А вот июльские номера каждый год открываю с 3-й страницы, где публикуют сообщения об открытии охоты в регионах России. По-доброму завидую братьям по страсти, живущим в районах, где разрешают охоту с легавыми и спаниелями в конце июля или в начале августа. Увы, нашей Воронежской области в этих списках уже три года нет. Почему?
Председатель нашей районной ООиР разводит руками: Совет областной организации не утвердил. На звонок в область ответ чуть подробнее: предложение кинолога ООООиР Нечаева И.М. об открытии охоты с подружейными собаками на 10 дней раньше общего большинством голосов членов областного Совета отклонено.
Да что же это за Совет такой, кто в него входит? Оказывается, в том числе и председатели всех районных ОООиР области, в обязанности которых, кстати, входит содействие развитию кровного охотничьего собаководства. Но многие из них рассуждают примерно так: нечего по полям шастать, пойдут по перепелу, а бить будут зайцев (за что такое оскорбление недоверием?); охоту на утку надо открывать в октябре, а то в августе–сентябре она еще нежирная. Заявляют и так: «Подумаешь, собак они развели! Охоту им подавай! Нечего! Вместе со всеми!»
Странно, нелепо звучат такие слова из уст даже не рядовых охотников, а руководителей охотничьих объединений. Хочется ответить этим господам чиновникам. Язык не поворачивается назвать их охотниками.
Начну с вопросов. Бывают ли они в угодьях в межсезонье? Видят ли как уже в июле–августе, во время уборки зерновых горит на бескрайних полях никому не нужная солома и как огонь сплошной полосой идет по стерне, уничтожая или в лучшем случае изгоняя все живое? Видят ли они, как горят бывшие сенокосные угодья и выпасы, заросшие двухметровым бурьяном? А поля с посевами озимых в октябре, изъезженные авто- и мотолюбителями зайчатины, видели?
За долгие охотничьи годы я убедился, что владельцы собак, в частности легашатники, – самые дисциплинированные охотники. Для нас результат охоты, конечно, важен. Но выстрел вторичен. На первом месте всегда стоит работа собаки. Легашатник не будет стрелять шумовую, не отработанную собакой птицу, а тем более зайца в запрещенное время.
По сравнению с нерадивыми землепользователями и браконьерами любителей охоты по перу с подружейной собакой очень мало, единицы. Поэтому ни распугать дичь, ни уничтожить или разогнать зайцев мы не можем, да и не хотим. Мы хотим охотиться с нашими четвероногими помощниками в наиболее благоприятные сроки, как это происходит во многих других областях.
Предлагаю законодательно закрепить открытие летне-осенней охоты с подружейными собаками не старше 3-х лет, имеющими свидетельство о происхождении, а старше 3-х лет – и полевой диплом по данному виду, не позднее 1-го августа.
Известно, что дупель откочевывает к югу уже в середине августа, а перепел – в начале сентября. Кстати, в последние годы, вероятно, из-за вышеупомянутой «сельскохозяйственной» деятельности, местный перепел уходит раньше, а пролетный не задерживается. В 2007 году летом в полях и на лугах было довольно много перепела и коростеля, но к открытию охоты (18 августа) угодья уже почти опустели.
Я более 30-ти лет являюсь членом ОООиР и всегда был сторонником закрепления охотничьих угодий именно за обществами охотников. Но в последнее время, мне кажется, наша организация перестала уважать своих членов. Создается впечатление, что ее деятельность направлена против самих охотников и заключается лишь в заезженном «запрещать и не пущать», при этом выкачивая из охотников как можно больше денег «за воздух».
Взять хотя бы того же перепела, который размножается у нас и массово уничтожается на зимовках и в местах скоплений на путях миграции. Еще недавно путевку на него выдавали за символическую плату и по всей области. А теперь в каждый район за отдельную мзду и в сроки, когда птица уже улетела.
За что берете деньги, господа? Ни перепел, ни утка, ни другая дичь вам не принадлежат. За право охоты в закрепленных за ОООиР угодьях? Но ведь я являюсь полноправным членом этой организации, регулярно плачу взносы, а значит, это и мои угодья.
Что-то здесь не так. Что-то надо менять.
В долгожданный справедливый закон об охоте... что-то не верится. А хотелось бы. Хотелось бы, чтоб такой прекрасный вид отдыха, как охота с подружейной собакой, был доступен всем любящим и уважающим природу, приносил радость, а не разочарование.