас этот процесс уже отлажен.
А что касается именно ажиотажа, то скажу следующее: в некоторых регионах наблюдаются такие вещи, когда ответственные лица, уполномоченные выдавать охотничьи билеты в каждом, подчеркну, административном районе, предлагают охотникам это сделать, но охотники отказываются: "Зачем нам спешить? Ну, вы же здесь, вы же нам можете это сделать тогда, когда нам будет удобно". Поэтому активность охотников и количество выданных билетов зависит, скорее всего, от них. Конечно, сейчас она наблюдается повышенная, потому что перед весенней охотой, как правило, все должны получить документ, подтверждающий право получения разрешения. Подчеркну, что на весеннюю охоту не все далеко охотники планируют поехать.
Это специфическая охота, и не более 50% охотников вообще не ходят на весеннюю охоту. Я даже думаю, что более горячий период будет как раз перед осенней охотой, которая начинается во всех субъектах, как правило, в середине августа. И подчеркну, что это у нас не какой-то дэдлайн и срок окончания обмена билетов. Процедура обмена совершенно не отличается от процедуры выдачи, и она будет осуществляться с 1 июля. И, возможно, ажиотаж, или, скорее, массовое обращение охотников, будет наблюдаться как раз после 1 июля, как раз в преддверии осенней охоты, в которой участвуют гораздо большее количество охотников.
А те граждане, которые очень редко ездят на охоту, и они даже больше где-то держатели охотничьего оружия, по разным причинам, будут спокойно это делать, получать новый охотничий билет единого федерального образца в течение следующего, неограниченного периода времени.
Вопрос: Сегодня очевидно, что регионы не успеют завершить процесс выдачи билетов к 1 июля. Будет ли продлен срок?
А.Берсенев: Совершенно не согласен с первой частью вопроса. Зачем его завершать? Он законодательно определен и дальше просто идет. То, что регионы справляются абсолютно с потоком граждан, которые именно хотят получить охотничий билет, это очевидно.
А.Кульбачевский: Я бы хотел просто акцентировать, что билет старого образца перестает действовать с 1 июля 2012г., то есть вы уже с ним на охоту не поедете. Но это совершенно не значит, что не будет выдаваться после 1 июля 2012г. билет нового образца. Совершенно спокойно, никакой ответственности – ни административной, ни какой другой нет, если кто-то не успел поменять. И если надо вам, допустим, ехать на осеннюю охоту, вы можете совершено спокойно в августе прийти и поменять этот билет.
И хотя коллеги прогнозируют какое-то повышение спроса перед осенней охотой, но тем не менее это дело органов субъекта, а в каждом субъекте есть орган, например, в Московской области за это отвечает Министерство сельского хозяйства, в Москве – Департамент природопользования и охраны окружающей среды, в Новосибирской области – это еще какой-то орган, уполномоченный субъектом непосредственно заниматься этой деятельностью. Но основная идея в том, что это госуслуга, она предоставляется бесплатно, что в корне меняет отношение государства к выдаче охотничьих билетов. Потому что раньше были взносы, все остальное, и определенные какие-то коррупционные формы. Сейчас, вы знаете, это делается совершенно бесплатно, и мы на сайте департамента и постоянно в СМИ об этом говорим, что ни в коем случае никакие фирмы-посредники не должны присутствовать.
В Москве, слава Богу, это осуществляет не только департамент, но еще и многофункциональные центры, которые открываются сейчас по всему городу и оказывают все государственные услуги, которые существуют вообще в перечне законодательства. Вот выдача охотничьего билета, по крайней мере в Москве, - это государственная функция, которая предоставляется бесплатно в течение пяти дней. В принципе, есть, конечно, нарекания и по срокам из-за перегрузок, есть нюансы и шероховатости, но, тем не менее, в общем и целом – это госуслуга, и эта функция вполне нормально предоставляется населению. Если взять количество выданных билетов и количество жалоб, то, может быть, недовольных даже меньше.
И мы предупреждаем, что ни в коем случае нельзя пользоваться услугами посреднических организаций, потому что это бесплатная услуга, и государство обязано вам выдать этот билет в течение пяти дней. А для этого ничего не требуется, никаких специальных справок не надо брать. Да, вы написали, что не были судимы, написали, что вы ознакомлены с охотменю, но никто вас не спрашивает при сдаче заявления, так ли это или нет. Потом, если в ходе что-то выяснится, что вы обманули, тогда, конечно, вас лишат этого права и, может быть, навсегда.
Но, тем не менее, я считаю, что для охотников настолько упростили процедуру и сняли все административные препоны именно новым законом. Министерство природных ресурсов, изучало опыт всех предыдущих лет, в том числе и советского периода, когда зарождалось охотничье сообщество в России, и я считаю, что этот закон направлен именно на это, на упрощение жизни. И не надо каждый год ходить и подтверждать. Получил, 10-15 лет прошло, у тебя есть билет, ты можешь и оружие поменять всегда.
Вопрос: А Вы уверены в том, что все охотники в достаточной степени информированы? Допустим, население Новосибирской области ссылается на недостаток информации, поскольку большинство охотников проживают в отдаленных поселках. Как в этом направлении ведется работа с местными органами власти и что рекомендовано делать в этой ситуации?
А.Берсенев: Спасибо за вопрос. Конечно, я уверен в том, что многие недостаточно информированы. Однозначно. Я не могу сказать, что это пробел в работе. Это наш менталитет. У нас люди узнают о том, что такой-то закон действует, только когда они вплотную столкнутся с этой проблемой. Это зависит прежде всего от информационного поля. Мы этим сейчас и занимаемся - информированием охотников, что никакого часа икс не наступило, что все их права будут сохранены и подтверждены.
Мы регулярно мониторим ситуацию и направили недавно письмо всем субъектам РФ о том, что необходимо активизировать работу по информированию охотников о процедуре, о том, что необходимо разместить во всех средствах массовой информации примеры бланков заявлений, информацию о том, какие документы должен охотник предоставить, в каких местах осуществляется выдача этих охотничьих билетов единого федерального образца.
Может быть, забегая вперед, но уверен, что такой вопрос 100% прозвучит. Что такое обмен, выдача и так далее? Нужно ли нести охотничий билет , допустим, членский? К сожалению, в законе чуть-чуть неточно описана процедура этого так называемого обмена. Совершенно отсутствует необходимость даже предъявления членского охотничьего билета, так как в заявлении, разработанном нами, содержится положение именно о том, что охотник, заявляя о том, что он a) не судим, b) ознакомился с требованиями охотминимума и c) предоставил те данные, которые необходимо предоставить, тем самым декларирует свое желание и подтверждает свое право.
Если вдруг эти данные не соответствуют действительности, и правоохранительные органы потом выяснят, что по каким-то причинам охотник указал неточные данные, охотничий билет может быть аннулирован. Это касается, кстати, и вопроса о запрете выдачи охотничьих билетов судимым гражданам и с которых не снята судимость.
Н.Матвеев (телеканал "Подмосковье"): Сколько планируется выдать билетов до 1 июля 2012г.? В каких районах Московской области билеты получают активно и с чем это связано?
Д.Вачугов: Мы анализируем сейчас нашу аудиторию, то количество охотников, которое есть в Подмосковье, постоянно там проживающих. По нашим расчетам, 120-130 тыс. охотников в Подмосковье. Я думаю, что при тех темпах выдачи билетов, которые мы сохраняем сейчас, к 1 июля вполне возможно, что вся эта аудитория будет ими обеспечена. Я уже, отвечая на вопросы, сказал, что 60 тыс. мы уже раздали. Активнее всего сейчас идет выдача билетов в муниципальных районах, которые приближены к Москве. Но это объяснимо, поскольку даже численность жителей в этих районах значительно выше. Например, в Химкинском районе больше, чем в Шатурском. Это более густонаселенные районы, и, соответственно, эти районы, окружающие Москву, это основная масса клиентов наших, граждан, получающих охотничьи билеты оттуда. Наиболее перегруженной точкой сейчас являются Люберцы, потому что они ближе всего к Москве, и туда люди идут более активно. Ну, тем не менее, везде справляются, и как говорил коллега, процент жалоб у нас тоже не очень большой. При работе с людьми какие-то недовольные всегда находятся. Но могу сказать, что всех мы обеспечиваем и все желающие в течение пяти дней получают свои билеты.
Вопрос: Вы ничего не сказали о возможности получения охотничьего билета через почту.
А.Берсенев: Мы такие рекомендации всем субъектам Российской Федерации даем. Очевидно, что эта форма будет распространена в тех субъектах, где удален доступ к пунктам выдачи. Настоятельно рекомендуем субъектам пользоваться такой возможностью. Эта возможность существует. Гражданин может за получением этой государственной услуги обратиться, в том числе, и по почте.
Нецелесообразно, конечно, это распространять, например, на такие регионы, как Москва, где масса всяких возможностей и доступность шаговая буквально в каждом муниципальном районе и каждом многофункциональном центре. То же самое в Московской области, то же самое в любом субъекте европейской части РФ.
А вот в Сибири и на Дальнем Востоке, конечно, очевидно, что граждане будут пользоваться такой услугой, и уверен, что органы поддержат такую форму и будут направлять по почте охотничий билет, внесенный в государственный реестр.
Конечно, это связано с дополнительными расходами органов исполнительной власти субъектов. Это очевидно. Но я надеюсь, что субъекты откликнутся для того, чтобы создать комфортные условия для граждан.
В. Ольшанский (журнал "Охота"): Перед мероприятием меня достал звонок. Позвонивший человек сказал: "Звонил в Минприроды, в Минсельхоз. А вопрос очень простой. Я хочу поехать в Московской области в угодья общего пользования. Скажите, где я могу посмотреть их, карту, выбрать место, что там за условия и где можно получить эту информацию, где взять разрешение и к кому надо обратиться?".
Д.Вачугов: В Московской области так сложилась ситуация, что в области угодий общего пользования, общедоступных охотничьих угодий не так уж много. Есть три небольших таких угодья – по одному в Шатурском, Щелковском и Солнечногорском муниципальных районах. Чтобы получить разрешение туда на охоту, необходимо обратиться в наши территориальные отделы охотничьего надзора, а всю информацию об этих отделах можно взять на нашем сайте Минсельхозпрода Московской области. Также мы постоянно информируем охотников о том, какой порядок будет, и эта пресс-конференция тому подтверждение, что мы работаем с информационными ресурсами, и свой сайт у нас есть в интернете, и в газетах мы всегда публикуем, в том числе и в "Российской охотничьей газете". Даже с этого года будет выпускаться при нашей методической поддержке областной журнал "Охотничий вестник Подмосковья", где тоже все адреса, телефоны, новейшие нормативные акты всегда можно будет прочитать. Поэтому человеку я советую посмотреть на сайте телефон ближайшего отдела охотничьего надзора, заехать и получить там разрешение. Для этого нужен охотничий билет, пока еще и старый.
В.Ольшанский (журнал "Охота"): Антон Евгеньевич, Вы неоднократно упомянули слово "обмен". Я знаю, что в разных организациях были факты, когда люди приходили за новым билетом государственного образца, и у них либо оставляли, либо забирали старые билеты. Какова судьба билетов охотобществ старого образца? Можно ли их выбросить?
А.Берсенев: Такие перегибы на местах существовали именно в начальном периоде выдачи охотничьих билетов. Да, к сожалению, у нас в законе написана именно процедура обмена. Но мы как раз все субъекты РФ проинформировали, что не следует даже охотников информировать о том, что они должны именно принести и обменять охотничий билет.
Еще раз подчеркну: процедура выдачи ничем не отличается от процедуры обмена. Охотник заполнил заявление, отдал две фотографии, и он, соответственно, выполнил все требования, необходимые для получения охотничьего билета единого федерального образца.
Если какие-то органы этот членский охотничий билет изъяли и где-то у себя хранят, они обязаны вернуть его охотнику. Это собственность или общественной организации (в зависимости от ее устава), или охотника как члена этой общественной организации. То есть в каждом субъекте может быть по-разному. Подчеркну, что это зависит именно от положений устава данного конкретного общества охотников.
Знаю, что такая проблема существует в ряде регионов. Она происходит от недопонимания лиц, уполномоченных выдавать. С этим вопросом работаем, разъясняем как можем. Я думаю, что за последние полгода такая проблема исчерпана.
Я.Тычкин (журнал "Охота"): В охотничьем билете федеральной формы есть страничка "Отметки". Что она предусматривает? Что туда вносится?
А.Берсенев: Сейчас не требуется внесение в охотничий билет сведений ни о гладкоствольном оружии, ни о холодном. Закон об оружии не требует этого. Соответственно, эта страничка предназначена не для этого.
Страничка совершенно интересная, предназначенная для того, чтобы внести данные о тех охотниках, которые получили приоритетное право пользоваться охотничьими ресурсами без разрешений, - это коренные малочисленные народы Севера или лица, ведущие традиционный образ жизни, для которых охота является основным источником для существования.
Эта страничка заполняется органом. В порядке выдачи охотничьих билетов приказом нашего министерства N13 от 2011г. установлены эти процедуры внесения записей на эту страничку. Поэтому для большинства охотников эта страничка просто остается чистой.
Возможно дальнейшее развитие этой странички, когда мы (еще раз подчеркну: через достаточно продолжительное время) вернемся к вопросу о форме охотничьего билета. К этому вопросу целесообразно вернуться через несколько лет, обсудить это для того, чтобы с развитием технологий, возможно, перевести его в вид пластиковой карточки. Сразу скажу, почему это не было сделано, знаю, что вопросы такие есть. Потому что не все субъекты РФ готовы обеспечить себя оборудованием по выдаче вот таких охотничьих билетов, содержащих информацию на магнитном носителе. Конечно, прогресс идет вперед, но не так быстро. И это не так дешево.
Вопрос: Человек оформляет документы на получение лицензии, на право приобретения охотничьего оружия. Раньше проверялись знания и техника безопасности, а сейчас он просто расписывается. Но какую же тогда он ответственность несет? В законе об оружии с изменениями, которые вступили в силу с 1 июля 2011г., говорится, что теперь кто-то должен принимать знания по технике безопасности, должны люди сдавать какой-то охотминимум. Каким образом этот вопрос сейчас рассматривается?
А.Берсенев: Уже говорили о том, что не предусмотрена законом обязательная сдача охотминимума. Мы это не поддерживаем, потому что совершенно очевидно, что перед походом на охоту, перед получением права на добычу животных, которых нужно добывать гуманно и по правилам, очевидно, что у охотников необходим определенный набор знаний, который должен подтверждаться. К сожалению, я подчеркиваю, что законом это не предусмотрено.
Мы не можем установить требования, которые не предусмотрены законом. Это ограничение, это административный барьер. Я считаю, что он нужен. Во всех странах проводится такая сдача и проверка определенных знаний по технике безопасности в обращении с орудиями охоты, а не только с охотничьим оружием. Есть масса орудий. И вообще так называемый охотминимум должен предусматривать еще и знание охотником правил безопасного поведения в среде обитания охотничьих животных, которая является не городской средой, где человек должен знать даже как одеваться в соответствующих погодных условиях, как ориентироваться на местности и т.д. Конечно, когда общественные организации выдавали от своей организации членские билеты, они знакомили охотников не только с этими вопросами, но и со своим уставом. Ведь само членство в общественной организации предусматривает то, что гражданин разделяет все решения, которые записаны в уставе и все положения устава, потому что эта организация создана именно для того, чтобы саморегулировать этих граждан, поэтому у нее должны быть задачи, которые разделяют все ее члены. Это в уставе самое главное.
Это была прекрасная практика. Полностью с нею согласен, и мы это постоянно инициируем. В настоящий момент такой законопроект уже прошел согласование со всеми органами власти, который определяет (если Госдума примет решение принять этот законопроект) обязательность проверки знаний охотниками. Вот Минприроды постоянно ведет эту работу.
Я.Тычкин (журнал "Охота"): Раньше номерное охотничье холодное оружие заносилось в членский охотничий билет. Была такая страница. При мне был случай, когда человек покупал в охотничьем магазине номерной охотничий нож. Его попросили дать охотничий билет, и внесли отметку на страничку "Особые отметки". Еще был случай, когда человеку туда записали замечание - без печати, без ничего. Как потом с этим билетом жить? Что теперь делать?
А.Берсенев: Ничего страшного. Эта отметка недействительна, ничтожна. Можно обратиться с заявлением и поменять билет. Можно вообще не обращать на нее внимание. Но уж если охотинстектор, конечно, не совсем выполнивший требования закона и, может быть, тоже находящийся в неведении, записал замечание, о чем это говорит? Видимо, охотник все-таки допустил какое-то нарушение.
Конечно, идея прекрасная. Нам тоже хотелось бы увидеть форму такого билета, в котором бы охотинспектор мог ставить свои отметки. Это великолепно, мы будем это развивать, потому что охотнику будет стыдно иметь такой билет, в котором что-то написано или сделано какое-то отверстие. Или с этим билетом проведено какое-то действие, которое нарушило его целостность. Следующий инспектор, посмотрев, уже скажет: "Ты, коллега, еще раз нарушил". И к этому нарушению уже будет другое отношение.
Вопросы занесения всевозможных отметок о покупке холодного оружия - вне правового поля, потому что закон об оружии не требует при приобретении холодного оружия внесения никуда никаких записей. И холодное оружие, в том числе номерные охотничьи ножи, продаются на основании разрешения на владение гладкоствольным охотничьим оружием.
Полиция выполняет и контролирует исполнение требований закона об оружии со стороны граждан. Соответственно, мы не можем внести в форму билета строчку или специальную страничку для регистрации холодного оружия. Потому что закон об оружии (не закон об охоте) не требует внесения в какие-либо документы сведений о приобретенном холодном оружии.
Р.Черепанов (Омск): Почему в новом билете нет отметок о регистрации по месту жительства? Мне с паспортом идти на охоту?
А.Берсенев: Требование норм закона не распространяется именно на то, чтобы в охотничьем билете были сведения об охотнике. Это так называемые сведения о личности человека, и нецелесообразно их дублировать в документе, который уже содержит вполне достаточную информацию об охотнике, которая нужна охотинспектору или самому охотнику при получении разрешения. Ни к чему перегружать документы такой информацией. И есть определенное законодательство, которое регулирует объем информации о каждом человеке.
Вопрос: Человек зарегистрирован в одном регионе, а проживает и постоянно работает в другом. Как он должен получать охотничий билет – по почте?
Д.Вачугов: Да, в этом случае он должен получить билет по месту постоянной регистрации. Там, где он постоянно проживает, там он и получает охотничий билет. По почте, если тяжело подъехать. Такие случаи есть. К сожалению, здесь есть неполнота регулирования, но мы думаем и об изменениях в приказ, который определяет порядок выдачи, и, соответственно, предложим уточнения в закон. Количество таких граждан, очень незначительное. Это неудобно, согласен, что нужно ехать туда и расписываться за получение билета. Но, в любом случае, за оружием-то он тоже поедет туда. Он не сможет его получить в Москве, а жить в другом месте. Охотничий билет без оружия – зачем он тогда вообще нужен?
Вопрос: Вот в Белоруссии действует также государственный билет, удостоверение охотника и к удостоверению выдается годовая карточка, куда заносится количество добытой дичи и также там есть страничка "нарушение правил охоты". Но вопрос о другом. Вот получает человек номер в реестре. Он как-то свой номер может знать или нет?
А.Берсенев: Номер в реестре соответствует номеру билета. Поэтому это и есть его номер. Тут были случаи в Москве, что из 50 тыс. 30 случаев имели судимости. Они подписывали заявления, мы, соответственно, выдаем билет, потому что в 5-дневный срок обязаны, а потом посылаем запросы, и выясняется, что люди, получившие билеты имеют неснятую судимость. Их билеты были аннулированы. Это опять же к тому вопросу, что, если человек в другом регионе получит, в любом случае охота связана с оружием, и эти два закона переплетаются.
И Антон Евгеньевич прав, если говорить об охотминимуме. Вы когда в милицию приходите, тоже предоставляете все справки – нарко-, психдиспансера. И по крайней мере, если вы не знаете, как обращаться с оружием, то вам его не выдадут. А вот правила поведения с животными, необходимые знания животного мира – это уже законом больше возможно, во-первых, органом, который выдает непосредственно разрешение на охоту, потому что охота без разрешения невозможна. Естественно, охотхозяйства, потому что в охотхозяйстве инструктаж, в любом случае егерь или охотовед, который там непосредственно организовывает охоту, собой не будет рисковать и не возьмет с собой необразованного в каком-то смысле человека. Поэтому инструктаж в любом случае будет проводиться. Естественно, люди за это расписываются, и об этом заботится уважающее себя охотхозяйство.
Поэтому здесь получается некий дуализм закона об оружии и закона об охоте. И почему МПР до сих пор не добилось, что охоту нельзя вернуть, потому что у Минюста есть определенные сомнения в том, что это необходимо. Получается дуализм – два закона обязывают, грубо говоря, мы идем двойным путем, здесь требуется одно и то же. И когда вы приходите в милицию, с вас требуют опять же одно и то же. Вот в этом весь смысл. Поэтому так тяжело это и проходит. Надо просто охотминимум перепрофилировать, не связывать его с оружием, а больше со знанием животного мира, со знанием непосредственно законов охоты.
В.Ольшанский (журнал "Охота"): Правильно ли я понимаю, что, если у человека есть разрешение на охотничье оружие, лицензия, значит, он автоматически получает право владеть холодным охотничьим оружием, которое никуда не будет вписываться?
А.Берсенев: Это требование закона об оружии.
В.Ольшанский: Значит, я так понимаю, что это может распространяться не только на охотничье оружие, а и просто на холодное оружие, если имеется на огнестрельное разрешение?
А.Берсенев: Конечно. Это давно уже в законе об оружии написано. Я точно не смогу процитировать норму закона N150, но попробую воспроизвести: "Любой гражданин, имеющий разрешение, в том числе и на гражданское оружие (по моему, даже на оружие самообороны), имеет право приобретать холодное оружие".
Д.Вачугов: Да, но вы имеете существенные ограничения по его применению. Вы не можете с ним в общественном месте, в транспорте находиться, оно у вас должно правильно храниться и, естественно, использоваться только в целях охоты. И это не надо путать. Это не значит, что все должны ходить с ножами и с холодным оружием, это совершенно не так. Так же, как вы с охотничьим оружием не сможете войти никуда, если оно расчехлено.
Т.С.Арамильева (ассоциация "Росохотрыболовсоюз"): Вправе ли органы исполнительной власти субъектов РФ запрещать выдачу членских охотничьих билетов, например в Курганской области? Прокомментируйте предписание, направленное 26 марта с.г. управлением охраны фауны Удмуртской Республики в адрес общественной организации "Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов" с требованием прекратить выдачу охотничьих билетов?
А.Берсенев: Сразу скажу, что действия удмуртского управления неправомочны, неправомерны. Естественно, запрещать выдачу охотничьих билетов никто не вправе. Членский охотничий билет подтверждает членство в этой организации, и он будет действовать до тех пор, пока существует эта организация.
Андрей (Сергиев Посад): Почему в Сергиево-Посадском районе организован лишь один пункт по выдаче охотничьих билетов нового образца - в поселке Константиново - и только по вторникам, в рабочий день? Можно ли получить охотбилет нового образца не по месту регистрации, а в удобном для себя месте?
А.Кульбачевский: У нас в Москве любой житель Москвы может в любом пункте получить, но у нас один субъект и один город.
Д.Вачугов: Абсолютно то же самое касается и области. Если из наших 25 пунктов выдачи, которые действуют на территории области, человека устраивает какой-то другой пункт, пусть он обращается туда и получит там билет в том же порядке, как и в любом другом пункте. Никаких ограничений нет.
Андрей (Сергиев Посад): Где можно найти адреса, по которым можно получить охотбилет нового образца? Где можно скачать электронную версию заявления и узнать, какие документы нужно предоставить для получения охотбилета?
Д.Вачугов: Косвенно я уже ответил на этот вопрос. Лучше всего воспользоваться нашим интернет-сайтом, потому что дело уже коснулось и образца заявления. Он тоже там есть. На сайте также есть порядок получения, дни приема, телефоны, если кому-то неудобно воспользоваться интернетом.
Даже у нас в министерстве на доске при входе вывешено объявление. Не знаю, как еще довести до граждан. Мы все меры принимаем.
А.Кульбачевский: Что касается Москвы, хочу предупредить такой же вопрос. Вся эта информация есть на портале правительства Москвы, сайте департамента. Информационное поле, конечно, довольно широкое. У нас есть постановление правительства о предоставлении госуслуг (тоже субъектовый документ, совершенно необязательно, что это может быть в других регионах РФ), содержащий перечень госуслуг, которые предоставляются, и правила их предоставления. Естественно, ежедневно в рабочие часы, в любой день вы можете обратиться. Но это подходит под законодательство о госуслугах. Выдача и аннулирование охотничьего билета являются госуслугами и входят в это постановление. Это другой документ, несколько другое законодательство. Все, что касается предоставления госуслуг, касается и выдачи охотничьего билета.
Владимир (Щелково, Московская обл.): Продлевать разрешение на хранение оружия по каким билетам сейчас (через месяц) нужно? Согласовано ли это с лицензионно-разрешительной системой МВД?
А.Берсенев: Есть большие проблемы, потому что не все служащие вот этой лицензионной системы, к сожалению, информируются, что должны делать и обязаны делать сами с изменениями в законодательстве, в том числе и в сфере охоты. В некоторых субъектах (надеюсь, что меня услышат работники лицензионно-разрешительной системы МВД) допускаются злоупотребления по невыдаче разрешений на хранение и ношение оружия именно по охотничьему билету единого федерального образца. До 1 июля 2012г., в соответствии с законодательством, любой охотничий билет будет являться подтверждением права получения либо разрешения на хранение и ношение либо приобретение лицензии соответствующей.
Хотелось бы обратить внимание МВД на разъяснение своим коллегам в субъектах РФ на эту тему.
Анатолий (Красноярск): Действительно ли охотничий билет могут отобрать, если человек злостно уклоняется от уплаты штрафов?
А.Берсенев: Вопрос непростой. Когда такие вопросы задаются, всегда сложно на них отвечать. Вопрос о неуплате штрафов - каких? Если Вы злостно не уплачиваете штрафы за превышение скорости, то я думаю, что охотничий билет суд не аннулирует. Вообще аннулирование охотничьего билета - это решение суда. Но если данный гражданин систематически не уплачивает штрафы, наложенные за нарушение правил охоты, то, естественно, суд аннулирует у него охотничий билет. Но естественно это для суда будет или не естественно, я не могу решить за суд.
Епифанцев (Московская обл.): Почему билеты единого образца разные? В Москве и Московской области билеты различаются.
А.Берсенев: Форма билетов одинаковая. В любом субъекте РФ закупка бланков охотничьих билетов осуществляется на основании конкурсных процедур, которые регулируются федеральным законом 94-ФЗ о государственных закупках. Соответственно, выигрывают этот конкурс разные типографии. Если бы было полномочие Федерации по изготовлению бланков охотничьих билетов, если бы все было заказано в одном месте (о чем уже сожалелось, конечно, аналитиками закона), даже оттенки цвета бы не отличались. Форма в каждом субъекте РФ одинакова, а все субъекты РФ удовлетворительно выполняют свои полномочия. Да, небольшие различия в цвете, в материале, в качестве существуют, но охотников это совершенно не должно тревожить, потому что на всей территории РФ эти единые охотничьи билеты действуют без ограничений.
Сергей (Иркутск): Как Вы относитесь к законопроекту, находящемуся на рассмотрении в Госдуме, в котором предусмотрено продление переходного периода по выдаче охотбилетов до 1 июля 2014г.?
А.Берсенев: Позиция МПР отрицательная, мы не поддерживаем этот законопроект. И если возникнет необходимость, то будет подготовлено соответствующее предложение для направления официального отзыва в правительство РФ. Почему? Потому что сколько бы не оттягивали срок выполнения какой-то нормы, все равно, во-первых, выполнять нужно. А во-вторых, есть активность охотников, которые при неопределенной позиции государства как раз и перестанут обменивать охотничьи билеты либо получать в установленном порядке билеты единого образца.
Кроме того, одной из самых главных наших задач является создание условий для обеспечения эффективной охраны охотничьих угодий. Вот в ситуации, когда будут действовать разнообразные членские охотничьи билеты разнообразных общественных организаций, а не только единой системы Росохотрыболовсоюза, или военных охотников, или общества "Динамо", а сейчас любая организация из трех человек может начать выдачу членского охотничьего билета, и это приводит к тому, что невозможно выполнить как раз право государства лишить на основании судебного решения охотника-нарушителя права осуществлять охоту. То есть мы не можем лишить права, подтвержденного членским билетом, мы не можем влиять на деятельность общественных организаций.
И поэтому продление вот этого переходного периода, когда разнообразные формы действуют, это отрицательно действует на условиях охраны охотничьих угодий, на создание условий для эффективного и неотвратимого наказания нарушителей. Это один из аргументов, почему был введен единый билет федерального образца.
Ну, и кроме того, наша позиция совместно с МВД, что охотничий билет подтверждает право гражданина получать разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, которое является серьезным оружием (это не гладкоствольное оружие для самообороны, а это серьезное нарезное оружие). И в связи с этим право получать разрешение на охоту и, соответственно, пользоваться именно оружием, которым владеет охотник для целей охоты, должно подтверждаться государственным документом.
Вопрос: Минприроды России предлагает восстановить институт общественных охотничьих инспекторов. Почему возникла такая необходимость? Кто может стать общественным охотинспектором? Сулит ли это какие-то преференции?
А.Берсенев: Конечно, это необходимо. Все, кто знает традиции в охране природы, знают, что со времен царской России организовывались именно общественные организации, которые защищали природу и участвовали в выявлении нарушителей. Меры, конечно, всегда принимались государственными уполномоченными лицами.
Минприроды как инициатор этого изменения законодательства, естественно, поддерживает это изменение. Мы уверены, что если законодательно расширится круг лиц, уполномоченных на проверку охотников, и будет законодательно закреплена обязанность охотника предъявлять документы, подтверждающие право добычи или право охоты в конкретном месте и на конкретный вид, уполномоченным лицам, то это будет влиять не только на выявляемость нарушений, но и вообще на воспитание у охотников чувства, что за неправильные действия можно понести неотвратимое наказание.
Д.Вачугов: Дело в том, что численность нашего исполнительного органа невелика. Даже если мы ее вдвое и втрое увеличим, может быть, когда-нибудь, это все равно не позволит нам 4 млн гектаров охотничьих угодий в Московской области благополучно держать под контролем. Без помощи общественной инспекции нам очень тяжело.
Такие институты есть во всех развитых странах. Общество должно само защищать тот ресурс, который принадлежит всем - государству и его гражданам. Поэтому такой институт подготовленных, грамотных охотинспекторов крайне необходим.
Ведущий: А количество нарушений растет?
А.Берсенев: Количество нарушений - я экспертно говорю - в настоящее время в Российской Федерации не растет. Растет количество выявленных нарушений. В этом году выявлено около 44 тыс. нарушений, около 40 тыс. охотников привлечены к ответственности. Это немаленькие цифры, сравнимые с тем количеством нарушений, которые выявлялись при федеральных полномочиях во времена Главохоты. Это уже достижение. Подчеркну: субъекты РФ ответственно относятся к исполнению переданных им полномочий по сохранению охотничьих ресурсов.
Заключительное слово ведущего.
Я благодарю наших гостей за предоставленную возможность пообщаться. Спасибо нашей интернет-аудитории и журналистам.
Скачать аудиозапись пресс-конференции
Источник: