Министру МПР КК С.Н. Еремину
Уважаемый Сергей Николаевич!
Обращаются к Вам охотники Красноармейского РООР от лица всех охотников Краснодарского края.
Вот уже несколько лет, как кем-то и не понятно, из каких соображений, на основании каких расчетов, наблюдений, исследований и данных, была закреплена норма добычи на такой вид охотничьих животных, как гуси, а именно ОДИН гусь за день охоты.
Это еще тогда вызвало недоумение охотников края. На запросы мы внятных ответов не получили. Приходили отписки, что это временная мера, погода сыграла роль и выводки водоплавающих, как местных, так и по всей стране, получились слабые.
Да, было в некоторых регионах РФ, когда из-за гололеда весной или летом пропало много кладок уток. Однако разговор за гусей не шел.
Ко всему в 2012 году была открыта экспериментальная охота на селезня кряковой утки в Краснодарском крае весной. Результат не преминул сказаться осенью 2012 года и следующего 2013 года.
В результате охоты весной и явного беспокойства на водоемах края гуси ушли с мелких прудов, а утки вывели слабое потомство! И только через год-два ситуация стала улучшаться. А в данное время, по утверждению орнитологов и ученых, даже происходит рост в последние годы уток, казары, гусей.
Часть из которых мигрирует осенью через Казахстан, Оренбургскую, Ростовские области, Республики Калмыкия к нам в Краснодарский край и часть остается у нас на зимовку, а большая часть уходит дальше на Балканы и в Румынию, где охота длится до конца февраля.
В этот миграционный период охотники Кубани чувствуют себя ущемленными и ущербными по сравнению с охотниками соседних с нами регионов, а это Ростовская и Астраханская области, Калмыкия, Ставропольский край.
Не говоря уже про Адыгею, где норма добычи гусей и уток без ограничений, а в указанных выше регионах дневные нормы от 2 до 6 гусей, либо сезонная норма 30 гусей — Ростовская область. Через наш край также мигрируют различные виды гусей: серые, белолобые, по северу края тундровый гуменник.
Как утверждают орнитологи, в последние годы идет значительный рост количества арктических гусей и казарок. Снижение численности заметно только среди популяций сибирских серых гусей и гуменников лесных (таежных), которые не мигрируют через Краснодарский край.
Общее количество белолобых гусей перевалило за 1 млн 200 тыс. голов. А южная популяция серого гуся стабильная.
На основании этих данных и поддержав предположение охотников юга России о постоянном запрете весенней охоты по ЮФО, они выступили за продление сроков охоты на водоплавающих в южных регионах страны. Это предложение поступило от охотников Кубани, Дона, Крыма, Астрахани.
Они же удивляются и недоумевают, почему в Краснодарском крае, единственном по ЮФО и СКФО, установлена такая норма добычи гусей.
Почему же не пойти навстречу нашим охотникам и не сделать справедливой норму добычи гусей в осенне-зимний сезон, скажем, со дня открытия до 1 декабря два гуся в день охоты, а с 1 по день закрытия 20 января тридцать добытых гусей, как в Ростовской области.
Конкретно данным видом охоты в крае занимается незначительное количество охотников. В основном гусей добывают либо попутно, либо случайно. Охота на гусей — это труд. Охотник-гусятник — это не бродячий человек с ружьем по угодьям, это часто привязанный к одному месту на поле, на водоеме со своими выставленными чучелами гусей, его всегда видно в угодьях, у него всегда можно проверить документы на право охоты.
Он не прячется от инспектора и не бегает от него. Часто у гусятника бывают случаи, когда утром, прибыв на поле, он обнаруживает на поле 1-2 подранков гусей и добирает их. Ему, что, одного забрать, второго выкинуть и ехать домой? Ну это же глупо.
Либо расставив чучела гусей у скрадка, дождавшись налета стаи, произвести два-три выстрела, после которых выпадет 2-3 гуся …, ему, что, поступить так же? А почему бы не записать их в Разрешение на добычу и не прятаться от самого себя?
По озвученным пару лет назад заместителем министра Сизоновым О.В. в крае официально добывается 1400 гусей за сезон охоты. И это те гуси, которых вписывают именно гусятники при охоте в полях, но это же мизер! И не правда.
Зачем мы себя обманываем? Значительно больше их отстреливается на лиманах, закрепленных за различными охотпользователями, как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями.
Почему весной и осенью в стране добывается по 300 тысяч гусей, а у нас на Кубани всего 1400 штук? И это притом что охота на гусей осуществляется в основном в 13-15 районах края, где гусь останавливается при миграции, либо зимует.
На основании изложенного просим рассмотреть этот вопрос об увеличении норм добычи, либо сообщить на каких исследовательских, либо научных данных была снижена норма добычи гусей в 2012 году и не пересмотрена до настоящего времени.
Мы оставляем за собой право обратиться за помощью к губернатору края по удовлетворению просьбы охотников Кубани.
С уважением, охотники Красноармейского района.
===============
К письму был приложен ответ Минприроды Краснодарского края с подписью замминистра А.В. Колоскова, в котором делается акцент на то, что в 1976 году СССР присоединилась к Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, и Российская Федерация, как правоприемник СССР, должна выполнять ее требования.
Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой, а также Ахтарско-Гривенская система лиманов включены в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение в качестве мест обитания водоплавающих птиц.
Несмотря на установленную норму добычи один гусь в день, численность гусей, согласно государственному мониторингу, продолжает снижаться, а потому существующее увеличение нормы добычи не считается целесообразным.