Дикие животные имеют огромное биосферное, социальное, эстетическое значение. Без них невозможен круговорот веществ и энергии в биосфере. Они необходимы всему обществу, а не только охотникам. Поэтому за осуществление крупных программ по развитию охотничьего хозяйства платить должно прежде всего государство, не взваливая бремя затрат на немощное охотничье хозяйство, не придумывая при этом дополнительных поводов для налогообложения. В противном случае, не выдержав финансового беспредела в повышении стоимости охоты на тот или иной вид дикой фауны, законопослушные охотники перейдут в категорию «местных» браконьеров. Последствия такого шага трудно представить.
На наш взгляд, это уже имеет место в Республике Беларусь, о чем красноречивее всего свидетельствуют цифры и факты. Что мы имеем в итоге? Законопослушные охотники покидают общественные охотничьи организации и пополняют ряды браконьеров. Так, например, в 1991 году общественное объединение «БООР» насчитывало в своих рядах 89,0 тыс. членов с правом охоты, а на 01.01.2009 эта цифра уже сократилась до 40,2 тыс. человек. При этом определенное количество охотников и вовсе отказывается от охоты и сдает оружие. По данным МВД Республики Беларусь эта статистика выглядит так:
в
в
в
в
в
в
Кадры решают все! Это аксиома развития любого общества. В Беларуси после распада СССР подготовке кадров для охотничьего хозяйства должного внимания не уделялось. Ранее кадры для охотничьего хозяйства нашей страны готовили в Российской Федерации. Выпускники КСХИ, ИСХИ, ВСХИЗО и др. выше областного уровня не поднялись, хотя некоторые из них в разные годы работали рядовыми сотрудниками Минприроды и Минлесхоза.
В настоящий момент специалистов для охотничьего хозяйства страны готовят БАТУ и БГТУ, уровень подготовки которых оставляет желать лучшего. В этих учебных заведениях отсутствуют профессиональные кадры, необходимые для подготовки биологов-охотоведов. Мы считали и считаем, что хорошего охотоведа не может подготовить инженер лесного хозяйства, пусть и с ученой степенью доктора наук. Охотоведа может подготовить лишь грамотный, профессиональный охотовед. Свою квалификацию он может приобрести только в полевых условиях при наличии желания, призвания и хорошего наставника.
Для повышения уровня вузовской подготовки студентов желательно приглашать специалистов из России и других стран. Нужна новая программа для обучения студентов, специализирующихся на использовании ресурсов охотничьих животных, в сторону увеличения практических занятий в полевых условиях.
Группы студентов или отдельных учащихся, которые специализируются на ведении охотничьего хозяйства, имеет смысл «закреплять» за ведущими охотоведами Республики Беларусь. Наиболее способных учащихся следует направлять на учебу, например, в Россию, Швецию, Финляндию, Польшу.
Браконьерство тесно связано с воспитанием человека и культурой его поведения в лесу, поле, на водоеме. Нужно приучать наших охотников к соблюдению общеевропейской культуры и охотничьих обычаев.
Борьба с браконьерством — это не только поимка конкретного нарушителя. Серьезную проблему нужно решать комплексно. Если бы охота была более доступной, а законодательные акты лояльнее, то это способствовало бы переходу многих скрытых браконьеров в официальные охотники, которых гораздо проще контролировать. Подобный опыт имела послевоенная Германия и Югославия, когда только принятие грамотных законов помогло справиться с волной браконьерства.
Положение по рациональному использованию природных ресурсов можно исправить лишь в том случае, если кардинально поменять законодательство в этой области. А для этого нужна политическая воля и участие заинтересованных, профессиональных специалистов. Полумеры не дадут эффекта, как это делается сейчас, когда вносятся поправки в несовершенное законодательство. На литературном языке это называется «латание тришкиного кафтана».