Охотничье ружье. Для настоящего охотника – это целая оратория, музыкальные оттенки которой неисчерпаемы.
Охотник, зайдя в охотничий магазин, погружается в сказочный мир, забывая о всех мирских заботах. В его сердце неистребимой верой, как у арсеньевского Дерсу Узала, живет убеждение, что каждое ружье имеет свою душу и характер. У одного он склочный и драчливый, не желающий ладить с хозяином, у другого характер так себе, «мямля»: неуверенность в себе, которая в «деле» передается владельцу. А третье! Все при нем. И надежность, и верность. И шагает такое ружье со своим хозяином в обнимку по охотничьей тропе долгие годы, радуя его верной службой.
За долгие годы увлечения охотой я перенянчил немало ружей. А с 1986 г. стал поклонником тульского МЦ21-12. Каких только отзывов за это время не наслушался. Особенно мне запомнилась статья «Доярки и Мерилин» («РОГ» №23, 2002) С.Иорданова, как он выразился о себе, автоматчика «тридцатилетней выдержки». Чтобы читателю было понятно: Сергей Иорданов «доярками» «обозвал» российские ружья, а под именем «Мерилин», конечно, следует понимать «забугорные». Он жаловался, что ему так и не удалось «обуздать» МЦ21-12. Я тогда выступил со статьей «Молвлю слово в защиту доярки»(«РОГ» №42, 2002), в которой высказал свое отношение к ружью МЦ21-12. Мне повезло. Я в своем полуавтомате ничего не отлаживал и не подтачивал – из магазина и на охоту.
Но вот в «РОГ» №42, 2006 г. читаю статью С.Иорданова «Отдельно про МЦ21-12», где он пишет: «Любимое ружье. Намоленное. Не железяка без души из магазина. И красивое. Очень. Мощность ощущаешь, глядя на него». Скажу Вам, Сергей (не знаю Вашего отчества), в голове мелькнула мысль: «Прозрел». Нет-нет. Без злорадства. Удовлетворение, что не я один так думаю об этом ружье. Порадовался за Вас, что Вы поладили со своим МЦ21-12. Для охотника это большая радость. Вот пишу эти строки, а из глубин прошедших годов воскрешаются охоты, одна замечательнее другой, и все с любимым МЦ21-12...
Утро. Солнце выплывает из-за горизонта, пернатый мир на все голоса приветствует новый весенний день... Над темными пиками далеких елей, подернутых зеленоватой дымкой, показывается извивающаяся ниточка гусей. Обостренный слух улавливает мелодичный говорок белолобиков. В манок посылаю им приглашение. Табунок голов в двадцать поворачивает ко мне и идет на профили. Медленно поднимаю ружье. Вот он, долгожданный миг удачи! Гремят выстрелы, и два гуся гулко ударяются о подмерзшую за ночь землю.
Мой постоянный спутник – ружье МЦ21-12 не подвело. Постоянный не потому, что у меня нет другого. Есть у меня «Мерилин» – это элегантная «Германика» 12/76. Но эту «доярку» – МЦ21-12 – я полюбил за верный бой, неприхотливость и безотказность. Предвижу возражения по поводу «безотказности». Ну мне повезло.
Модель МЦ21-12 разработал в ЦКИБ СОО В.Николаев. На поточное производство его поставил в 1965 г. ТОЗ. И если у ружья бывают отказы, то вина здесь не конструктора, а производственников. Это они, как в «прокрустово ложе», пытаются уложить его творение, подгоняя под свои «производственные» возможности. Поэтому имеем то, что имеем. О работе частей и механизмов ружья подробно изложено в различных трудах специалистов, в журналах и справочниках. Я же остановлюсь лишь на опыте его применения на охоте и стрельбе на круглом стенде с целью повышения техники владения им.
По огневой мощи МЦ21-12, безусловно, превосходит любое двуствольное ружье. Два с половиной дублета – это уже не пустяк. А на охоте на крупного и опасного зверя с хорошо отлаженным ружьем эти пять выстрелов могут спасти жизнь. Если бы не мое ружье, то меня бы наверняка запорол секач или поднял бы на рога раненый лось. В первом случае кабана удалось свалить четвертым выстрелом буквально в трех шагах от ног, а лося остановил только третий.
МЦ21-12, как всякое одноствольное ружье, по сравнению с двустволками обладает более кучным боем пулями. Я свое ружье пристрелял пулей Полева и считаю ее самой подходящей. Кучность и резкость при стрельбе дробью также довольно высокие, и по этим параметрам оно не уступает «береттам», «браунингам» и пр.
С улыбкой вспоминаю, как однажды на гусиной охоте ко мне подошли двое молодых охотников с «береттами». Они видели, как я уже после их безуспешной стрельбы сумел свалить пару гусей, и попросили разрешения «пальнуть» по профилю гуся с целью проверки своих ружей. Взамен они предложили чучело полукорпусного гуся. Я им посоветовал отнести профиль шагов на восемьдесят. Они стреляли патронами «магнум» 000. Результаты их повергли в уныние. Видя мою ухмылку, ребята предложили: «Дед, а ну-ка и ты стрельни. Только дробью 000, если у тебя такие патроны есть». На это я им ответил: «Хотя вы стреляли «магнумами», но моя «тулячка» вашим «иностранкам» не уступит». Так оно и произошло: четыре дробинки. Правда, я стрелял патроном собственного снаряжения, с хитринкой: 38 г дроби, пересыпанной 2 г крахмала. О заряде пороха умолчу. Не искушать охотников.
Некоторые охотники утверждают, что у МЦ21-12 большая масса и плохая посадистость. Могу сказать, что при стрельбе навскидку им ненамного труднее управлять, чем двустволкой. Как мастер спорта по стендовой стрельбе, я убедился в этом сам, стреляя на круглом стенде. Почти всегда бил из 50 мишеней не менее 44–45 тарелочек, выполняя 1-й разряд. Согласен. На ходовой охоте таскать МЦ21-12 тяжеловато. Но ведь оно в основном и предназначено для охоты на копытных, волков, при стрельбе гусей и уток на пролете. Тяжелое и прочное. Оно допускает стрельбу современными патронами «полумагнум». И уж совсем не справедливы претензии к облику ружья. С ложей из хорошего ореха оно имеет приличный, я бы даже сказал, элегантный и красивый вид. Не сравнить с «вислобрюхим» ижевским МР-153.
Меня могут спросить: получается, идеальное ружье? Я далек от такой мысли, но зная ассортимент самозарядных ружей, выпускаемых нашими заводами, не побоюсь утверждать, что из крупносерийных ружей по боевым, подчеркиваю – по боевым характеристикам равных МЦ21-12 нет. Пока в первом приближении к нему находится МР-153. И все же есть «но»... Такое ружье надо хорошенько изучить. Некачественно снаряженные патроны да еще не прокалиброванные – прямой путь к задержкам и в исправном ружье.
Мой товарищ, видя мои успехи в охоте на гусей, купил МЦ21-12, но автоматика отказывала через каждые один-два выстрела. Однажды, глядя на его страдальческое лицо, обращенное вслед улетающим гусям, я предложил ему разобрать и осмотреть ружье. Причина оказалась банальна: неправильно собранный тормозной механизм. Я собрал механизм как положено по инструкции, и ружье заработало.
Сегодня все ведущие оружейные фирмы мира, в том числе и российские, выпускают часть ружей со сменными дульными устройствами. ТОЗ выпускает МЦ21-12М со сменными насадками: 00 мм, 0,5 мм, 1,0 мм и «парадокс». Правда, заводчане предупреждают, что при стрельбе дробью из этого ружья не следует ожидать кучности выше 60%. Применение этих дульных устройств позволяет охотнику варьировать кучность боя дробью, а применив насадку «парадокс», успешно охотиться на копытных.
В заключение хочу сказать, что ставить вопрос, какое ружье лучше, не совсем логично. Это мы, российские охотники, привыкли иметь одно ружье на все виды охот, да еще такое, чтобы оно верно служило сыновьям и внукам. Но, к сожалению, такого универсального ружья в мире не существует. Поэтому не следует рассчитывать, что МЦ21-12 или другое самозарядное ружье заменит обыкновенную двустволку. Они созданы для взаимного дополнения. Ружье желательно иметь 12-го калибра, так как он наиболее универсальный, с патронником длиной 76 мм. И не для того вовсе, чтобы поражать дичь на «как можно большей дистанции», а потому, что рано или поздно Россия, как и многие европейские страны, откажется от применения свинцовой дроби и мы перейдем на экологически чистую.
Исходя из личного опыта и опыта охоты моих товарищей, могу с определенной уверенностью сказать: модель МЦ21-12 хороша при охоте весною на гусей, поздней осенью на пролете водоплавающих, на зайцев и лисиц, волков и копытных, где иногда требуется дальний выстрел и нет необходимости в быстрой замене патронов с различной дробью.