С интересом прочитал заметку «Русские идут? Куда?..» Анатолия Гоголева из Старого Оскола («РОГ» №18/2007) о его видении современных снастей и способов ловли. Честно говоря, искренне порадовался за этого рыболова и даже немного позавидовал тому, что рыбы у них настолько много, что она отлично приманивается гольным распаренным жмыхом и клюет на сушеных кузнечиков. Водоемы, наверное, ей просто кишат! Вот нам бы так, а?! Но вот некоторые суждения автора показались мне несколько спорными...
Например, г-н Гоголев превозносит телескопические бамбуковые удилища, называя «легонькими и ровненькими как карандаш». Может быть, стоит все-таки пересилить себя и попробовать наконец нормальное современное углепластиковое удилище, средние, недорогие модели которых при длине шесть метров весят не более трехсот граммов? Тогда и не будет никто смеяться, читая строки о завезенных в Союз бамбуковых телескопах. Пора уже выходить из каменного века. А то такими темпами и нашим биатлонистам на соревнованиях можно будет рекомендовать стрелять из трехлинеек и бегать на деревянных лыжах – они же прочнее и надежнее! Кстати, современные удочки на рыбе не ломаются. Их обычно ломают рыбаки, когда начинают поднимать над водой килограммовых карасей. Действительно, зачем им подсачек, они же профи! У них и рыба на жмых подходит!
У нас среди деревенских аборигенов тоже в свое время ходило мнение, что лучше жмыха и пшенки корма нет. Практика все расставила на свои места. Когда местный «профи», с отличным знанием мест и повадок, прикормив жмыхом, ловит в своем деревенском пруду 10 кг карасей за утро, это много или мало? Наверное, мало, в сравнении с продвинутыми поплавочниками, приезжающими в обед и легко превышающими такие результаты вдвое. За вдвое меньшее время. И дело тут не только в леске 0,10 мм и граммовых поплавках, а в первую очередь в качественной прикормке! Количество различных компонентов некоторых смесей превышает несколько десятков! После хорошего закорма, да хорошим же кормом, рыба в точке ловле будет просто столбом стоять! Теперь даже самые прожженные консерваторы вечерком перед рыбалкой обязательно забегают в рыболовные магазины и берут пакетик-другой волшебной смеси. Многие делают корм сами. Панировочные сухари в булочных стали дефицитом. Но, наверное, у нас просто рыбы нет. В следующий раз поедем на рыбалку в Старый Оскол.
Теперь, возвращаясь к вечерней декабрьской рыбалке на Волге и сломанному спиннингу за 400 долларов. В декабре толстолобики на «Кастмастеры» у нас не клюют. По всей вероятности, на крючок блесны села приличная белорыбица. Такое у нас случается чаще, чем поклевки «лбов» на 70 кг. То, что быстрая «палка» тестом до 20 граммов сломалась – это, конечно, случай из ряда вон. Должна была порваться плетеная леска. Она была диаметром 0,13 мм. Наверное, все-таки спиннингист «помог» удилищу сломаться (мой товарищ, кстати) помог, мало ли... Вот только зачем называть его онанистом? Если человек выехал на ловлю окуня с гармонично подобранной под ловлю «полосатого» снастью, то он сразу онанист? Или, по мнению г-на Гоголева, у «не онаниста» снасть должна быть такой, чтобы выдержать МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНУЮ в данном водоеме рыбу? У нас и белуги есть под тонну весом. Это какой же спиннинг тогда с собой таскать?! Я и сам не одобряю ловлю мелкой рыбы, но если человеку нравится ловить именно окуня, почему это плохо? Вот если бы он молодь жереха выкашивал, тогда он злодей. Выходит, пассивного зимнего окуня нужно было ловить ореховым «дрыном» с невской катушкой и леской 0,8 мм? Ответ, конечно же, отрицательный, как любил говаривать старина Шварценеггер, когда работал по специальности.
Кстати, если г-н Гоголев не знает, то лишний раз напомню, что углепластик прочнее стали. Просто никому из нормальных рыбаков не нужна такая прочность. Им нужна легкость и чувствительность, поэтому стенки современных удилищ делаются довольно тонкими. Если нужна прочность – нужно просто взять соответствующую «палку» – карповую или морскую. Я абсолютно убежден, что хорошее карповое удилище даже сам г-н Гоголев на кубанских сазанах не сломает, при всем своем желании. Если только не додумается использовать «Невскую» катушку. Тогда он гарантированно останется без пальцев на руке. Да и леску оторвет – никогда инерционная катушка, подтормаживающаяся пальцем, не сравнится с качественным фрикционом современной безинерционки. Вот когда Чемпионат России по спортивной ловле карпа будет выигран с ореховым удилищем и «невской», тогда я, может, и изменю свое мнение. Но такого не произойдет никогда – такая снасть окажется попросту неконкурентоспособна в окружении нормальных.
Думаю, не стоит автору заметки и на москвичей бочку катить, мол, рыбки они нормальной не ловили никогда. Половина Москвы давно уже проводит отпуска в Астрахани, где рыбка даст сто очков кубанской. И везут рыбаки с собой не пучки ореховых деревьев, а нормальные, современные карбоновые удилища. И правильно делают! Потому что прежде чем вытащить на спиннинг 7-килограммовго судака или сома под полтинник, нужно сначала до него добросить, почувствовать поклевку, нормально и вовремя подсечь, а вот потом уже начать азартное вываживание. Как проделать все это без нормальной «палки», плетеной лески и, соответственно, позволяющей использовать такую леску катушкой, я лично ума не приложу. Конечно, упорством можно добиться многого, но не лучше ли получать от рыбалки удовольствие?
Вызывает улыбку и «корейский» способ подледной ловли. У нас на Саратовщине сазанов и карпов до 3-х килограммов как-то и обычными удильниками умудряются брать. Зачем с собой трехметровую бамбуковую палку-то таскать! Это ведь просто неудобно. «Балалайка» она, конечно, на любителя. Я вот рыбачу только ими, кому-то они неудобны (чаще всего «чертятникам» – у них особая манера игры). Созданы они для активной ловли рыбы на классическую мормышку, и если они не подходят для ловли карпов, это вовсе не означает, что они плохие.
Отрицать эволюцию и технический прогресс в рыбной ловле нельзя. Как нельзя ее отрицать в других сферах нашей жизни. Никто же в лаптях не ходит, из лука на уток не охотится. Все смотрят телевизор, пользуются компьютерами, ездят на автомобилях (а не деревянных телегах), хоть они и неэкономичны, часто ломаются и стоят дороже. Прогресс идет и в умах рыболовов, в их отношении к рыбалке. Все больше и больше наших соотечественников понимают, что рыбная ловля – это, прежде всего, общение с природой, получение удовольствия от борьбы с рыбой, а не тупая добыча пропитания. Покушать нужно в магазине покупать. Там и дешевле, и вкуснее. А пойманную рыбу лучше отпускать – пусть живет. Так что, я уверен – русские идут правильной дорогой! Но, к сожалению, не все.