Понемногу сезон охоты на хищную рыбу набирает обороты: уже проведены несколько спиннинговых соревнований, затеваются новые. И вроде бы пришедшее после жары заметное охлаждение и воздуха, и воды должно способствовать успеху ловли и щуки, и судака, и окуня, и жереха, и голавля. Однако нынешний год вообще аномальный и тут он тоже преподносит рыболовам своеобразные сюрпризы.
После первых посещений со спиннингом богатых рыбой рек и водохранилищ создалось такое впечатление, что потенциальные наши трофеи пребывают в каком-то глубоком ступоре, причем без видимых на то причин. Ну а нередкие попадания на крючок недорослей из рода судаков или из щучьего племени, конечно, настоящим рыболовом никак не могут считаться добычей и потому возвращаются восвояси. Тем не менее, к примеру, на Оке приходилось наблюдать немало «мастеров», целенаправленно истреблявших молодь судака и щуки. Особенно много мелких «клыкастых» попадается на мелководьях с твердым дном и на быстрых участках реки. Хочется высказать большое «фи» таким рыбачкам: увы вам, бездумные, что потом-то ловить станете, мало на нашу голову других браконьеров?
А вот что с крупным хищником – совершенно неясно. Дело в том, что и вода в водоемах остыла и перемешалась ветрами, что вероятно привело к разрушению термоклина на озерах и водохранилищах. Кстати, это же показывает и эхолот, т.е. большое количество активной рыбы, вероятно, лещей и им подобных, вплоть до максимальных глубин.
Можно предположить, что хищники здорово объелись во время недавнего запоздалого нереста плотвы, который пришелся как раз на жару, а теперь просто «болеют» от пресыщения. Но скорее всего дело тут в адаптационных процессах, когда рыбу быстро «кидало» вначале в очень теплую воду, а теперь ей нужно приспосабливаться к остыванию среды обитания. Показательно, что и «мирная» рыба сейчас повсеместно клюет очень посредственно, да и то в массе своей совсем некрупная, а это подтверждает единую причину угнетенного состояния всех подводных обитателей.
Итак, очень занятной представляется рыбалка со спиннингом среди прошедшей недели на Можайском водохранилище на участке от Красновидова до устья р. Колочи. Обычно в это время, особенно по высокой воде – как сейчас, все мелководья бывают просто «забиты» щукой весом около килограмма и окунем-травяником, изредка выходят сюда и солидные «крокодилы», и судаки. На сей раз ничего подобного не наблюдалось – на глубинах до трех метров эхолот рыбы вообще не показывал. Зато глубже, вплоть до шестнадцати метров на русле, различная рыба стояла «стеной», более тяготея к крутым свалам и границам донных возвышенностей. Самое интересное то, что и все нечастые поклевки происходили на свалах с глубиной 7–10 метров и принадлежали они окунькам весом около 100 граммов, которые постоянно выбегали наверх за приманкой, а вот «по траве» их не было вовсе. Иногда поролонкой или виброхвостом соблазнялись судачки также «непромысловых» размеров. Очень интересно было наблюдать, хорошо видимые во время штиля, огромные стаи крупных толстолобиков, которые на большом плесе около Старого Села ходили почти поверху, широко раскрыв пасти – так они «отцеживают» из воды мелкие водоросли и планктон. Так что на Можайке для охоты за хищником пока не сезон – чтобы рыба вышла из оцепенения, нужно ждать либо дальнейшего остывания воды, либо значительного падения уровня водоема.
Что-то аналогичное с клевом хищника происходит и на Рузском водохранилище. К примеру, на больших спиннинговых соревнованиях в районе Осташева, т.е. в верховьях водоемах, которые состоялись на день открытия, большинство спортсменов, искушенных во всяких ситуациях, остались с нулем. У других обычно уловы составляли пару-тройку окуньков, а самой крупной рыбой оказался единственный судачок весом чуть более 300 граммов.
Несколько иначе обстояли дела у спиннингистов, посетивших Озернинское водохранилище, где уровень воды сейчас заметно ниже максимальной отметки. Но и тут на разных участках водоема результаты ловли были различны. Так, в районе моста и затопленной дороги под Волково клев и уловы оставляли желать лучшего – изредка небольшая щука и совсем редко мелкий судак. В верховьях водохранилища, т.е. под Ремянницей, на закоряженных русловых бровках и поклевок случалось побольше, и рыба попадалась почаще, но опять же невыдающихся размеров.
На Угличском водохранилище с самой весны продолжаются существенные колебания уровня воды – она то быстро падает, что резко поднимается. В результате таких «игр» обсохло и погибло много икры, а клев и «белой», и хищной рыбы очень нестабилен. Единственные, кто постоянно клюет – это некрупные судак и берш. Их ловят либо блеснением в отвес, либо спиннингом на джиговые приманки с фарватерных бровок водохранилища или по свалам и буграм в местах прежней добычи песка и гравия.
На Оке под Каширой ситуация с ловлей как «белой», так и хищной рыбы по-прежнему остается сложной и неподдающейся каким-либо прогнозам. Ложе реки после половодья, как и каждый год, существенно изменилось, поэтому пока приходится искать новые «точки» для спиннинговой охоты. А «белая» рыба, вероятно, пресыщена от избытка естественного корма, прежде всего от огромного количества малька, которого она вся поглощает, пока он не ушел в траву, которая еще не поднялась в прибрежной зоне. Тем не менее, на быстрых участках выше Соколовой Пустыни в отдельные дни удается хорошо поохотиться со спиннингом на голавля, который берет и на подгруженные вертушки, и на устойчиво работающие на течении воблеры. Правда, здесь же часто попадается и совсем мелкий судачок, которого народ почему-то считает добычей и истребляет в больших количествах. Это очень плохо и недостойно современного рыболова, обладающего высокоэффективной снастью. На глубинных участках Оки ниже устья р.Мутенки ничего хорошего спиннингистам не попадается, т.к. все крутые бровки тут «замылились» половодьем. Лучше обстоят дела на участке от ж/д моста до ГРЭС, где река еще сохранила прежний облик. Тут за день вполне реально поймать пару-тройку приличных судаков и щук, но для ходьбы по топкому прибрежью необходим забродный комбинезон.