Поначалу, еще во время спора о помповом оружии, я удивлялся, почему молчат мои союзники и статьи пишут только ярые приверженцы американских щелкалок? Ярковой даже, взяв на себя функции царя Соломона, заявил,
что спор я проиграл, основываясь на собственных пристрастиях.
Однако, перед тем как что-либо написать, я обычно советуюсь со многими охотниками. Как с профессионалами, работающими с оружием и патронами многие годы, так и любителями, имеющими немалый охотничий стаж.
В результате опроса получилось, что 9 из 10 респондентов не считают помповое оружие достойным применения на охоте (говорят попросту – барахло), к самозарядному патрону пренебрежительно относятся несколько меньше, но все равно подавляющее большинство. Где же мои единомышленники и почему они молчат? Наконец, пришел к такому выводу: оппозиционеры всегда в меньшинстве, именно поэтому они так яростно бросаются на защиту своих убеждений. Приверженцы же считают, что и так все ясно и говорить не о чем.
Что касается самозарядного патрона, то за него ратуют в основном люди старшего поколения, которым трудно отказаться от своих привычек и убеждений, а технический прогресс им не указ. Но именно они-то как раз и являются наиболее пишущей частью газетной аудитории. К тому же о самозарядном патроне и его достоинствах можно написать развернутую статью, а о фабричном сказать только, хорош он или плох. Вот и ответ на этот вопрос. А то ведь может показаться читателям, что, кроме меня, поголовно все обожают помповики и самозарядные патроны.
Ну что ж, буду обороняться и нападать в одиночестве.
Мои оппоненты прежде всего акцентируют внимание на экономичности самозарядного патрона и трудности приобретения его фабричного собрата. Но, честно говоря, серьезных доводов я не услышал. Да, бывает, что специализированные магазины находятся далеко от жителей глубинки, и именно поэтому они берут стрелянные гильзы, вырубают из валенка древесно-волокнистый пыж (ха-ха), добывают свинец в местном месторождении, катают на сковородке дробь и делают порох из угля, приготовленного на зиму. Как бы не так! Припасы, стоящие на одной полке с готовыми патронами, которыми можно запастись на весь сезон, покупаются все в тех же специализированных магазинах. Напротив, самозарядные патроны не долговечны. Не секрет, что в стрелянных гильзах порох разлагается гораздо (в разы) быстрее, чем в новых, хотя этот факт почему-то умалчивается любителями-кустарями. Но ведь на любую охоту патроны снаряжаются с запасом, а выбросить остаток не поднимется рука ни у кого. Эти-то патроны, пролежавшие пару, тройку лет, и будут давать плевки из-за испорченного пороха.
Виктор Гуров написал, что расстреливает 1000 патронов на стрельбище и охоте в год и поэтому в целях экономии сам снаряжает патроны. Но помилуйте, господа, мишень (тарелочка), выпущенная на стенде в Кузьминках, стоит в два раза дороже фабричного патрона, а на некоторых стрельбищах и втрое. Что может дать экономия в 1 – 2 рубля при таких затратах? Ну а расстреливать на охоте сотни и сотни патронов за сезон, это, по мнению Владимира Трапкина, могут только стрелки «заряжай да пуляй».
Рассмотрим теперь этический аспект. Почему такое неуважение к охоте, к себе и к дичи? Разве вы пойдете в театр или музей в телогрейке и резиновых сапогах, мотивируя это тем, что у вас нет денег на приличный костюм? А на охоту, значит, можно заряжать трижды стрелянные гильзы, осыпать землю после выстрела вокруг себя древесно-волокнистым снегом и делать подранков некачественно прокатанной самодельной дробью? Посмотрели бы вы, как калибрует и тщательно отбирает дробь конвейер на фабрике. Такая качественная дробь, кстати, в продажу не поступает и, следовательно, не попадает к самозарядчикам.
А возьмите английскую парфорсную охоту. Можно представить себе всадника на кляче, с пастушьим кнутом в руках? В этой охоте, кстати, принимают участие все слои населения Альбиона, включая йоменов, т.е. крестьян. Не к этому ли мы должны стремиться? Разве плохо выглядит русский охотник опрятно одетый, с хорошим (не обязательно дорогим, но не помповым) ружьем и красивыми, не создающими проблем патронами.
Еще несколько претензий к самозарядному патрону. Никогда, тем более у начинающего самозарядчика, равномерность усилия от патрона к патрону при закрутке не сравнится со станком-автоматом на производстве. Следовательно, и отдача у патронов будет различная. Например, после нескольких выстрелов патронами, которые снаряжает мой отец (бесспорно, неординарный стрелок и охотник), у меня и других охотников долго болит плечо и голова. Нравится тебе – сам и стреляй. Но зачем пропагандировать свое изделие, тем более на страницах уважаемой, внушающей доверие охотничьей периодики? Поскольку патроны, снаряжаемые самостоятельно, не получаются одинаково качественными (чего не скажешь о заводских), большинство охотников, стреляющих ими, рассуждают примерно так: «Сначала расстреляю те, что похуже, по второстепенной дичи, а на зорьку или на «верняк» оставлю отборные». “Щас!” Так и будет редкий или наиболее желанный трофей дожидаться, когда вы зарядите хороший патрон. Чаще всего происходит как раз наоборот. Шанс добыть, как говорится, «завидный трофей» представляется тогда, когда охотник его не ждет. Следовательно, охотник должен быть готов всегда, а такую готовность может обеспечить только стандартный, заводской, патрон. Либо отборный калиброванный, тщательно заряженный самострок. Тогда снова вопрос. У кого поднимется рука выкинуть некондицию? И дальше – сказка про белого бычка. Я сам в период становления покупался на этот фокус не один раз. Решишь истратить сомнительный патрон на пролетающую мимо ворону, полуавтомат клинит, и в этот момент засидку накрывает гусиный косяк. И, как правило, это бывает единственный налет, ради которого мокнешь несколько часов под дождем.
Теперь о стрельбе. Вадим Жибаровский и Виктор Гуров не приемлют «обучение стрельбе по газете». Дескать, нельзя научиться стрелять, читая инструкции и рекомендации. А, собственно, почему? Я, например, овладел азами игры на гитаре по самоучителю. На мой взгляд, это гораздо сложнее, чем стрелять влет. Что может добавить к написанному инструктор на стенде или мастер на охоте? Разве что показать пальцем, куда ткнуть стволы. Да и не у всех есть возможность посещать стрелковые стенды и консультироваться у действительно сильных стрелков на охоте. Я же предлагаю сначала постичь или хотя бы изучить теорию по учебным статьям, а затем попробовать применить ее на практике. Конечно, резкого улучшения может и не быть, но определенные сдвиги, несомненно, будут.
Вадим Жибаровский попенял мне, что учу, как выбивать пять гусей пятью выстрелами. Дескать, рвачество это и жадность. Не соглашусь. Я хотел показать возможности грамотного использования полуавтомата на гусиной охоте. Сейчас большинство (да что там, почитай, все) охотников открывают неприцельную стрельбу по пролетающим очень высоко гусям. Итог такой канонады предопределен – в лучшем случае, на сотню выстрелов один гусь. Я же предлагаю отказаться от такой стрельбы совсем и, дождавшись единственного верного налета, таки взять несколько штук. В идеале пятью выстрелами – пять. Это и добычливо, и спортивно, и престижно, и экономично (не надо сильно тратиться на фабричные патроны, а самозарядный обязательно в этот момент заклинит или оборвет). Охотник же, проявивший такое терпение, в случае удачи вполне заслуживает достойной награды, даже если это несколько превысит норму добычи.
Прошу прощения за разбросанность тем, но приходится отвечать сразу нескольким оппонентам на несколько статей, написанных по разному поводу. Стараюсь ответить всем. Например, Трапкин, совершенно не владея темой, упрекнул меня в том, что случай с упомянутыми 40% брака фабричных патронов произошел очень давно. Так именно это я и имел в виду. Раньше, когда в магазины с заводов шел поголовный брак, имело смысл снаряжать патроны самому. Но теперь-то зачем забивать себе голову? Не клеит же себе охотник резиновые сапоги и не вытачивает из напильника охотничий нож. Почему же такое недоверие к серийному производству именно здесь?
А я вам скажу. Это вовсе не традиция,
а, скорее, косность мышления, к сожалению, свойственная так почитаемым нами
ветеранам.
Что касается патрона на лисицу, то о нем следует поговорить особо, тем более что на другую дичь (по мнению Трапкина) я не охочусь. Во-первых, должен разочаровать Вас, дорогой коллега Ярковой. Холодная погода, даже мороз кардинально не влияют на резкость и дальность, в общем, на качество выстрела. Независимые отстрелы, проводимые журналом «МастерРужье» различными патронами из разных ружей, при разной погоде, на разные дистанции, убедительно это доказали. Это, скорее всего, еще одно традиционное заблуждение, пришедшее к нам из глубокой старины. На качество выстрела, причем очень значительно и в худшую сторону, влияет только пасмурная, влажная погода. Просто в морозном воздухе звук выстрела тише и отдача меньше (в основном из-за плотной одежды), вот и увеличивают некоторые так называемый «зимний заряд».
Относительно статьи Блюма, то мне вообще непонятно, для кого она написана. Напечатана она была как раз в том самом дорогущем журнале «МастерРужье», читатели которого, уверяю вас, сами патроны никогда не снаряжают. А уж сельские охотники его точно не выписывают (один номер журнала стоит почти двух десятков фабричных патронов).
В заключение хочу обратиться к своим единомышленникам. Помогайте, ребята, одному трудно.