Хорошо, если зверь после неудачного выстрела ушел недалеко, залег, и охотники тут же его обнаружили и добрали. Но чаще всего бывает наоборот.
Охотники знают, как крепок на рану кабан. Смертельно раненого кабана порой приходится добирать после утомительного многокилометрового преследования. В моей практике был случай, когда поиск и преследование тяжело раненого кабана продолжался почти целый день.
Мы с напарником прошли за ним 12 километров. Кабан все время запутывал следы: старался идти по старым тропам, несколько раз переходил ручьи или шел по ручью с выходом на берег в местах, где трудно обнаружить следы, резко менял направления. Сначала преследование было уверенным, так как были капельки крови, оставляемые зверем то на земле, то на ветвях кустарников.
Потом кровяных следов стало меньше, а после преодоления кабаном ручьев они исчезли вовсе. Дальнейшее преследование могло продолжаться только по следам, но несмотря на то, что и я, и мой напарник были охотниками с большим стажем, следы мы в конце концов потеряли. Решили преследовать по направлению и одновременно искать следы. Но не просто по направлению, а с надеждой, что кабан направился к большим муравейникам.
Эти муравейники мы знали давно и осторожно направились к ним. Должен же раненый зверь, в конце концов, залечь! И не ошиблись. Из муравейника резко поднялся кабан, но мой напарник Гриша Дульнев тут же свалил его одним выстрелом. Зверь подпустил нас на 20 метров.
При осмотре мы пришли к выводу, что кабану 4 года. Поняли мы и причину отсутствия крови при движении зверя – оказалось, что первая пуля прошла навылет чуть ниже позвоночника и кровь стекала в брюшную полость.
Итак, выбор направления преследования зверя должен быть обоснованным. Например, при ранении лося (по чернотропу) я всегда удивлялся тому обстоятельству, что он стремится в воду. Даже был случай, когда довольно серьезно раненый лось зашел в озеро и там, потеряв силы, утонул. С большим трудом мы вытащили его на берег. Этот странный случай заставил меня полюбопытствовать у одного охотоведа о причинах такого поведения раненого лося. Он объяснил мне, что раненый лось стремится в воду из-за резкого повышения температуры тела.
Я замечал, что раненая косуля, если на месте не упала от смертельной раны, то всегда стремится уйти в самую непроходимую чащобу, густой кустарник или хотя бы густую траву. Там и затаивается. Естественно, там и ищи ее.
Раненая лиса стремится к своей норе. Если охотник знает расположение норы, то должен проверить следы в районе норы и определить по их свежести – занорилась лиса или нет. Если лиса не занорилась, то ее надо искать в другом месте, а именно – в самой гущине леса, что сделать без собаки очень трудно.
При подстреле мелких животных, например зайца, все зависит от того, куда попала дробь. При попадании в брюшную полость заяц сразу не залегает, а передернется, затем быстро убегает до тех пор, пока не упадет. Если заяц задет легко, то сразу же залегает, но быстро опомнившись, скрывается.
Подстреленная куропатка отлетает на определенное расстояние, садится на землю и убегает в густую траву или кустарник до 50 метров по направлению своего полета, а потом резко меняет направление и убегает до тех пор, пока не скроется в безопасном месте, где лежит притаившись.
Подраненный фазан падает на землю и сразу устремляется в густые кусты. Без хорошей собаки его не найти. Если он ранен в лапку, то стремится улететь дальше в заросли, где и затаивается.
Раненая утка, упавшая в воду, всегда стремится добраться до берега, густо заросшего травой, и притаиться. Бывают случаи, когда утка ныряет, остается некоторое время под водой и выныривает далеко в другом месте. Иногда, зацепившись за водоросли, утка остается под водой, а наружу высовывает один клюв.
Для успешного преследования и добора подранка необходимо не только хорошо разбираться в следах, но и строго соблюдать некоторые правила, начиная с момента выстрела по зверю.
Охотник должен хорошо запомнить место, где стоял (бежал) зверь в момент выстрела. Для этого нужно обратить внимание на самый приметный объект в районе пребывания зверя. Это может быть пень, корявое дерево, камень и т.п. А если животное убежало, то необходимо обозначить место попадания и направление, куда оно скрылось (например, место попадания – двумя еловыми лапами крест накрест и лапой со сломанным концом – направление). Зачем? Да затем, чтобы при потере следа все начать сначала и не искать, где кто стоял и куда стрелял.
Если при преследовании подранка вы потеряли след, то опять же не забудьте оставить указатель, где это произошло (например, две сухие палки, положенные крест накрест, и одна палка, показывающая направление вашего дальнейшего движения).
Обследовав место подстрела, не торопитесь сразу же преследовать животное. Это нужно для того, чтобы зверь успокоился, убедился, что его не преследуют, и залег. Необходимо выждать 20–30 минут, а если обнаружены признаки ранения в брюшную полость, то и больше.
Закончив работу по обозначению места стрельбы и выждав определенное время, можно начинать поиск. Особое внимание при этом необходимо обращать на капли крови, клочки шерсти, сломанные ветки, помятую траву. Хорошо, если по цвету крови охотник сумеет определить место ранения зверя. Так, если охотник попал в брюшную полость, то зверь, как правило, лягнет задними ногами и, сгорбившись, убежит. На месте попадания можно обнаружить следы светло-красной, водянистой крови и зеленоватые остатки содержимого кишечника.
При попадании в ногу животное обычно залегает или припадает на раненую ногу, но тут же вскакивает и убегает. Поторопитесь повторить выстрел, иначе зверь уйдет далеко и на трех ногах. Так, в моей практике лось, раненный в переднюю ногу, шел три километра и был добран дальним выстрелом из карабина.
Если животное ранено в мышцу (остается светло-красная кровь без пузырьков и пены), то поиск этого животного очень сложен и при отсутствии хорошей собаки почти безнадежен.
Для преследования и поиска зверя назначаются самые лучшие следопыты и стрелки. Причем двух охотников вполне достаточно. Остальные выдвигаются на направление вероятного движения зверя и становятся на номера. Поиск проводится терпеливо, системно и до победного конца. Опытный следопыт найдет следы пребывания зверя там, где другой вообще ничего не заметит.
Я знал одного охотника, который всегда брал на охоту чистый белый носовой платок и при потере кровяного следа этим платочком вытирал траву, веточки кустов и, если здесь оставались мельчайшие частицы крови, невидимые человеческим глазом, то на белом платочке они сразу обнаруживались в виде пятен.
Если начало поиска безрезультатно и след потерян, то нужно вернуться к исходному месту и все повторить сначала. И теперь уже не обойтись без собаки.
Хороший охотник-следопыт, применив все свои знания, всегда способен добрать подранка. При этом надо помнить главное – добор подранка является моральным долгом каждого охотника.