Вопрос о путевках «РОГ» освещала многократно, рассматривая его с разных позиций. В обсуждении принимали участие простые охотники, работники, специалисты и руководители охотничьих хозяйств и общественных объединений охотников, а также юристы, руководители органов охотуправления разного уровня. Тем не менее в отношении путевок возникают новые вопросы.
«Зачем сдавать путевки? – спрашивают охотники Кавказского района Краснодарского края («РОГ» № 41, 2006). – Там же никаких данных о добыче нет, а копия остается в обществе».
Шеф-редактор «РОГ» С.Ю. Фокин дает однозначный ответ: «Сдача путевок после сезона охоты – это не только долг каждого охотника, но и его прямая обязанность» и далее обосновывает свою позицию необходимостью органов охотнадзора собирать информацию о добыче птиц и зверей для ежегодного отслеживания запасов охотничьих животных, отстаивания нашей российской охоты и недопущения ее необоснованных запретов. Однако насколько обоснованно это требование, необходимо разобраться.
Сейчас путевка на охоту в угодьях конкретного пользователя представляет собой гибрид «три в одном»: разрешение на право нахождения в угодьях с целью охоты, своего рода карточку отстрела дичи и квитанцию об оплате оказываемых охотхозяйством услуг. (Правда, в чем заключаются услуги и кто их оказывает, если охотник охотится самостоятельно – неизвестно.)
Закон «О применении контрольно-кассовой техники» от 22.05.2003 разрешил проводить денежные расчеты с населением без ее применения при условии выдачи потребителю соответствующих бланков строгой отчетности. В связи с выходом этого ФЗ Минфин РФ письмом от 29.12.2003 № 16-00-24/56 подтвердил, что утвержденные постановлением Правительства РФ № 745 от 30.07.1993 формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки и т.п.) действуют до выхода соответствующих актов правительства. Постановлением Правительства РФ действие путевки, утвержденной письмом Минфина РФ еще 17 апреля 1995 г. № 16-00-30-30, продлено до 01.09.2007.
В соответствии с законом «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Другими словами, никто не имеет права требовать от потребителя (охотника) возврата чека, квитанции, путевки! Таким образом, требования (претензии) охотпользователей к охотникам по поводу обязательной сдачи путевок в 5-дневный срок по окончании ее действия (срока охоты) являются незаконными.
Маловероятно, что юристы и специалисты охотдепартамента, охотуправлений, Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» и других общественных объединений охотников не знали (или не знают) о требованиях современного законодательства, но в течение нескольких лет не было ни одной попытки привести правила охоты в соответствие с ним. Более того, законопослушных охотников вводят в ранг браконьеров (нарушителей правил охоты), ссылаясь на устаревшие, не соответствующие нормам современного законодательства правила охоты.
По ФЗ «О животном мире» (ст.1) граждане (т.е. охотники) и юридические лица (общества охотников, охотхозяйственные предприятия и т.д.), которым предоставлена возможность пользования животным миром, в одинаковой мере являются пользователями животным миром. Однако правила пользования животным миром диктуют юридические лица. Притом, что основной действующей фигурой в охотничьем хозяйстве страны является охотник. Если структуру охотничьего хозяйства страны представить в виде пирамиды, то в ее основе будут 2,5 млн. российских охотников, которые на своих плечах держат более трех тысяч охотпользователей – юридических лиц с несколькими десятками тысяч работников. Выше них в пирамиде располагаются работники и специалисты охотнадзора и региональных охотуправлений (порядка 5 тыс. егерей и охотоведов). И на самом верху пирамиды – сотня чиновников разного уровня из охотдепартамента МСХ и других госструктур. Как видно из изложенного, охотничье хозяйство держится на 2,5 млн. охотников, являющихся основными производителями охотничьей продукции, оплачивающих содержание и ведение охотничьего хозяйства, создающих десятки тысяч рабочих мест. Однако, когда речь заходит о проблемах охотничьего хозяйства страны, говорят почему-то об охотхозяйствах, органах охотнадзора, бюджете регионов, напрочь забывая о самих охотниках и их проблемах. Все остальные звенья цепи (пирамиды) смотрят на охотника как на денежный мешок и за счет него пытаются решить свои финансовые проблемы. Даже общества охотников, существующие за счет охотников и провозгласившие одной из основных задач защиту прав и свобод членов общественных объединений охотников, на деле защищают свои клубные интересы, отстаивая плату за путевку без обслуживания, требуя возврата путевки по окончании охоты и наказания охотника за невозврат путевки в виде штрафа.
Охотпользователи превратили охоту в вид коммерческой деятельности и дерут с охотников три шкуры. Это подтверждается итогами работы охотхозяйств системы Росохотрыболовсоюза в прошедшей пятилетке. Так, по данным А.А. Улитина («Охота и охотничье хозяйство», № 9, 2006), при снижении посещаемости охотхозяйств РОРС охотниками, рыболовами и отдыхающими с 50,1 млн. человеко-дней до 38,9 млн. (более чем на 20% – Е.К.), доходы в целом по общественным объединениям за 2001–2005 гг. увеличились в три (!) раза.
Кроме того, факт несдачи путевки трудно доказать. Путевка может застрять при пересылке по почте, затеряться при отправлении ее с оказией, может быть утеряна (потеря даже может быть инсценирована!) самими работниками охотхозяйства как повод для невыдачи путевки неугодному охотнику.
Что касается сроков сдачи путевки – 5 дней после окончания срока действия путевки или сезона охоты, – то такая категоричность ничем не обоснована. Вполне можно было бы обойтись просьбой сдать ее в двухнедельный срок.
Невольно напрашивается вопрос: а так ли необходима сдача путевок, если сама информация о добыче, указанная в них, вызывает сомнения у должностных лиц, обрабатывающих эту информацию? Верить или не верить данным, записанным в путевках, – дело сугубо индивидуальное. В конечном итоге разговор с охотником с позиции силы, запугивания наказанием и угрозой штрафа не конструктивен и не даст нужного положительного эффекта. Необходима заинтересованность охотника в проведении того или иного мероприятия, разъяснительная работа со стороны обществ охотников, охотхозяйственных предприятий и управленческих звеньев, структур. Вместо сбора подписей с охотников и угрозы штрафом за невозвращение путевки (незаконного в принципе) уместнее разъяснение, для чего, с какой целью проводится эта работа, что получат охотники и охотничье хозяйство в целом от проведения данной акции, и просьба к ним оказывать в ее проведении посильную помощь.
Прежде всего необходимо правила производства охоты в РФ привести в соответствие с требованиями современного законодательства, отменив требования возврата путевки. Для получения от охотника сведений о добыче, наряду с путевкой (разрешением) на охоту, которая остается на руках у охотника как расчетный чек, выдавать «Карточку отстрела дичи», которую охотники должны сдавать охотпользователю по окончании охоты (желательно в двухнедельный срок).