Хвостик черный, поэтому и зовется джейран на казахском языке каракуйрюк (черный хвост). Их численность в конце прошлого века была в Казахстане всего около 12 тысяч особей, это совсем мало, учитывая огромную территорию их обитания. Тем не менее встречать этих чудо-животных мне приходилось.
Охотиться на них, естественно, не довелось, джейран уже был занесен в Красную книгу СССР, но под выстрелы браконьеров он иногда все-таки попадал из-за… любопытства. Об этом мне рассказал работавший у нас буровиком местный охотник.
Когда машина идет по дороге между барханами, джейран перебегает дорогу, скрывается за ближайшим барханом, но вместо того чтобы убегать дальше, останавливается, а через некоторое время выходит из-за бархана, чтобы удовлетворить свое любопытство — смотрит вслед уходящей машине. Этим браконьеры и пользовались. Честно сказать, я не особенно в такое поверил, но проверить, так ли это, однажды попытался.
У нас почему-то долго не приходила машина с продуктами, в столовой закончился хлеб, и начальник партии поручил мне с моим дружком-водителем съездить за хлебом в ближайший поселок. Ближайший — это не совсем так, до него было 120 километров. В поездке все и произошло.
Джейран скрылся за барханом, я попросил дружка проехать полкилометра, остановиться и подождать меня. А сам, пока машина была рядом, добежал до куста саксаула вблизи бархана и замер. Песок под ногами шаги заглушал, машина ревела, и я рассчитывал, что джейран не услышит. Так и случилось.
Едва стих звук мотора, этот любознательный субъект из-за бархана и возник. Было до него около полусотни метров, и если бы у меня были плохие намерения, любопытство бы ему дорого обошлось. Тем временем джейран, вытянув шею, смотрел в сторону ушедшей машины, встряхивал черным хвостиком и перебирал ножками.
Налюбовавшись, я вышел из-за куста. Джейран мгновенно развернулся и помчался снова за бархан. Бросилось в глаза, что бег у него какой-то необычайно легкий, как бы без всяких усилий, он словно полетел над горячим песком...
Меня тогда поражало — где они находили водопой? Приходилось встречать джейранов в местах, где воды не было вокруг на десятки километров. Они или обходились влагой, находящейся в чахлой травке, росшей в понижениях среди барханов, или вода все-таки где-то была… До сих пор, к сожалению, не знаю.
О любопытстве джейранов я нигде не читал и такой браконьерской охотой не занимался, поэтому утверждать, что все так и есть, не берусь, но факт проявленного любопытства, мной описанный, имел место. Хотя, может, просто все совпало.
Об этом джейране я, было, совсем забыл, да дружок напомнил. После развала Союза мы с ним оказались в разных государствах, а встретившись через десяток лет, просидели всю ночь, вспоминая ту незабываемую экспедиционную жизнь.
Прошло еще десять лет. Подхватил дружок какую-то детскую болезнь легких, запустил, понадеявшись на свое железное здоровье, шибанула его эта болячка под дых, и сгорел мужик, хотя здоров был как лось…
Земля пухом тебе, дорогой друг.