Время – лучший и самый объективный судья: все расставляет по своим местам. Лишь по прошествии какого-то времени можно дать объективную оценку, насколько удачным было то или иное начинание. Шесть лет, согласитесь, срок немалый. Именно шесть лет прошло со времени проведения первой Московской международной туристской ярмарки MITF, имеющей статус официального мероприятия Правительства Москвы и проводимой при поддержке Совета Федерации и Государственной Думы. И все эти годы генеральным информационным спонсором выставки был и остается поныне Издательский дом «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ».
На торжественной церемонии открытия MITF-2007 заместитель Мэра в Правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе сказал, что выставка прочно заняла подобающее место в календаре проводимых в Москве выставок. Он отметил, что в этой ярмарке 2007 года принимают участие более тысячи представителей 80 регионов России и 47 стран мира.
Главная цель выставки, подчеркнул глава Комитета по туризму Москвы Григорий Антюфеев, – развитие внутреннего туризма, чтобы москвичи и россияне больше отдыхали в своей стране, тем более что оргкомитет бесплатно предоставляет каждому российскому региону шесть квадратных метров оборудованных выставочных площадей. Ведущий советник отдела государственного регулирования и организации туристической деятельности Министерства по туризму Татарстана Екатерина Барабанова отметила, что данный шаг оргкомитета не только предоставляет возможность всем регионам России принять участие в выставке, но и дает уникальный шанс способствовать продвижению региона на взыскательном московском рынке туристических услуг. Представитель Болгарии Красимира Ваткова подчеркнула: «Ярмарка на этот раз переросла в более деловой формат». Среди направлений туризма, представленных на MITF-2007, был, конечно, и рыболовно-охотничий туризм, развитию которого руководители подавляющего большинства регионов России уделяют все возрастающее внимание, ибо прекрасно понимают, что туризм является одним из системообразующих отраслей региональной экономики.
Развивается охотничий и рыболовный туризм и в таких традиционно популярных среди охотников и рыболовов регионах, как Астраханская область, Камчатка, Якутия, Алтай, Республика Коми. Сейчас трудно сказать, кто из руководителей регионов первым осознал важность развития туризма и развития рекреационного потенциала региона, но среди них точно был руководитель Тверской области Дмитрий Зеленин. Активно поддерживает развитие туризма, в том числе и охотничье-рыболовного, и руководитель Нижегородской области Валерий Шанцев. Заместитель премьер-министра правительства Республики Карелия Александр Колесов пояснил, что развитие туризма напрямую влияет на создание новых рабочих мест в районах Карелии, улучшение транспортной инфраструктуры и сферы услуг.
И такие примеры можно приводить по каждому региону. Более того, представители регионов в один голос заявляли, что потенциал в плане развития охотничьего и рыболовного туризма поистине неисчерпаем, но при этом они признавали, что этим направлением никто не занимается. Охотничий и рыболовный туризм часто проходит по разделу «любительский туризм», «экологический туризм» и даже «сельский туризм».
Возможно, причины отсутствия интереса к этому направлению туризма заключаются в том, что, во-первых, охота в России все-таки носит сезонный характер, а во-вторых, сотрудники региональных туркомпаний часто (особенно на начальном этапе работы) не очень хорошо разбираются в том, чем им поручили заниматься. Но опыт – дело наживное. Что касается сезонности охоты, то и в этом вопросе при желании, конечно, можно найти оптимальное решение.
Быстротечен весенний сезон охоты – всего-то десять дней. Но десять дней в одном, отдельно взятом регионе. Если же проехать по стране с юга на север, то охотничий сезон удлинится весьма и весьма существенно. При благоприятных условиях (при отсутствии птичьего гриппа и прочих напастей) весенний сезон охоты открывается в Калмыкии в начале марта. В средней полосе России открытие охоты приходится на середину апреля, а в Карелии и Мурманской области – в мае. Здесь прежде всего должно быть желание самих туркомпаний заниматься этим направлением работы, которое требует и знаний, и особого подхода.
Но, к сожалению, далеко не все так однозначно, и возлагать вину только лишь на нежелание туркомпаний работать по данному направлению нельзя. У этой медали есть обратная сторона. Как-то раз по заданию редакции мне довелось побывать в охотхозяйстве, расположенном в сорока километрах от районного центра Владимирской области города Коврова. Беседуя с начальником хозяйства, я задал ему вопрос, ожидая получить однозначный ответ: «Наверное, весной в ваше хозяйство приезжает большое количество охотников из Коврова поохотиться на тяге?» «Нет, – ответил он, – никто не приезжает». И задал совершенно естественный, по его мнению, вопрос: «Кто же сюда, в такую даль, за сорок километров поедет охотиться на вальдшнепа? Да и зачем? Можно сесть на троллейбус, доехать до конечной остановки, чуть-чуть пройти, и, пожалуйста, охоться на тяге».
Вы думаете, что в Торопце, Белеве или Ряжске ситуация будет чем-то существенно отличаться от описанной? Отличие будет в том, что в этих городах нет троллейбуса, во всем остальном будет полное совпадение. Поедут охотники из районного центра за 100–200–300 километров ловить птицу-удачу? Не надо обращаться к гадалке, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос. Абсолютное большинство охотников из российских провинциальных городов никуда не поедет. Лишь охотники из мегаполисов отваживаются на марш-бросок километров за четыреста, чтобы поохотиться на утку или на вальдшнепа (заметьте, и на таком удалении результат также никто не гарантирует). И количество таких охотников с каждым годом увеличивается!
Что является причиной столь явной тяги к перемене мест? Наверное, то, что охота все-таки является состоянием души и предрасполагает к созерцанию (в философском смысле) и осмыслению. А о каком созерцании может идти речь, если на открытии охоты на водоплавающую дичь ты стоишь, как на стенде, когда слева и справа от тебя на расстоянии вытянутой руки твои собратья по страсти или товарищи по несчастью. И кому нужна такая охота? Вот и пытаешься найти какой-нибудь незагаженный и незатоптанный уголок. Только найти такой уголок с каждым годом все сложнее и сложнее.
Охота и рыбалка становятся с каждым годом все комфортнее и дороже. Несколько лет назад, когда активно шел процесс перераспределения собственности, многие прежние владельцы угодий утратили их. Время было, мягко говоря, лихое, никто об этике ведения бизнеса не задумывался. Вопрос стоял так: или ты, или тебя. Получив угодья с оставшейся еще с советских времен инфраструктурой в собственность, новые владельцы поняли, что на старой телеге далеко не уедешь, и начали активно вести строительство новых охотничьих баз и гостиниц. По сравнению с тем, что было, новые комплексы на территории бывших охотхозяйств «базами» назвать язык не поворачивается. Да и позиционируются они уже как «места для отдыха веселой и шумной компании», как место проведения корпоративных мероприятий, а сами владельцы охотничьих, заметьте, угодий предлагают среди прочих услуг, но далеко не на первом месте в списке «по вашему желанию может быть (курсив мой – А.У.) организована охота». Главное, что в этом охотхозяйстве предлагается обширная культурно-развлекательная программа с участием артистов эстрады и этнических ансамблей. И в таком охотничьем хозяйстве места для охотника с собакой нет. «Да вы что! У нас же кожаная мебель! Ковры!» Некоторые владельцы пишут на проспектах заблаговременно: «Содержание животных на базе не разрешается!»
Представители одного из хозяйств, принимавшие участие в выставке, с гордостью говорили о только что построенной базе, вернее гостиничном комплексе, оснащенном морозильной камерой для хранения трофеев, оборудованием для копчения, соления и вяления рыбы, но главным предметом их гордости была дискотека и караоке. Так себя явственно представляешь: приплыл сегодня охотник с вечерней зорьки часов так в 11 вечера, а завтра ему подниматься часа так в четыре утра. Вот он и будет коротать время на дискотеке, а затем переберется в зал караоке.
Да и сама охота во вновь организованных хозяйствах стала другой. Она лишилась непредсказуемости. Строчка из рекламного проспекта – «никто не уезжает отсюда без добычи». Впрочем, возможно, рекламные проспекты пишут одни, а занимаются организацией охоты другие. Судите сами: «Мы предлагаем увлекательную охоту на ПУШНОГО зверя – лисицу, зайца, енота, КАБАНА, волка». (Предложение принять участие в заготовке кабаньей щетины чем-то напоминает фильм «Подвиг разведчика».)
Теряется многообразие русской охоты. Практически ни в одном новом охотхозяйстве не предлагают охоту с гончими. Это мотивируют тем, что гончие мешают проведению охот на кабанов и лосей. Очень мало, где практикуется загонная охота, ей на смену пришла охота с вышек. Кабан, косуля, олень выходят на кормовую площадку, где и происходит их отстрел.
Любителям охоты по перу предлагается охотиться на фазана. Экономика должна быть экономной – учили нас советские вожди. Охота на фазана – лучший пример такой экономики. Заказал пять птиц, тебе высаживают под выстрел пять птиц, заказал десять – высадили десять, и ни одной больше. Правда, в этом случае, в отличие от охоты незаказной, можно качать права: заплачено за десять птиц, подайте под выстрел десять птиц. А в обычном охотхозяйстве охотник за свои деньги получает право посидеть, походить или постоять с ружьем. Встречу с объектом охоты ему обещают, но не гарантируют. Так что, во всем есть свои плюсы и минусы.
Во многих новых хозяйствах цена проживания зашкаливает за три тысячи рублей в день. Добавьте к этому аренду транспорта (лодки или автомобиля), бензин оплачивается отдельно, цену обработки трофеев, оплату организации охоты, егерское обслуживание, суммируйте, и вы получите ответ, почему охотничий туризм во многих регионах при наличии всех предпосылок для успешного развития находится на положении бедного родственника. Хотя не все так уж плохо. Представители компании из Республики Коми просто обезоружили ценой восьмидневного тура (в цену было включено проживание, питание, егерское обслуживание и охота по перу). Цена тура целиком равнялась цене двухдневного проживания (и только!) на одной из новых баз Центрального региона! Вот уж воистину: за морем телушка полушка, да рубль перевоз.
Завершившая свою работу выставка MITF-2007 показала, что для наращивания и укрепления потенциала регионов России в плане развития потенциала охотничье-рыболовного туризма необходима единая стратегия, единая система смыслов и ориентиров, объединяющих и координирующих действия творческого сообщества, учреждений культуры, власти и бизнеса. Именно к этому призывают мэр Москвы Юрий Лужков и государственно мыслящие главы регионов.