Открытое письмо президенту

Просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, срочно взять проблему охотничьего хозяйства России под свой контроль

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Мы обращаемся к Вам от лица охотников России. Мы – это Межрегиональная общественная организация охотников и рыболовов «Женский охотничий клуб» и его друзья». Организация маленькая, но крепкая и стойкая. И друзей у нас много. Мы очень хотим, чтобы в охотничьем хозяйстве царили порядок и закон, причем закон грамотный и справедливый.

Конечно, данное обращение должно быть от более массовой организации, такой, например, как Росохотрыболовсоюз, но если мужчины не в состоянии понять проблему охотничьего хозяйства и решить ее, то, значит, пора брать инициативу в свои руки женщинам – охотницам России.

Мы просим Вас обратить внимание на сложившуюся недопустимую ситуацию в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов.

Все произошедшее реформирование государственного управления показывает чрезвычайно пренебрежительное отношение к охотничьему хозяйству, которое проистекает из ложного представления об охотничьей индустрии как о сфере досуга для человека с ружьем. На самом деле охотничье хозяйство – это важная часть государственной экономики. Например, до 1991 года поступления только от реализации охотничьей продукции составляли 1,5% ВВП России. После отмены государственной монополии на торговлю наиболее ценной продукцией охоты Россия потеряла свое ведущее место на международном пушно-меховом рынке, прямые поступления в бюджеты всех уровней стали минимальны и состоят только из сборов за использование охотничьих животных в пределах 150–200 млн рублей.

А ведь охотничья индустрия огромна! Помимо организации охоты это и производство и продажа охотничьего оружия и сопутствующих товаров – специальной одежды, техники, плавсредств, ГСМ. Это переработка и продажа непосредственно охотничьей продукции во всем ее многообразии, кафе и рестораны, ориентированные на охотничьи деликатесы, разведение охотничьих животных в полувольных условиях и на фермах, охотничье собаководство, научные и учебные учреждения, специализированные печатные издания, а также выставки, общественные объединения, клубы, турфирмы – перечислять можно долго. И все это составляет основу жизни приблизительно 25 миллионов граждан России и членов их семей.

В России как крупнейшей охотничьей державе мира возможно увеличение товарооборота и услуг в области охраны и использования охотничьих ресурсов до 100 млрд долларов в год при условии качественных изменений в организации государственного управления и его участия в регулировании рынка.

Почему же сегодня вклад государства в использование и охрану охотничьих животных и среды их обитания состоит только в содержании чиновничьего аппарата, а государственное участие в регулировании рынка ограничено обеспечением лучшими охотничьими угодьями весьма ограниченного контингента? Реальная же охрана и воспроизводство охотничьих животных и среды их обитания осуществляется за счет средств самих охотничьих хозяйств. Всего их в России более 5 тысяч. Из них около 90% – охотничьи хозяйства различных общественных объединений и других организационных форм, обеспечивающих более 500 тысяч рабочих мест. Вложение средств общественными объединениями в охрану и воспроизводство охотничьих животных на закрепленной территории составляет до 1,5 млрд рублей в год.

Общая площадь охотничьих угодий в России – 1,6 млрд га, из них 41% предоставлен для ведения охотничьего хозяйства, что при средней ставке арендной платы в 10 рублей за 1 га могло бы дать сумму в 6,6 млрд рублей в год. Однако реальные фискальные поступления при существующей ставке могут быть не более 700 млн рублей, что с учетом финансового обрушения большей части хозяйствующих субъектов права никак не покроет убытков бюджета от снижения общего объема товарооборота и услуг в области использования охотничьих животных.

Многочисленные реорганизации структуры государственного управления в сфере охоты и последующая передача всех полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих животных органам государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года привела к выхолащиванию из отрасли специалистов – биологов-охотоведов. Чиновничьи аппараты, управляющие охотничьими ресурсами в субъектах Российской Федерации, наполнены случайными, некомпетентными людьми, часто не имеющими ни специального образования, ни опыта работы.

Профессия «охотовед» стала непопулярной ввиду отсутствия спроса на кадры и безрадостные перспективы. Число выпускников с высшим образованием биолога-охотоведа снизилось в десять раз. А ведь раньше общее число выпускников по специальности «охотовед» составляло в год более 600 человек с гарантированным трудоустройством. Да и конкурс на факультеты охотоведения еще каких-то 15–20 лет назад был до 17 человек на место! (Когда я поступала на этот факультет ВСХИЗО в 1990 году, конкурс был 15 человек на место).

Состояние же охотоведческой науки со всей неприглядностью прокомментировал Всемирный конгресс биологов-охотоведов, прошедший в Москве в 2009 году. Все значимые исследования российских ученых в этой области – это материалы 20–40-летней давности, а современные серьезные исследования российских охотничьих ресурсов были представлены в основном иностранцами.

На сегодняшний день распорядительные функции и контроль находятся «в одних руках». Передача полномочий в области охраны и использования охотничьих животных из Минсельхоза в Минприроды прошла таким образом, что федеральный орган исполнительной власти не в состоянии осуществлять контроль над исполнением полномочий Российской Федерации в регионах. А отсутствие квалифицированного федерального контроля дает возможность субъектам РФ показывать рост численности животных, превышающий их биологические возможности. Уже по истечении сезона охоты 2010 года выяснится, что численность диких копытных животных упала ниже промыслового уровня (за исключением кабанов, живущих на подкормочных площадках).

Судя по качеству документов, утвержденных Минприроды России, государственное управление федерального уровня фактически осуществляют несколько человек непонятной квалификации. А недавно вступивший в действие, закон «Об охоте…» усугубил отрицательные последствия реформ в области охраны и использования охотничьих ресурсов. Отсутствие необходимых подзаконных актов и возможность трактовать закон двояко делают его не только не работоспособным, но и вводят в противоречие с другими российскими законами – «Об оружии», «О животном мире», «О защите прав потребителя», с Конституцией Российской Федерации.

Начиная с весны 2010 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выдают бланки разрешений на добычу животных охотпользователям для реализации их гражданам. Охотпользователи в свою очередь продают эти разрешения и путевки на оказание услуг в сфере охоты охотникам. И то и другое незаконно, поскольку ни один охотпользователь не заключил охотхозяйственного соглашения с одновременным внесением платы за «аренду охотничьих угодий». Охотники, покупая разрешения и путевки у лиц, не имеющих права на их продажу, также становятся на путь нарушения закона. Таким образом, все участники отношений в области охоты сегодня нарушают действующее законодательство. Плюс практически повсеместно из-за отсутствия четкого регламента и контроля происходит навязывание услуг в сфере охотничьего хозяйства, а в случае отказа оплаты охотник не допускается к охоте, что провоцирует рост браконьерства. К тому же закон «Об охоте…» предусматривает усиление бюрократических условий получения государственного охотничьего билета, и это ведет к тому, что с 1 июля 2011 года в России не останется ни одного «законного» охотника.

В результате всего вышесказанного мы теряем то, что имеем: законопослушание, ресурсы, кадры, бизнес, налоги, уважение международной охотничьей и природоохранной общественности.

Просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, срочно взять проблему охотничьего хозяйства России под свой контроль. Восстановить государственное управление отраслью при Правительстве Российской Федерации и поручить срочно внести изменения в Федеральный закон «Об охоте…», устанавливающие нормы, сохраняющие права российских граждан, национальные традиции и развитие рынка с достаточным участием государственного регулирования.

Елена ГОРБУНОВА, председатель МОООиР «Женский охотничий клуб и его друзья», биолог-охотовед и охотник с 20-летним стажем;

члены и друзья Клуба – 170 подписей