Водные процедуры: выбираем лодочный мотор

Счастливым владельцам моторных плавсредств пора готовить свои суденышки к спуску на воду, ведь вот-вот будет снят нерестовый запрет, а значит, кидать удочки станет возможным не только с берега

Ну а у кого еще нет моторки, самое время выбрать подходящий вариант. Впрочем, сделать это не так просто, ведь от разнообразия движков приходишь в полное замешательство. Что ж, давайте подберем идеальный «подвес» для небольшой рыбацкой лодки.

Сразу предупредим, что мотора на все случаи жизни, разумеется, не существует, потому как для троллинга нужен тихий и не слишком мощный движок, дабы не гнать волну. И для этих целей будут хороши либо электромоторы, либо четырехтактные «подвесы». Впрочем, не будем лукавить, троллинг на электромоторе — это скорее баловство, нежели серьезная заявка на победу, поскольку редкого аккумулятора хватит больше чем на три-четыре часа, после чего придется перейти на весельный ход.

Бензиновый четырехтактный мотор для данной задачи будет вне конкуренции. Он малошумный, стойко переносит многочасовую работу (по 8–9 часов подряд) на малом ходу и при этом совершенно непрожорливый. Что же касается вопроса мощности мотора, то здесь все зависит от посудины, на которую он устанавливается. Если возьмем лодку ПВХ длиной от 280 до 340 сантиметров, то пятисильного движка хватит за глаза. А вообще на таких небольших суденышках троллят и с моторами меньшей мощности. Справедливости ради только скажем, что движочек меньше пяти кобыл должен быть именно вторым мотором, который используется исключительно для ловли рыбы методом троллинга, ибо перемещение на оном по акватории будет занятием крайне унылым.

Фото авторское 

ДВИЖЕНИЯ НЕ В ТАКТ

Почему же для троллинговой рыбалки не подходят двухтактники? Дело в том, что такие движки задыхаются на малом ходу: камера сгорания плохо очищается, свечу заливает несгоревшим маслом, появляются провалы в работе мотора, а когда свечка «умирает», мотор тут же глохнет, и, чтобы его завести вновь, придется изрядно попотеть. Да-да, знаем, что среди читателей есть любители ловли методом троллинга, которые на своем двухтактнике уже много лет добывают трофеи, надо лишь бензин с маслом в правильной пропорции разводить: одну часть масла на пятьдесят частей горючки. Спорить не будем: да, можно и так. Как и хлеб можно нарезать не ножом, а пилой по дереву. Но ведь неспроста в инструкции к двухтактному мотору производители не рекомендуют долгую эксплуатацию движка на малом ходу...

И в этой связи возникает вопрос:а для чего вообще покупать двухтатктник, если мотор 4Т более универсальный? Взял помощнее «подвес», чтоб и на глиссер уверенно выходить, и на малом ходу беспроблемно «тошнить» по нескольку часов кряду. В целом идея не лишена смысла, хоть и четырехтактник тяжелее двухтактного собрата. Хотя... Если сравнить их вес на примере пятисильных «подвесов», то разница между 4Т и 2Т будет совершенно незначительная: 25 против 20 кило. А что касается расхода топлива, то четырехтактные агрегаты процентов на 30 кушают меньше горючки.

Фото авторское 

СТОЯТЬ НЕЛЬЗЯ ЛЕЖАТЬ

Однако если вы не заядлый любитель троллинга и сэкономленный за день стакан бензина вам погоды не делает, то свой выбор лучше остановить на двухтактном моторе, и вот почему. Дело в том, что четырехтактники капризны главным образом не в эксплуатации, а в перевозке. Конструктивные особенности двигателя таковы, что масло, которым смазываются детали и узлы, находится в картере. И если мотор положить плашмя в багажник автомобиля, то лубрикант из картера попадет в камеру сгорания, что чревато различными негативными последствиями (от залитых маслом вещей до проблем с запуском). Именно поэтому подавляющее большинство четырехтактных моторов производители не рекомендуют перевозить на боку. Хотя есть некоторые модели двигателей, которые все же можно уложить в багажник авто, но строго на определенный бок (обычно это сторона румпеля, но бывают и исключения, поэтому обязательно читайте инструкцию).

Само собой, если после перевозки лодочный мотор поставить в боевое, то есть вертикальное положение, то минут за десять масло из цилиндра вновь стечет в картер. Но запуск движка, как уже говорили ранее, ввиду замасленной свечи зажигания будет крайне проблематичным. Да и чего говорить, четырехтактные моторы и при сухой свече заводятся хуже двухтактных, ибо за одно дерганье шнура он совершает максимум два рабочих такта, в то время как его собрат, работающий на бензино-масляной смеси, делает 4–5 полных цикла.

ГАЗОНОКОСИЛКА ДЛЯ РЫБАКА

Ну а какой вариант выбрать из семейства двухтактных лодочных моторов, ведь модельная линейка здесь на любой вкус и кошелек? От 2,6 лошадок и далее с шагом примерно в одну-две кобылы. Те, кто только-только приобщается к миру водно-моторной техники, все как один наивно полагают, что возьмут самый простенький движочек в 2,6–3,6 лошадки и будут на нем рассекать в свое удовольствие. Клянусь, ума не приложу, кто додумался на бензиновый триммер для покоса травы поставить гребной винт, но моторы с такой мощностью не стоит рассматривать даже как альтернативу веслам, поскольку реке такой чих-пых не сможет даже в полный газ идти против течения.

«Подвесы» в 5–6 лошадиных сил в этом плане куда веселее. Более того, лодку длинной 280 см с одним человеком на борту и минимальной поклажей такой агрегат на гладкой воде сможет вывести даже на глиссер. Да и по цене моторы этой мощности стоят более или менее адекватных денег. Правда, как показывает практика, уже к следующему сезону возникает непреодолимое желание обзавестись двигателем помощнее. Оно и понятно, ведь стоит в лодку посадить пассажира, как скорость и тяга начинают стремиться к нулю. Да и в целом обидно, когда другие рыбаки на такой же лодке, только с мотором пободрее, делают тебя как стоячего.

НЕВИННЫЙ ОБМАН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

А потому самым оптимальным вариантом можно назвать подвесные моторы мощностью 9,8 и 9,9 л.с. В чем, так сказать, прикол? На самом деле это два абсолютно разных мотора и то, что называется 9,9, по факту это 15-сильный мотор, просто немного «придушенный». Однако, если на румпеле спилить ограничитель, то от былого удушья не останется и следа. Сделано это для того, чтобы не ставить плавсредство на учет в ГИМС (по закону, если на лодке висит мотор мощностью свыше 10 л.с., то ее необходимо регистрировать и получать номера, а для управления уже будут требоваться права). Госинспекторы по маломерным судам, безусловно, в курсе этой маленькой хитрости производителей, но пока за спиленный ограничитель они никого не штрафуют.

Если же сравнивать моторы 9,8 и 9,9 (читай 15), то они отличаются не только мощностью, но и весом. Так, одноцилиндровый «подвес» 9,8 весит относительно немного, примерно 26 кило, в то время как двухцилиндровый собрат на 12 кг тяжелее. Вроде невелика разница, но когда приходится двигатель каждый раз ставить/снимать, этот лишний вес очень и очень омрачает жизнь. Да и по расходу топлива тоже разница существенная. Не будем брать данные производителей, поскольку они лукавы. На практике за час езды мотор 9,8 л.с. кушает 8 литров горючки, а раздушенный 9,9 сжирает аж под 17 литров!

Что ж, подведем итог. Если у вас есть надувная лодка ПВХ и связываться с регистрацией маломерного судна желания нет, то выбирать мотор нужно мощностью до 10 лошадиных сил. Оптимальный вариант — это двухтактный подвес 9,8. Впрочем, если вы любитель троллинговой рыбалки, то для вас будет предпочтительным вариантом четырехтактный мотор примерно такой же мощности. Он, в отличии от двухтактника лучше переносит длительное плаванье на малом ходу. Но нужно помнить о сложностях с его транспортировкой. Что касается электромоторов и маломощных бензиновых движков, то смотреть в их сторону даже не стоит, поскольку это деньги, выброшенные на ветер.

Ну и не забываем, что впереди лето, которое по прогнозам синоптиков в этом году выдастся самым жарким за последние 150 лет. И если оно и впрямь будет таковым, то моторная лодка в этом сезоне будет актуальна как никогда.