Гиганты Омолона

В начале лета мне поступило предложение поохотиться на восточносибирского сохатого. Эту охоту я планировал давно, но она все не складывалась. А мне по-прежнему хотелось забраться куда-нибудь подальше, в такие края, где природа девственна и чиста, нет людей и плодов их жизнедеятельности. Угодья на северо-востоке Магаданской области, на границе с Чукотским АО и Корякией, в среднем течении реки Омолон, — как раз то, что надо.Магадан встретил прохладой и дождем. Путешествие началось!

 
 

Но добраться непосредственно до места охоты оказалось делом не одного дня.
С Магадана чартерным рейсом, через два с половиной часа, группа прибыла в аэропорт п.Омолон (Чукотский АО).

 
 
 

От туда на лодках со всем «бутором», продуктами, запасом топлива двинулись вверх по течению Омолона, около 120-130км, где стоял базовый лагерь, в который прибыли только на следующий день ближе к обеду (поздно вышли с п.Омолон, пришлось ночевать на реке).

 

 

 

Лагерь находился в устье речки Кегали (приток Омолона) и состоял из палаток, кухни-столовой и охотничьей избушки с банькой, построенной еще в советское время охотником промысловиком. Избушка эта и была штабом, в ней размещался руководитель охоты и несколько человек из обслуги базового лагеря.

 

Вечером был общий ужин, распределение гидов-проводников, знакомство, уточнения маршрутов и охотничьих участков для каждой группы, которая состояла из двух охотников и двух их проводников. На каждую такую группу была лодка с водометом (с винтовыми моторами там делать нечего), палатка, продукты на неделю.
Утром следующего дня наша группа (как заметил сразу мой проводник Игорь, все мы были разных национальностей – русский, украинец, эвен, чех) выдвинулась вверх по одному из многочисленных притоков Омолона, на свой участок.
Погода совсем не радовала, она менялась на день по три раза, от солнца до дождя, но одно можно было сказать с уверенность, что было тепло для этого периода, лиственница только-только начала желтеть, гнус донимал, что слов нет, гону лосей ещё не начался.

 

Не добавили мне оптимизма и размышления моего проводника о том, что охота на лося в такой период очень малоэффективна из-за того, что самец в период, когда брачный сезон (гон) ещё не начался, очень осторожен, малоподвижен, в пойму, где держатся самки с молодняком, не спускается, и чтобы его найти, надо забраться в самый вверх по распадкам, ручьям. Также охоту осложняло то, что листья тальника в пойме ещё не опало, видимость очень ограничена, чтобы добыть быка, на него надо просто таки наткнуться.

 

Природа завораживала своей красотой. По ягодам практически приходилось топтаться. Голубики, брусники, шиповника, красной смородины, наелся «от пуза».

 

Первые несколько дней мы отдалялись от своего временного лагеря не более 8-10 км, так что бы к концу дня до наступления полной темноты успеть вернуться к палатке. За эти дни мне повстречались многие представители местной фауны. Как то за один день мы дважды видели соболя, причем один из них прямо таки позировал на камеру, как фотомодель.

 

В том числе видели мы и лосей, но это были либо коровы с молодняком или совсем молодые бычки, которым до трофейных кондиций расти еще лет 5-7 минимум.

 

Дни шли-бежали быстро, а трофейного лося мы никак не могли встретить, хотя охотничьей работы с каждым днём мы делали всё больше и больше, «обшаривали» каждый закуток, просматривали каждый участок довольно густых пойменных зарослей ивняка, поднимались на близлежащие сопки (с высоты можно хорошо в бинокль просмотреть местность). С каждым последующим днем мы с моим Гидом проходили всё больше километров, всё дальше отдалялись от своего временного жилища, возвращаясь в полной темноте, зачастую промокшие, если не от дождя, то от пота.

 
 

Один день мы настолько заглубились вверх по распадку, по которому текла небольшая речушка, что время на возвращение к палатке, в режиме охоты, совсем не оставалось, и было принято заночевать прямо в лесу, только под небольшим тентом (защита от росы и конденсата). В этом, скажу вам, тоже была своя экзотика, под звёздным небом на морозном воздухе спалось очень «сладко».

 

Вот уже и чех Якоб, который был с нами в группе, добыл свой великолепный трофей, и был этим фактом очень доволен и счастлив. По его рассказу, это произошло почти случайно, просто наткнулись на стоявшего, на открытом участке лося.

 

А меня немного огорчало то, что времени оставалось совсем мало, всего два дня, и шансы мои таяли на глазах.
В предпоследний день охоты, я и Игорь (мой проводник) вышли очень рано, и к послеобеденному часу, оказались примерно в 12 км от лагеря. Перед нами была огромная пойменная долина реки, густо поросшая тальником и довольно густым лиственничным лесом.

 

Сразу было заметно, что бык тут есть, на это указывали совсем свежие лежки, следы, и что очень важно лось уже начал «быковать», кусты были обильно поломаны, он копытил гонные ямы, были отчетливо видны зачёсы от рогов, которые он оставил на лиственницах. Тихой поступью, обследовав эту пойму (точнее её меньшую часть), было решено отсюда не уходить, в вечерних наступающих сумерках была надежна услышать «рёв» или шум гонного самца.
Время было около пяти часов вечера, и что бы ни терять время зря, мой проводник решил забраться на ближайшую сопку, чтобы осмотреться, был шанс засечь зверя сверху.
Буквально поднявшись на середину высоты, он пристально стал смотреть в одну точку сначала просто глазами, потом в бинокль, и уже через 3 минуты пошел вниз. Меня охватило волнение, по поведению гида, я понял, что он что-то увидел. Он еще не спустился, а я уже снимал с себя плащ-дождевик, который при ходьбе производил много шума, начал закатывать голенища болотных сапог.
- «Куда это ты собрался?» - спросил Игорь, а сам, смотрю, улыбается.
- « А что разве ты никого не увидел?!- вопросительно ответил я.
Небольшое отступление.
Ещё в начале охоты, познакомившись со своим проводником, я ему рассказал, какой трофей я видел в своих охотничьих снах. Я хотел, чтобы Бог охоты послал мне старого зверя, с большими массивными рогами-лопатами, с многочисленными отростками по всей длине лопат, типичными именно для этого подвида лося.

- «Ну что..., есть бык! - сказал Гид, - Но трофей средний, размах не очень большой, но зато по форме - такой как ты хотел! Он стоит метрах в пятистах от нас! Пошли?! Нам надо будет перейти ручей, это надо сделать как можно тише!».
Очень тихо, скрадывая, мы приблизились к месту, где должен был быть лось, не говоря ни слова, Игорь развёл руками, мол - был тут но сейчас его почему-то нет, в ту же секунду, справа послышался треск ломающихся веток. Мы резко остановились, проводник прильнул глазами к биноклю, я в прицел. Темный силуэт животного был хорошо различим среди пожелтевшей листвы, но рога мне были не видны, я сделал несколько (6 или 7) шагов вправо, чтобы лучше увидеть зверя и оценить его трофейность.
Бык стоял в полу-бок, головой влево от меня, я вскинул оружие, тут же увидел его прекрасную корону, перевел перекрестие прицела на туловище, за лопатку, и нажал на спуск. Тишину разорвал звук выстрела, а после, я услышал «сладкий» уху охотника, отчетливый шлепок пули. Лось резко развернулся вправо, и, сделав 2-3 шага, остановился, после второго и третьего выстрелов, он опустил голову, но продолжал стоять, четвёртый выстрел прекратил страдания зверя! Грохот рогов, падающего исполина, разнёсся на всю округу!
Эмоции наряду с адреналином меня переполняли!
Добытый мною лось был при жизни настоящим «сеньором», это был старый самец, его рога уже пошли на убыль, и скорее всего он уже не смог бы конкурировать в брачных ритуалах со своими более молодыми соперниками.

 

-«Рыхловатый уже, бычок!», - так оценил физическое состояние его тела мой проводник.
Доставшийся мне трофей не сможет удивить бывалых трофейных охотников и коллекционеров охотничьих трофеев величиной размаха и весом, предварительные замеры показали размах около 135 см., но его типичная, для данного подвида форма лопат, множественные, хотя и уже не слишком длинные отростки придают ему необычайною красоту.

 

Именно таким я видел трофей восточносибирского лося в своих вожделениях!

 

Вечерело, а нам еще до мини лагеря-палатки больше 10 км топать. Игорь профессионально и быстро отделил трофей, из мяса были взяты только вырезки, кусок грудины, язык, почки и пробитое одной из пуль, сердце. Выходили долго, после наступления темноты, рога были оставлены в тайге, и помечены на GPS точкой, так как идти в полной темноте по тайге очень тяжело, тем более с такой неудобной и тяжёлой ношей ( на следующий день забрали).

 

К палатке вернулись глубокой ночью, но решили обязательно отметить нашу сегодняшнюю удачу, так сказать выпить «на кровях!», С ПОЛЕМ!
Поджаренная вырезка, сердце и почки лося, запиваемые виски, выкуренная хорошая сигара, специально прибережённая для этого случая, стали прекрасным завершением этого охотничьего дня, который за разговорами об охоте и про охоту продлился почти до утра.

 
 

Лось был основным желанным трофеем и целью приезда в столь не близкий край. Ещё в планах была добыча дикого северного оленя, который в тех местах обитает в изобилии, и медведя. Но в связи с затянувшимся процессом поиска трофейного «сохатого», времени на поиск оленя не оставалось, так как для этого надо было менять дислокацию, перемещать временный лагерь в места наиболее вероятные для охоты на «дикаря», а у нас оставался всего один охотничий день, надо было возвращаться в базовый лагерь.
Медведя же я мог добыть. В один из дней, ми увидели медведя и довольно близко смогли к нему подойти, но зверь был молодой и совсем небольшой. Поскольку я имею трофеи двух медведей, которые три года назад добыл на Камчатке, от выстрела, по столь не крупному мишке, я воздержался. Немного понаблюдав за ним, мы дали ему возможность спокойно уйти.
Отдельно хочется рассказать о рыбалке.
Рыба здесь ловилась прекрасно. Для аматора в рыбалке, а таковым я себя считаю, результативность каждого заброса спиннинга приближалась к 100%. Причем поклевки были на абсолютно незамысловатые снасти, самыми уловистыми были «банальные» блёсны-вертушки. В основном ловился ленок и хариус, один из рыбаков поймал даже не крупную нельму, хотя в тех местах её не много. Ленки попадались весом более 2 кг, эта рыба очень сильная, при поимке и выуживании её получаешь огромное удовольствие, рыбаки меня поймут! От такой рыбалки, как на Омолоне, даже человек, который никогда не ловил рыбу и не является поклонником этого процесса, может серьёзно увлечься!

 
 

Не всё гладко вышло, когда пришло время возвращать домой.
Из-за того, что практически всё время, в течении двух недель шли дожди, грунтовая взлетно-посадочная полоса аэропорта п. Омолон раскисла, чартерный транспортный самолет Ан-26 не смог вовремя прилететь за нами. Пришлось задержаться на несколько дней. Но надо отдать должное аутфитеру, который приложил определенные усилия и организовал вывоз группы вертолетом до п. Омсукчан, а далее на автотранспорте до Магадана.

 
 
 

А как мы в микроавтобусах ( на летней «лысой» резине) в сильнейший снегопад штурмовали перевалы, – это была совсем экстремальная история, но к охоте она не имеет никакого отношения, это просто был финальный аккорд в приключениях!

 

Что в итоге?

Очень понравилось! Думаю, запомнится на всю жизнь.
Очень красива природа, постоянно хочется фотографировать, буквально всё.
Техническое оснащение охоты на должном уровне. Лодки, основной транспорт в тех краях, оборудованы импортными, пятидесяти сильными водомётными моторами. В базовом лагере палатки были с печками-буржуйками, генератор обеспечивал электричеством в темное время суток. Есть банька.
Персонал, обеспечивающий охоту и быт гостей, соответственно подготовлен.
Нельзя сказать, что всё идеально, но чувствуется, что люди стараются делать роботу хорошо.

Но главное – это была очень не простая, трудовая, КРАСИВАЯ ОХОТА!!!

Наверное, надо сказать и о том, что не всем охотникам из нашей группы повезло быть «С Полем!», но поездка в целом понравилась всем!

Тем, кто не был на Омолоне и сомневается: ехать - не ехать, рекомендую, - точно не пожалеете!

В конце несколько «сухих» фактов и некоторые цифры:
Использовал:
Карабин BLASER R -93 кал 9.3 х 62,
Прицел Schmidt & Bender Zenit 2,5 х 10 х 56, (кратность при стрельбе – 5)
Бинокль Kahles 10 х 42
Пуля Barnes Х, снаряженная в патрон Sako, 16,2 грамм

Все пули - на вылет, попадания все «по месту», 3 – в легкие, одна – в сердце.
Дистанция стрельбы – меньше 100 м, (думаю чуть более 80м.)

С двухнедельного тура, реально охотничьих дней – 8, остальное время ушло на то, чтобы добраться до угодий, и перемещения по ним.

За шесть полных дней ходовой охоты было пройдено по пересеченной местности
около 140 км.
За эти дни, потеряно 4.0 кг живого веса Вашего покорного слуги.

Самая холодная ночь была -4 С.

Все приведенные цифры взяты не с неба и не с потолка, а по данным GPS навигатора, карманного термометра, и домашних весов.