Античные амазонки

АМАЗОНКИ И АМАЗОНОМАХИЯ

Амазонками в греческой мифологии называлось племя женщин-воительниц и наездниц. Эти женщины были искусны в стрельбе из лука и верховой езде. Считалось, что они происходят от бога коварной, вероломной войны Ареса и Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, и поклонялись богу войны Аресу и богине охоты Артемиде. Жизнь свою проводили в битвах. Амазонки обитали на реке Фермодонте, у города Фемискира, в северной части Малой Азии. Считалось, что они обосновались там после того, как пришли с Кавказа. Кроме Малой Азии, обитали в районе Меотиды (Азовское море) и даже в Ливии.

Амазонки были мужененавистницами и терпели мужчин исключительно ради продолжения рода. Раз в год они вступали в браки с чужеземцами или соседними племенами, отдавая затем на воспитание отцам или убивая мальчиков и оставляя себе девочек.

Вооружены амазонки были луком, железным боевым топором, легким щитом. Сами изготовляли шлемы и одежду. У них была боевая конница, которой еще не существовало у других народов.

Слово “амазонка” якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек правую грудь для более удобной стрельбы из лука и натягивания тетивы. Впрочем, наименование “безгрудые (бессосцовые)” ничем не подтверждено.

Амазономахией называется борьба греков против амазонок. Фрагменты этой борьбы изображались в VI – VII веках до нашей эры на греческих вазах и рельефах, в частности на метопах (прямоугольных плитах) сокровищницы афинян в Дельфах, барельефе афинского Парфенона, фризах и фронтонах ряда храмов. В мифах о борьбе амазонок с олимпийскими героями отразилось противоборство греков с племенами, стоящими еще на ступени матриархата.

Римский историк Корнелий Тацит писал: “Ведь старина, вымысел и чудесное называется мифами, история же – будь то древняя или новая – требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда – и раньше, и теперь – были в ходу одни и те же сказания, сплошь чудесные и невероятные”.

Сказания об амазонках изобилуют яркими событиями. Следует, однако, сказать, что эти события, изложенные такими авторами древности, как Гомер, Пиндар, Софокл, Еврипид, Павсаний, Плутарх, Овидий, Вергилий, Аполлодор, Диодор Сицилийский, содержат множество противоречий. Давая краткий обзор мифических событий, мы будем придерживаться наиболее распространенной версии их изложения.

Против амазонок сражался Беллерофонт, один из главных героев старшего поколения. Царь Ликии Иобат дал Беллерофонту одно за другим опасные для жизни поручения. Выполняя третье из них, Беллерофонт уничтожил вторгшихся амазонок. Об этом упоминает Гомер в поэме “Илиада” (песнь шестая). Там же Гомер пишет о войнах фригийцев с амазонками (песнь третья).

Любимейший герой греческих сказаний Геракл совершил 12 своих знаменитых подвигов на службе у Эврисфея, получившего власть над Пелопоннесом. Девятый подвиг состоял в том, что Геракл добыл волшебный пояс царицы амазонок Ипполиты. Этот пояс Эврисфей приказал добыть по просьбе своей дочери Адметы. Ипполита согласилась добровольно отдать пояс Гераклу, прибывшему на корабле в город амазонок Фемискиру. Но верховная олимпийская богиня Гера, приняв облик одной из амазонок, напугала остальных известием, будто чужеземцы пытаются похитить Ипполиту. Амазонки с оружием, вскочив на коней, бросились на помощь царице. Геракл, решив, что нападение коварно подстроено Ипполитой, убил ее, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, погрузился на корабль. Приплыв в Микены, Геракл отдал пояс Ипполиты Эврисфею. Фрагмент сражения Геракла с амазонками изображен на кубке афинского гончара Клеофрада, хранящемся в Париже. Между прочим, некоторые современные авторы считают Геракла историческим лицом.

Величайший герой Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны. Будучи царем Афин, он предпринял поход на Фемискиру и захватил в плен царицу амазонок Антиопу. Привезя ее в Афины, он женился на ней. От этого брака у Тесея остался сын Ипполит, впоследствии герой. Амазонки, желая освободить царицу и отомстить Тесею, вторглись в Аттику и осадили ее главный город Афины, но были разбиты у холма Ареса в местечке, названном Амазонией. Во время битвы Антиопа была убита стрелой амазонки Молпадии, а ту убил Тесей. Похищение Тесеем Антиопы изображено на амфоре Мизона, находящейся в парижском Лувре. Заметим, что мифологический герой Тесей приобрел черты легендарно-исторической личности, действовавшей приблизительно в XIII веке до нашей эры.

В Троянской войне амазонки после смерти Гектора выступили на стороне троянцев против греков. В одном из сражений прекрасная царица амазонок Пенфесилея была убита в поединке с одним из величайших и храбрейших героев Троянской войны Ахиллом. Он был очарован красотой умирающей Пенфесилеи, что вызвало насмешки Терсита, и был тут же на месте убит Ахиллом. Сцена смерти Пенфесилеи изображена на кубке V века до нашей эры, хранящемся в Мюнхене (так называемая чаша вазописца Пенфесилеи).

В более поздних сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, якобы посетившей македонского царя Александра Великого, чтобы иметь от него детей.

Амазонкам приписывали основание прибрежного города Эфеса в области Кария (на юго-востоке Малой Азии) и постройку близ этого города знаменитого монументального храма в честь богини Артемиды (Дианы). В 356 году до нашей эры этот храм был сожжен Геростратом с целью прославиться, но вскоре был восстановлен и причислен к семи чудесам света. Для украшения храма Артемиды в Эфесе в V веке до нашей эры были выполнены скульптуры раненых амазонок в конкурсном состязании греческими скульпторами Поликлетом, Фидием, Кресилаем и Фрадмоном.

АМАЗОНКИ И САРМАТЫ

Древний историк Геродот в своей “Истории” передает легенду о происхождении “женоуправляемых” савроматов.

Греки, победив амазонок в битве при реке Фермодонте, впадающей в Эвксинский Понт (Черное море), отплыли, погрузив на три корабля столько амазонок, сколько могли взять в плен. В море пленницы восстали и перебили своих врагов. Но так как амазонки не были знакомы с устройством кораблей, не знали, как пользоваться рулем и парусами, и не умели грести, корабли оказались во власти волн и ветра. Их принесло к берегам Меотийского озера (Азовское море) на земли скифов. Сойдя с кораблей и пройдя берегом моря, амазонки встретили табун лошадей. Они похитили его и начали верхом на лошадях грабить страну скифов, что было для амазонок более привычным делом, чем управление кораблем в море.

Ираноязычные скифы не знали языка амазонок, не видели раньше их одежды и не понимали, откуда пришло незнакомое племя. Думая, что незнакомцы – это мужчины юного возраста, они вступили с ними в битву. Но, завладев трупами своих врагов, они поняли, что сражались с женщинами. Поэтому скифы решили больше не воевать с чужеземками, а послать к ним самых молодых своих мужчин числом, приблизительно равным количеству амазонок. Молодые скифы должны были встать лагерем вблизи них и уклоняться от боя. Целью скифов было вступить в браки с чужеземками и получить от них детей.

Когда амазонки поняли, что юноши не имеют злого умысла, перестали обращать на них внимание. С каждым днем скифы стали приближать свой лагерь к лагерю амазонок, ведя одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и грабежом.

В полуденный час амазонки расходились по одной или по две. Скифы стали делать то же самое. Однажды юноша приблизился к одинокой амазонке и она не оттолкнула его, а позволила вступить с ней в связь. Затем женщина показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого и там их будет ждать первая амазонка с подругой.

На другой день встреча двух пар состоялась. То же самое произошло и с остальными юношами, приручившими остальных амазонок. В конце концов скифы и амазонки, соединив лагери, стали жить вместе супружескими парами. Мужчины не смогли выучить язык женщин, но жены усвоили язык мужей. Тогда мужчины сказали, что у них есть родители и что они предлагают уйти к своему народу вместе с женами-амазонками. Женщины же ответили, что не смогут жить вместе с женщинами-скифами, так как имеют разные жизненные обычаи. Амазонки стреляют из лука, мечут дротики, ездят верхом и не обучены женским работам, в то время как женщины-скифы, оставаясь в повозках, занимаются лишь женским трудом и не охотятся. Поэтому амазонки предложили своим мужьям получить у родителей часть своего имущества и затем, оставшись с женами-амазонками, отделиться от своего народа.

Юноши выполнили этот наказ. Получив причитавшуюся им часть имущества и вернувшись назад, они услышали от своих жен новое предложение: уйти из этой земли, где амазонки произвели столько опустошений, и поселиться, перейдя реку Танаис (Дон), на новой земле. Так оно и произошло. Перейдя Танаис, они прошли к северу на расстояние трех дней пути от озера Меотиды и заселили новую местность. Произошло это переселение в V веке до нашей эры. Жены-амазонки продолжали придерживаться древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и участвуя в войнах. Они носили ту же одежду, что и их мужья.

Так произошло племя савроматов, или сарматов, как их называют более поздние античные авторы. Сарматы пользуются видоизмененным скифским языком. Относительно брака у них установлено правило: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из женщин, не способные выполнить это требование, умирают в преклонном возрасте незамужними.

Сарматы обитают в задонских и поволжско-уральских степях. Земли обитания сарматов, по сообщению Геродота, раскинулись к северу от угла Меотиды на пятнадцать дней пути, то есть приблизительно на 480 километров.

Рассказ Геродота так бы остался красивой легендой, если бы археологические данные не подтвердили его. В женских погребениях сарматов, как и в мужских, археологи К.Ф.Смирнов и другие находили оружие и конское снаряжение, свидетельствующее о захоронении лошади.

Интересны в связи с этим сведения, высказанные историком Псевдо-Гиппократом, который в своем трактате “О воздухе, водах и местностях” пишет: “В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его – савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей... Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход”.

Современные ученые пришли к выводу, что у сарматов существовали некоторые пережитки матриархальных отношений. Сарматы, иранский народ, кочевавший к востоку от Дона, постепенно распространились на запад до низовьев Дуная, вытеснив родственные им племена скифов. К сарматскому племени относятся аланы, жившие к востоку от Дона предки современных осетин, кавказского народа иранского происхождения. Не исключено, таким образом, что в жилах современных осетин течет частица крови легендарных античных амазонок.