Не вижу - не стреляю

Говорят, каждая охота чему-либо учит, и тот случай, о котором мне хочется рассказать, я надеюсь, даст повод подумать о необходимости всегда держать себя под контролем при обращении с оружием, и в особенности в то мгновение, когда палец готов нажать на спусковой крючок. После иного выстрела, к сожалению, приходится думать о непоправимом.

В тот ноябрьский день, несколько лет назад, я решил отправиться cо своим вельштерьером в незнакомое место осмотреться, поискать новые норы, а если повезет, то и добыть зверя. Лису, куницу или енотовидную собаку – все равно, главное – охота, работа собаки, удачный выстрел и конечно же трофей.

Стояла оттепель, и, войдя в небольшой дубовый лес, я с наслаждением вдыхал запах прелой дубовой листвы, пряный аромат мокрых деревьев, горожане поймут, и находился в том особом состоянии, которое овладевает человеком, вырвавшимся из тесного, загазованного и суетливого города на долгожданную охоту.

Со временем я интуитивно научился находить в лесу барсучьи норы и городки, в которых часто норился зверь. Лисьи же встречались больше в открытых местах или примыкающих к пойме склонах и балках. Продвигаясь по солнечной стороне лесного оврага, я заметил лисицу, мелькнувшую среди молодых осинок, и стал подниматься в этом направлении. Внезапно услышав звуки гона, принял решение выходить из леса и уводить собаку, которая держалась недалеко от меня.

...Выстрел, громко ударивший недалеко за моей спиной, заставил вздрогнуть, а от жуткого, словно предсмертного воя моей собачки стало страшно. Сбросив внезапное оцепенение, я, не замечая веток и кустов, бросился на поиски.

Собака билась и извивалась в страшных судорогах, шерсть была темная от крови. И снег, и листья, и трава – все вокруг было в крови. Помню лишь, как что-то громко кричал и отчаянно ругался. Почему-то долго не мог найти в рюкзаке йод и бинты.

Неожиданно из-за деревьев показался стрелявший. Кинулся к нему и, слава богу, смог вовремя с собой справиться. Да и некогда было выяснять и разбираться. Тяжелораненная собака нуждалась в срочной помощи. Никак не мог остановить кровотечение, бинта не хватило, порвал на ленты что-то из одежды. Наконец получилось.

Охотнику, сделавшему выстрел, было также совсем не до веселья. Выглядел этот человек подавленно, был бледен.

Чувствовалось, что ему очень не просто осознавать произошедшее. Оправдание было одно: «С лисой перепутал». Видя его переживания, я придержал и свои эмоции. Долго выяснять случившееся не хотелось. Нужно было как можно скорее попасть в город, в ветлечебницу. Залил собаке на язык немного водки (всегда беру с собой немного для четвероногого друга как противошоковое, согревающее и дезинфицирующее средство) и, усадив притихшую помощницу в ее мешочек из плотного драпа, а затем в рюкзак, медленно и осторожно ступая по комьям пахоты, отправился в обратный путь.

В ветлечебнице при осмотре пострадавшей у врача невольно вырвалось: «За что же тебя так?» Не в первый раз обращались мы за помощью к знакомому уже специалисту, на этот раз мой вельш получил девять дробин № 1. Пережив три мучительные для всех членов моей семьи недели, организм справился с ранением.

Анализируя случившееся, я был точно уверен, что выстреливший охотник не видел и, соответственно, не понимал, в кого он стреляет. Более того, стрелял явно через заросли. Наверное, еще повезло, что меня самого не приняли за кабана в моем темном и потрепанном бушлате.

Вызывает сильное недоумение и то, что многие стрелки со стажем не различают ход собаки и зверя. Хотя на первых своих охотах и сам ошибался. Стронутый зверь идет осторожно, по возможности скрытно, часто останавливается и прислушивается к звукам, либо старается быстро уйти от преследования. Собака же в поиске ведет себя совсем иначе.

Наши четвероногие помощники ищут зверя не прячась и, в отличие от зверя, довольно шумно. Порой приближаются к человеку, его они не боятся. И получают снаряд... Однажды успел криком остановить охотника, державшего на прицеле мою собаку, разбиравшую лисьи наброды в тернике. Неужели лисица будет так шуметь и кружить рядом с человеком? Не будет также в зарослях или в высокой траве, громко шурша листвой, не таясь, приближаться к человеку. Это необходимо усвоить. И если чепрачный вельш был перепутан с лисицей, что говорить о карело-финской лайке?

Кстати, уважаемые охотники, если жизнь вам дорога, мой искренний совет: не надевайте на охоту лисьих и вообще меховых шапок!

После этого случая у меня подсознательно выработалась реакция: услышав или увидев на охоте в лесу людей, немедленно громко отзывать собаку и уходить подальше. Смешно? Переживший подобное меня поймет.

К сказанному следует добавить, что Центральный регион – это не Сибирь, не Север или Дальний Восток. Угодья перенасыщены охотниками и собаками. На всех лесных урочищ не хватает, и нередко в одном массиве оказываются и гончатники, и норники, и лаечники, и бессобачные охотники. Мы все хотим охотиться, за этим и выезжаем в угодья, которые иногда слишком перенасыщены людьми с ружьями. Порой очень тесно. Поэтому нехитрым правилом: не вижу – не стреляю пренебрегать не стоит, к несчастью, появилось оно на свет, имея грустные на то причины.

В тот сезон ранения нас преследовали: выйдя с моей маленькой помощницей в день закрытия немного прогуляться, встретились в пойме с крупной выдрой. И после жестокого, но безрезультатного боя – вновь постельный режим.