19 декабря 2003 года в Москве состоялась Всероссийская отчетно-выборная конференция Общероссийской общественной организации «Федерация охотничьего собаководства» (РФОС). Внесены изменения и дополнения в Устав РФОС, избран Президиум, руководящие и иные органы РФОС. Ознакомившись с документами конференции, собаководы г. Тюмени и других городов области поняли, что развал отечественного охотничьего собаководства продолжается.
А дело вот в чем. До 1990-х годов в СССР существовало охотничье собаководство, служебно-спортивное и декоративное собаководство. По этим видам собаководства разрабатывались необходимые документы, которые утверждались Главным Управлением по охране природы, заповедникам, лесному и охотничьему хозяйствам МСХ СССР. Звания экспертов присваивались раздельно по породам и испытаниям охотничьих собак; по породам и испытаниям спортивно-служебных собак и по породам декоративных собак.
Всю работу по охотничьему собаководству вел Росохотрыболовсоюз (РОРС). Была создана стройная система племенной работы с породами собак, подготовлены кадры экспертов, и наши собаки получили признание во всем мире.
Когда начались «великие преобразования» и собаки оказались никому не нужны, предприимчивые люди смекнули, что из этого дела можно получить большую выгоду. Ведь есть же Международная кинологическая организация (ФЦИ) коммерческого толка, которая неплохо живет, устраивая шоу. У нас тоже создали Российскую кинологическую федерацию (РКФ), которая объединила спортивно-служебное и декоративное собаководство (РФСС) и (РФДС). Теперь уже предприимчивые люди из РОРСа создали Общероссийскую общественную организацию «Российская федерация охотничьего собаководства» (РФОС). Эта организация и должна вести всю племенную и иную работу по охотничьему собаководству. Казалось бы, что тут плохого. Но дело в том, что РФОС на унизительных условиях вошла в состав РКФ, а та, в свою очередь, вошла в ФЦИ и тоже на унизительных условиях. Это будет понятно, если ознакомиться с уставами этих организаций. И самое интересное, что это безобразие произошло без ведома охотников.
В марте 1996 г. Ассоциация «Росохотрыболовсоюз» в Москве собрала семинар штатных кинологов областных и краевых охотничьих обществ (присутствовали и некоторые председатели этих обществ), чтобы поведать о союзе РФОС–РКФ–ФЦИ. Время было трудное, и устроители семинара, видимо, надеялись, что многие не приедут. Но охотники уже были наслышаны об этом, и приехали кинологи из 36 регионов, от Смоленска до Иркутска. Люди совершенно не знакомые друг с другом, но одинаково преданные отечественному охотничьему собаководству сказали дружно – «нет»!
Умудренные опытом охотники, кинологи задавали руководителям РФОС насущные вопросы и не получали вразумительных ответов. Все были в шоке.
Резолюция собрания была принята на другой день, когда все участники разъехались, и не отражала характера дебатов. Позже, в апреле, в работе Центрального Правления РОРСа никаких возражений не прозвучало. Дорога к объединению с РКФ была открыта.
Интересно объясняют свое безобразие руководители РФОС: «Учитывая необходимость дальнейшего совершенствования и в связи с тем-то и тем-то...» и т.д. Это не что иное, как словоблудие.
В докладе A.M. Михайлова (первый вице-президент РФОС) на конференции прозвучало, что РФОС является одним из соучредителей РКФ, которая объединила любителей всех пород, и что после вступления РКФ в 1995 году в Международную кинологическую федерацию (ФЦИ) произошло международное признание отечественной кинологии. Вот так! Ни меньше, ни больше! Русские псовые борзые, гончие, лайки – это гордость России, и нам ли идти в РКФ, ФЦИ с просьбой признать нас.
Так чем же не устраивает охотников пирамида ФЦИ–РКФ–РФОС. А тем, что нам придется изменить всю систему ведения документации, в которой дух охоты и охотничьего собаководства отсутствует. Наши документы не признаются РКФ. Необходимо всех собак перерегистрировать. Документы на собак будут выдаваться только РКФ. Вначале выписывается документ на щенка, а когда повзрослеет, выписывается документ на взрослую собаку. Если учесть, что в Ассоциации «РОРС» насчитывается более 100 тысяч собак, можно представить, какие деньги будут собраны только РФОС. Деньги – вот основная цель создания этой пирамиды! Что плохого в том, что справку о происхождении охотничьей собаки выписывали кинологи охотничьих обществ или клубы охотничьих собак, а после участия собаки на выставке выписывалось свидетельство на охотничью собаку. По стоимости эти услуги охотнику обходились недорого. Никакого мошенничества с документами быть не могло, так как вся документация велась открыто, и любой охотник мог проверить правдивость документов. Выставки охотничьих собак превращались в праздник. Шел обмен опытом работы, выявлялись племенные производители, завязывались новые знакомства охотников и т.д. Всех интересовал вопрос: кто будет «Чемпионом» выставки и завидовали белой завистью владельцу «Чемпиона». «Чемпион» определяется, исходя из рабочих качеств, оценок за породистость, за потомство и происхождение. Таким образом, экстерьер не является определяющим. Вряд ли охотник-гончатник будет держать выжлеца, который гонит в пяту или с уверенным гоном идет по следу домашней коровы.
Таежные охотники неделями и месяцами живут в тайге, часто попадают в экстремальные ситуации, и без рабочей лайки им не выжить. Ясно, что охотников не интересует «лучший представитель породы», который определяется на шоу-выставках. Охотнику, если он охотник, не пристало красоваться на подобных шоу. Для него главное – иметь рабочую собаку, пусть даже с оценкой экстерьера «очень хорошо» и даже «хорошо». На выставки-шоу таких собак могут и не допустить. Так нужны ли охотникам такие правила?
Эксперты, проработавшие с охотничьими собаками десятки лет, не имеют права работать на рингах или испытаниях без переаттестации в РКФ. Что может быть глупее?
Эксперты РКФ могут судить 5–10 пород собак. Есть даже звание «эксперт всесоюзной категории по всем породам собак». Любопытно бы понаблюдать за работой такого «эксперта» на ринге лаек, например, в г. Сургуте. Думается, что ничего, кроме позора, эксперт бы не увез.
Н.Б. Полузаров, уважаемый эксперт, большой знаток лаек и отличный охотник на вопрос, одинаково ли хорошо он знает все породы лаек. Подумав, сказал: «Пожалуй, нет».
Мы просим понять нас правильно. Мы уважаем экспертов, любителей спортивно-служебного и декоративного собаководства, уважаем их питомцев и от всей души желаем им больших успехов. Но цели и задачи наших Федераций совершенно разные, следовательно, пути решения тоже разные. О каком «тесном сотрудничестве» может идти речь. РФОС должен работать самостоятельно, исходя исключительно из своих интересов.
Как же работают охотничьи организации в Европе? Журнал «Охотничьи собаки» часто публиковал статьи экспертов-кинологов (К. Горб, О. Львов и других) о работе Киннель-клубов, Клубов породы и т. п. Ясно, что эти организации не подчиняются никакому международному органу, а ведут всю работу самостоятельно, исходя из интересов охотников. Это ли не пример для подражания? В настоящее время РФОС не требует безоговорочно выполнять рекомендации РКФ. Но это временное затишье, и вот почему. Просматривая списочный состав органов управления РФОС, можно заметить, что г-н Ерусалимский Е.Л., в недавнем прошлом первый руководитель РКФ, входит в состав Президиума РФОС, в бюро Президиума РФОС, является председателям комиссии по стандартам и ВКК по аттестации экспертов РКФ. Думается, что «перспектива» видна невооруженным глазом.
Конечно, в руководящие органы избраны и достойные эксперты, которых знают все охотники России – это и Войлочникова С.Д., Гибет Л.А., Зотова Г.В., и др. Но вследствие возраста и других объективных причин вряд ли эти уважаемые люди смогут изменить ситуацию. Приходится надеяться лишь на небольшую группу людей, которые по-прежнему преданы охотничьему собаководству.
Неопределенность и разногласия в охотничьем собаководстве порождают всевозможные противоречия в «Обществах» и «Клубах».
Некогда дружную команду Свердловского областного ООиР сегодня раздирают противоречия. В Тюменской области пока спокойно, видимо, благодаря этому наша команда на Всероссийской выставке лаек в 2004 году в г. К-Уральске заняла I место. Но мы работаем по правилам, которые действовали до 1995 года.
Хочется верить, что руководство РФОС найдет в себе мужество отмежеваться от РКФ и будет осуществлять свою деятельность самостоятельно и тем самым сплотит вокруг себя экспертов-кинологов и всех любителей охотничьего собаководства.