Корона Франконии

      Кобург славен, прежде всего, выдающимися личностями, в разное время создававшими его многовековую историю. Первое свидетельство застройки Кобурга относится к 1075 году: в сохранившемся документе говорится о часовне святых Петра и Павла, поставленной монахами бенедиктинского монастыря на укрепленной горе и постепенно обраставшей грозными крепостными сооружениями.
      В середине XIII века в крепости поселились графы фон Хенненберг; в 1353 году она перешла в руки правителей Саксонии и Тюрингии Веттинов, превративших ее в одну из своих резиденций.
     Готическая часть крепости была воздвигнута между XIV и XVI веками одновременно с первым поясом стен. В XVI столетии крепость переделали в цитадель, а главное здание – в княжеский дворец. Эти изменения связаны в первую очередь с получением Кобургом статуса самостоятельного герцогства, когда в 1596 году герцог Иоганн Казимир начал проводить модернизацию фортификационных укреплений в соответствии с новым значением крепости. Именно благодаря этим работам в ходе Тридцатилетней войны в 1632 году крепость выдержала осаду императорских войск под предводительством Валленштейна, после чего цитадель окончательно утратила военное значение.
Только в XIX веке интерес к крепости Кобург вновь возродился. Герцог Эрнст I взял на себя восстановительно-реставрационные работы.
     Часть Княжеского дома и многие небольшие строения были снесены, часовня и Красная башня перестроены в неоготическом стиле.
     Последний из кобургских герцогов Карл Эдуард поручил архитектору Бодо Эбхардту дальнейшую реставрацию комплекса. С 1909 по 1924 год были восстановлены утраты XIX века.
     Город Кобург оставался под юрисдикцией князей Саксен-Кобург-Гота до 1920 года, когда в результате референдума граждане решили войти в состав Верхней Франконии, став таким образом баварцами.

ТВОРЦЫ «КРЕПОСТНОЙ» ИСТОРИИ


     Все-таки крепость Кобург достаточно живописна. Она расположена на скале, обрывающейся с трех сторон, над долиной реки Иц, соединяющей Тюрингию и Франконию.
     Издали ее сторожевые башни и тимпанные крыши горделиво возвышаются над крепостными стенами подобно зубцам короны, что и дало повод баварцам называть крепость короной Франконии. Потомки Веттинов, герцоги Кобургские, использовали ее в качестве резиденции до 1918 года.
     Первый же хронологический вид крепости Кобург был запечатлен на ксилографиях Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) в 1506 году. Еще в 1493 году художник познакомился с курфюрстом Фридрихом Мудрым, который в 1505 году пригласил его на должность саксонского придворного живописца. Условия для Кранаха были созданы в высшей степени благоприятные. Действительно, мудрый правитель понимал, каким ценным приобретением он завладел. А обласканный живописец испытывал удовлетворение той творческой атмосферой, в которой он оказался. В самом деле, резиденция Фридриха Мудрого была настоящим средоточием изобразительных искусств и пережитков феодальной культуры. Он владел впечатляющим собранием творений немецких художников и скульпторов. Коллекция курфюрста содержала более пяти тысяч предметов, среди которых выделялись такие необыкновенные, как подошва святого Фомы, кожа с лица святого Варфоломея, манна небесная, кусочек горящего куста Моисея и т. д.
     Кранах сопровождал своего господина на охоты, участвовал в турнирах и разного рода придворных празднествах.
Подход к искусству в этом очаге немецкой художественной жизни отличался своеобразием. Основным требованием к произведениям искусства был полный иллюзионизм изображения, возможная близость его к природе. За пределами религиозной живописи больше всего ценились изображения животных, натюрморт, портрет и сцены охоты.
«Быстропишущий художник», как прозвали Кранаха за необычайную скорость в работе, поспевал повсюду. Обосновавшись в Виттенсберге, он часто приезжал в Кобург и останавливался в крепости. Созданные им настенные росписи, украшавшие некоторые ее помещения, к сожалению, не сохранились.
     К счастью, в комнате Кранаха и ныне имеются произведения мастера. Светские темы особенно вдохновляли художника, когда они были связаны с явным действием, как, например, в гравюрах «Первый турнир», «Охота на оленей», «Князь охотится на кабанов».
     До 1509 года Кранах пишет картины для замков в Торгау, Лохау и крепости Кобург: «Княжеская чета на коне», «Рыцарь на лоне природы» и другие.
     Уже после смерти курфюрста Кранах создает известное полотно «Охота на оленей Фридриха Мудрого» (1529).
Не менее значимый след в Кобурге оставил великий философ Мартин Лютер, находившийся в крепости с апреля по октябрь 1530 года во время проведения Аугсбургского рейхстага. Здесь он написал бесчисленное количество реформаторских трудов. В память о пребывании Лютера в Кобурге часовня названа Лютеровской. Там же имеется портрет реформатора кисти ученика или самого Кранаха, сблизившегося с проповедником настолько, что тот согласился быть крестным отцом дочери художника Анны.
КРАСНА «ИЗБА» УГЛАМИ

     Интерьер большой приемной на первом этаже Княжеского дворца обставлен богатой мебелью в стиле эпохи Возрождения и барокко. Особого внимания заслуживает Салон герцогини на третьем этаже. В его замечательное убранство среди прочего входят мейсенская люстра работы Кендлера, напольные часы, секретер и туалетный столик, сработанный Давидом Рентгеном, ряд пастельных портретов.
     В Каменной женской половине следует отметить Банкетный зал, называемый также Большим придворным залом, с замечательной позднеготической чугунной печью.
     Не может не восхищать Курительный, или Охотничий, зал (1632) с его кессонированным потолком. Стены зала имеют сплошную облицовку, в которую включены 60 интарсий с охотничьими сюжетами.
     О кабинете властителя можно судить по картине Вольфганга Биркнера «Доклад начальника охоты герцогу Иоганну Казимиру в крепости Кобург» (1609). Помещение украшено охотничьими трофеями, картинами с охотничьими сценами и изображениями животных. Рядом с герцогом стоит его любимая гончая, чуть поодаль – карлик с попугаем. Кабинет обставлен, в общем, достаточно скромной мебелью, очевидно подчеркивая ненужность чрезмерной роскоши там, где живет истинный охотник.
     Богатая коллекция оружия и военного снаряжения занимает Зал гвардейцев (пушки, сабли, ружья, арбалеты и пр.).
В состав обширных художественных ценностей Кобурга входит собрание живописных произведений не только Кранаха, но и Дюрера, Шонгауера и Рембрандта, некоторые из них на охотничью тему. Сюда же относится коллекция стекла и экспонаты Кабинета гравюр, считающиеся одними из наиболее значительных в Германии. В числе портретов, выполненных в технике пастели, есть и портрет герцога Франца Антона фон Саксен-Кобург-Заальфельда (1750–1806), основателя упомянутого Кабинета.
     Наконец, нельзя не сказать и о коллекции карет и саней, хранящихся в Херцогинбау. Особый интерес представляют свадебные кареты XVI века, турнирные и охотничьи сани, изготовленные между XVII и XVIII веками.
     Доступ в крепость-музей открыт для посетителей, которые, как видно, могут найти здесь много интересного и познавательного.