Я считаю, что это прекрасный вид индивидуальной охоты, когда можно в полной мере насладиться красотой природы и понаблюдать за жизнью зверей и птиц в период неактивного охотничьего сезона.
Европейская косуля является оседлым видом и мигрирует очень редко.
У нас этот вид распространен на европейской части страны, в кавказских регионах и Крыму.
За мою недолгую пятилетнюю охотничью практику мне удалось успешно поохотиться в трех разных регионах: в гористой местности в окрестностях Судака, в Могилевской области Республики Беларусь и в Краснинском районе Смоленской области.
КРЫМ. 2017 ГОД
Особенность охоты в Крыму заключалась в том, что она проходила в гористой местности в двадцатых числах июля — самый жаркий период лета.
Давящая жара сильно ограничивала время охоты, так как косули ведут себя активно только в прохладные часы, да и долго ходить по горам в жару изнурительно для неподготовленного человека.
На этой охоте я была вооружена горизонтальной двустволкой ИЖ-54 12-го калибра. Тактика состояла в следующем. В одном стволе была заряжена пуля на случай стрельбы от 35 до 70 метров, в другом — картечь 8,5 мм для стрельбы на близкой дистанции.
Забегая вперед, скажу, что двух последующих самцов косули я добыла из нарезного оружия калибра .308Win.
Вечерняя охота не принесла желанного трофея: за пару часов ходьбы по горам и полянкам я видела мельком сквозь листву лишь одну косулю, причем нельзя было определить, самец это или самка.
Но насладиться горно-морскими пейзажами, особенно в лучах закатного солнца, было очень приятно. Заночевали мы в горах в легких спальниках под открытым небом. Теплые короткие южные ночи позволяют комфортно чувствовать себя с минимальным снаряжением.
Были бы под рукой репелленты — единственная, пожалуй, вещь, без которой я не могу обойтись летом, остальное пережить легко.
Проснувшись на рассвете, мы снова отправились на поиски красавцев рогачей. На этот раз мне повезло: через сорок минут поисков на одной из полянок мы заметили неплохой экземпляр. Я присела, чтобы хорошо прицелиться для пулевого выстрела с опорой на колено.
Но в этот момент мой «соперник» словно почуял неладное и на секунду замер, а затем ретировался, спрятавшись за невысоким кустом неподалеку от того места, где кормился.
Решено было подойти поближе с подветренной стороны, поскольку животное всего лишь затаилось, чтобы, переждав, продолжить кормежку. Осторожно мне удалось подойти почти на двадцать метров.
Я начала тихо поднимать ствол с намерением стрелять картечью в область головы и шеи, но козлик, будто почуяв приближающуюся опасность, стремительно бросился наутек вниз, в сторону леса.
Я сделала выстрел картечью навскидку, который, к счастью, достиг цели. Косуля перевернулась через голову и покатилась вниз по склону. Вот так красивым южным утром, в горах близ Судака был добыт мой первый самец европейской косули.
Именно тогда у меня впервые появилась мысль о покупке экшен-камеры, чтобы снимать на видео свои охоты и делиться со всеми тем, о чем я потом в красках рассказывала. Это была моя самая легкая и быстрая охота, и я склонна считать, что в данном случае сработал принцип «новичкам везет».
БЕЛАРУСЬ. 2018 ГОД
Сезон 2018 года был примечателен тем, что в России в июне — июле проводился чемпионат мира по футболу, в связи с чем в принимающих регионах для обеспечения дополнительной безопасности граждан было категорически запрещено доставать оружие из сейфа.
Именно эти обстоятельства толкнули нас на первое охотничье путешествие в дружественную Республику Беларусь, в охотхозяйство с возможностью аренды оружия.
Многие наши соотечественники мечтают отправиться туда на охоту, поскольку считается, что ситуация в Беларуси с охотничьей отраслью, ее регулированием и количеством охотничьих ресурсов обстоит гораздо лучше, чем в России.
Однако есть одно но, которое всех останавливает: дорого. Не буду заострять на этом внимание, выскажу лишь свое мнение по итогам нескольких поездок. Да, организация охоты и количество зверя действительно оставляют приятное впечатление, и цены вполне доступны, если нет цели добыть зверя с рекордными трофейными качествами.
В моем распоряжении было всего две зари, за которые я увидела лосей, косуль, оленух, зайцев, лисиц, тетеревов, вальдшнепов и массу другой дичи — одним словом, рай, да и только.
Не представилась только возможность увидеть самца косули и подойти к нему на выстрел. Надо сказать, что и погодные условия были не самыми удачными для охоты: шли проливные дожди с перерывами, а, как известно, в дождь зверь более осторожен и неохотно выходит на поля. Более того, высокая нескошенная трава делает обнаружение косули практически невозможной задачей.
Но в любом случае удовольствие от увиденного изобилия зверя я получила и пообещала себе приехать в эти угодья еще раз и вернуться домой с добычей. И такая возможность представилась уже в следующие выходные.
Но не все складывалось удачно: шквалистый ветер и проливной дождь препятствовали выходу зверя. Мы осмотрели немало территорий — безрезультатно. В ночь перед отъездом я была близка к отчаянию, так как два выходных подряд мне не удавалось увидеть зверя.
Огромное спасибо егерям хозяйства, которые поняли мое желание добыть трофей и поэтому в 23:00, когда дождь немного успокоился, приняли решение вновь выйти в поля и во что бы то ни стало найти зверя. Ветер по-прежнему был сильный, но это только повышало шансы подойти к косуле, когда она будет обнаружена.
Благо ночная охота в Беларуси разрешена, в том числе с подхода с применением различных приборов ночного видения. Это был мой последний шанс.
Сначала нам попалась оленуха с детенышем, а затем, на втором поле, мы обнаружили желанного козлика. Это был самый хладнокровный выстрел за все время моей охотничьей жизни. Я понимала, что не могу упустить свой шанс и подвести людей, которые переживали за меня. Неспешный прицельный выстрел — и вот оно, вознаграждение за охотничий азарт и упорство.
Все выдохнули с широкой улыбкой. Хоть я и не гналась за трофейными качествами, добытый в Беларуси самец косули имел красивые симметричные, жемчужные рожки с широкими мощными розетками.
Так же, как и с крымским самцом косули, который был первым в своем роде и этим невероятно ценен, мне не захотелось расставаться и с белорусским трофеем. Теперь чучела двух козликов красуются у меня на стене как предмет гордости и незабываемых впечатлений.
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. 2019 ГОД
За третьей косулей я отправилась в середине июня в Смоленскую область, в хозяйство, расположенное на границе с Беларусью. Зимой во время загонных охот там было много коз. В моем распоряжении были три зари: утро – вечер – утро.
Несмотря на страшную грозу и ливни, сопровождавшие и пугавшие меня всю дорогу до хозяйства в пятницу, в субботу и воскресенье погода стояла отличная. В каждую из зорь я видела заветного самца косули, но подойти на выстрел мне так и не удалось. При одном лишь моем взгляде самцы с гавканьем удалялись в лес. Козлы, одним словом…
Егерь был поражен такому странному стечению обстоятельств, ведь, по его словам, мы все делали тихо и правильно, однако то дул не тот ветер, то козлик стоял ко мне пятой точкой, и попытка привлечь его внимание манком только спугнула осторожного зверя. Да и ряд объективных факторов осложнял охоту.
Во-первых, с открытия прошел почти месяц, и к этому моменту остались только самые осторожные и хитрые самцы, возможно, уже стреляные. Смотришь в бинокль — зверь стоит, но через секунду его уже нет, он лег и притаился.
Во-вторых, была очень высокая трава, сильно ограничивающая видимость и возможность обнаружения зверя: заметны только уши или, в лучшем случае, голова, остальное полностью скрыто от глаз.
В Смоленской области, как и в прошлом году в Беларуси, меня поразило большое количество аистов. В этом есть какая-то чистота, трогательность, невинность, нежность, что ли. Много здесь также вяхиря. За все время охоты я видела шесть зайцев, и мне даже посчастливилось наблюдать схватку ушастого с хищной птицей.
Раньше кульбиты зайца я видела только в интернете, а теперь воочию лицезрела его хитрый прыжок — сальто назад высотой с человеческий рост, который способен обмануть любого преследователя.
По дороге на базу, уже в темноте, перед машиной взлетело три вальдшнепа. На трассе, недалеко от Смоленска, я видела красавца-лося, стоявшего у края проезжей части и убежавшего потом в лес.
К этой истории подойдут небе-зызвестные каждому охотнику строки про «надежды полный путь туда и безнадежный путь обратно».
Но я не унывала, Через месяц снова открывалась охота на самца косули, и я могла вновь погоняться за прыткими рогачами. И пусть среди трофеев той поездки у меня кроме укусов насекомых и одной фотографии ничего не осталось, но ночи без сна, туманные рассветы, утренняя роса, запах разнотравья — это ли не охотничье счастье?!
Как я себе и обещала, в последние выходные перед основным открытием по перу я вновь отправилась попытать счастье на Смоленской земле. Хотелось использовать еще одну представившуюся возможность вечером в субботу посидеть на кабана, а утро воскресенья посвятить охоте на косулю с подхода, но, когда я приехала в хозяйство, мои планы изменились.
В течение последних двух недель в хозяйстве стали находить павших кабанов. За короткий промежуток времени кабана полностью потравили — такова была версия хозяина и местных егерей.
Жалко, что в предыдущий свой приезд я почему-то не рассматривала вариант охоты на кабана, когда его было в достатке. Вечерняя зорька пролетела незаметно. Удалось понаблюдать издалека за несколькими самками.
Дальше мы поехали на поле, где егерь уже три дня подряд наблюдал систематический выход самца косули в одно и то же время и был уверен, что здесь удастся его добыть, но в назначенное время зверь не вышел. Попытки подозвать его манком были безуспешны.
Мы остались, на месте и продолжили наблюдение, периодически маня манком. Как только стемнело, раздалось противное гавканье лисицы. Я по неопытности не отличила его от гавканья козла. Решено было вернуться сюда утром и продолжить охоту.
Утренняя заря оказалась более успешной. Козлик кормился на поле. Когда я подошла на расстояние уверенного выстрела и начала ставить треногу, зверь насторожился, но спокойно ушел в лес.
Немного подождав, я осторожно поманила. Он вышел в другом месте и встал на краю леса. Всегда хочется, чтобы попадание было четкое, красивое и чтобы зверь не мучился, но в этот раз получилось не совсем так. Положение для выстрела было неудобное: самец косули смотрел в мою сторону и стоял полубоком.
Нужно было подождать, когда он встанет боком, но я поторопилась — поймала козла в прицел и потянула спусковой крючок. Грянул выстрел, нарушив утреннюю тишину. Косуля некрепка на рану, и даже с попаданием в брюшную полость козлик отскочил недалеко в лес, так что добирать его не пришлось. Если бы не сломанный в бою один отросток, этот мой трофей был бы очень красив.
СОХРАНЕНИЕ ТРОФЕЯ — ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЧЕРЕПА
Каждый трофей для меня не только мясо, хотя гастрономическое применение добычи является логическим завершением охоты, но и воспоминания о самом процессе, о пережитых эмоциях. Таксидермия — один из способов сохранения неосязаемых аспектов, связанных с добычей трофея.
Я всегда обращалась к специалисту-таксидермисту для изготовления чучела, но с добычей третьего трофея у меня появилось желание самой попробовать изготовить череп самца косули. На то было несколько причин.
Первая — это наличие у меня уже двух чучел самцов косули, вторая — обломанный отросток рога у третьего экземпляра. Посоветовавшись со знакомым таксидермистом и мастером по дереву, я получила четкие и понятные инструкции, которым старалась неукоснительно следовать.
Максимально очищенный череп опускаем в воду с солью и содой и варим, пока плоть не будет отходить от кости. Воду меняем, чтобы жир не проникал в кость.
Важно не переварить, так как кость начнет разваливаться. После варки очищаем череп от остатков плоти, вымываем их из кости с помощью мощной тонкой струи воды, чистим мягкой щеткой. Обезжириваем в чистом ацетоне три-четыре часа.
Помещаем очищенный череп по рожки в раствор перекиси водорода (10–15 %) под стрейч-пленку на 6–12 часов, затем промываем и немного просушиваем, но не высушиваем. Погружаем на 12–24 часа для укрепления в смесь остиофикса и ацетона в соотношении 1:4.
Далее мне потребовалось склеить развалившиеся носовые кости клеем суперэпокси и подкрасить отбелившиеся розетки рожек акриловыми красками.
Подаренную мне мастером деревянную болванку медальона я покрыла несколько раз морилкой, просушила, прошлась по ней наждачной бумагой мелкой зернистости, еще раз морилкой и сверху покрыла маслом. И наконец, монтаж на медальон.
Результат мне очень понравился. Возможно, это не самый выдающийся экземпляр, но он занял достойное место на стене с другими самцами косули, напоминая историю трех разных и ценных для меня летних трофеев, которую я только что поведала.