Волчий беспредел

«Он объявил войну волкам. В одиночку. И убивал их 65 лет кряду. Истребил 1600 хищников. Это не было охотой в общепринятом понимании. Это больше походило на постоянное, хладнокровное убийство, расстрел животных человеком, который… познал их мир, все повадки, изучил психику и психологию взаимоотношений с людьми и собратьями, без труда разгадывал, легко, как с листа прочитывал жизнь зверей. От него не было спасения. Он выслеживал, преследовал долгими часами, днями, неделями, иных — годами, загонял; звери падали от усталости, истощения, жажды, мучимые непрерывными передвижениями. Теряя силы, теряли бдительность, сверхосторожность. И тогда он расстреливал их, добивал кинжалом… Ему был 81 год, когда он убил последнего. Прожил 84 года — подарок судьбы».

Так о Джумажане Турегалиеве, астраханском степняке, охотнике на волков, написал в повести «Волчатник» профессиональный журналист, тоже охотник Геннадий Гладченко. Тогда, как и сейчас, волка и шакала было много в бескрайних степях и камышовых крепях региона.

Сухие официальные цифры потерь сельскохозяйственных животных от нападений этих «чистильщиков» и «санитаров» природы, как их продолжают называть зеленые, в прошедшим году не стали меньше. В 2013 году от зубов волка в регионе пало 1355 голов КРС, 10 789 овец, 714 лошадей и 69 верблюдов. И это только по учетам регионального Минсельхоза. Можно предположить, что он неполный, так как не все владельцы сельхозживотных, особенно из числа ЛПХ, о волкобое докладывают властям.

Итоги борьбы с этими хищниками за 2013 год впечатляют. Региональная служба природопользования актировала добычу 903 волков и 208 шакалов. Из них в логовах было изъято 218 щенков волка и 5 — шакала. Большинство хищников было добыто в Красноярском, Нартмановском, Енотаевском и Лиманском районах.

Но и эти цифры неполные, так как не все охотники, особенно из проживающих на севере региона и в далеких степных и понизовых селах, смогли представить шкуры добытых хищников региональным охотчиновникам. Кто-то продал шкуры и «варягам» — заготовителям из соседних регионов…

Автор весь завершившийся сезон охоты на пушного зверя провел в регионе. Встречался с охотниками, сотрудниками службы и членами правления областного общества охотников. Каждая встреча добавляла информации о состоянии борьбы с волчье-шакальей напастью. В службе, подведя итоги этой борьбы за 2013 год, несмотря на то что цифры добычи хищников выше, чем за 2012 год, не радуются.

Ущерб от нападений хищников вырос, и связывать это только с тем, что домашние животные ЛПХ часто ведут внестойловую жизнь, нельзя. Коровы, овцы и свиньи из личных подворий все еще гуляют и кормятся там, где пожелают. Региональные и муниципальные власти, конечно же, борются с этим, но…

Повышение премий за убитых волков и шакалов в апреле 2013 года, конечно, тоже повлияло на то, что добыча возросла. Но одними лишь премиями проблему, как сходятся во мнении чиновники, члены правления АРОО и простые охотники, не решить. К тому же волка отнесли к регулируемым видам животных со всеми вытекающими отсюда последствиями. Просто так, попутно, добыть волка и шакала нельзя. Это нарушение.

В регионе считают, что разрешение применять при охоте на волков и шакалов транспортные средства правильное. Но такое разрешение не всегда и без проблем можно получить. Что касается использования для борьбы с волками и шакалами малой авиации, то и сотрудники региональных властей, и простые охотники считают необходимым разработать и принять специальную федеральную целевую программу.

Вопросы ее совместного финансирования решаемы, а эффективность применения вертолетов общеизвестна. Необходимо решать и вопросы должной охраны стад сельскохозяйственных животных.

Законодательство об обороте оружия и складывающаяся практика найма мигрантов и граждан из соседних регионов не позволяют обеспечить оружием всех пастухов. Именно на стада, которые охраняют пастухи, не вооруженные огнестрельным оружием, чаще всего и нападают волки.

В регионе ежегодно фиксируются случаи нападения серого хищника на человека. К сожалению, не стал исключением и 2014 год. Так, 2 февраля в Икрянинском районе, неподалеку от села Трудфронт, местный житель решил заготовить колья для каких-то нужд. Взял топор, положил его в рюкзак, на чунях (салазках) приехал в место, вошел в камыш.

Внезапно он услышал шорох, и тотчас из камыша вылетел волк и бросился на него. Мужчина лишь успел прикрыться салазками, ими стал и отбиваться. Волк не убежал, выбил чуни из рук человека, бросился ему на грудь. Тот успел выставить правый локоть. Хищник впился в него зубами, но прокусить не смог. В кровь расцарапал лицо. Человек вспомнил, что у него есть нож, изловчился, достал его и ударил, как думал, в шею зверя.

Нож раскроил ему с одной стороны пасть. Серый разжал челюсти и отпустил на мгновенье человека, затем опять бросился ему на грудь. Мужчина ударил волка три-четыре раза в грудь. Зверь захрипел, упал на землю и стал кататься. Мужчина выскочил из камыша, по ерику пошел в сторону рыбаков. Они опешили, увидев окровавленного, в разодранной одежде человека. Помогли обмыть раны на его лице.

Рассказав о случившемся, мужчина пошел с рыбаком, вооруженным пешней, на место единоборства. Зверь, большая волчица, был уже мертв.