Возродить промысловую охоту

Ощущение такое, что закон «Об охоте…» писали асфальтовые охотоведы и люди, ненавидящие охоту

Несколько слов о промысловой охоте. Ее необходимо возродить в виде охотничье-промысловых хозяйств. То, что происходит сейчас, – это XVIII–ХIХ вв. Разрушение промысловых хозяйств – это еще одна «заслуга» реформаторов.

Поселки, где раньше люди были заняты организованным промыслом, ныне обезлюдели. Человеку нечем заняться в глухих районах. Грибы, ягоды, орехи, лектехсырье на себе к железной дороге не повезешь. Пушнина в большинстве случаев обесценена. Промысел никак не управляется и не регулируется. Возродить охотничье-промысловые хозяйства жизненно необходимо. Но ни в законе «Об охоте…», ни в Правилах охоты РФ о промысловых хозяйствах не сказано ни полслова. Ощущение такое, что закон «Об охоте…» писали асфальтовые охотоведы и люди, ненавидящие охоту. В законе следует оговорить расценки на вывоз продукции промыслово-охотничьих хозяйств. Пора одуматься и понять, что не все в этом мире измеряется деньгами. Нельзя брать с человека деньги за то, чтобы допустить его к работе, а вот с промысловиками так получается. Мало того, что охотники-промысловики живут в таких местах, где горожанин, осыпь его золотом, жить не будет и куда никогда не поедет. Эти люди осваивают практически безлюдные территории, а наши соседи, будь то на востоке или западе, постоянно претендуют на российские земли. То им Курилы отдай, то Даманского не хватает. Политика опустевших территорий только разжигает аппетиты наших далеко не простых соседей. Российские земледельцы не очень торопятся осваивать восточные земли, хотя им еще при советской власти давались определенные и неплохие льготы. Лично видел в Приморье поселки для новоселов, которым, кроме оплаты проезда и подъемных, предоставляли новый отдельный дом с землей и хозяйственными постройками, давали скот и птицу. Но пожив год-два, люди оттуда почему-то уезжали. Не приживались. В охотничьих промысловых хозяйствах народ был преимущественно местный, разбавлялся бичами и авантюристами, которые соблазнялись высокими сезонными заработками на дикоросах. Но жизнь там не замирала круглый год, и люди не старались убежать в города.

Никакой другой политики в охотничьем хозяйстве не придумать. Охотничье-промысловые хозяйства просто необходимо возрождать. Нужны люди, деньги и льготы. Деньги в государстве были в «богатые» годы, но их тратили неизвестно как и на что. Охотничьему департаменту было не до промысловых хозяйств. Его без конца реформировали: разгоняли, сокращали, возрождали, передавали в другие структуры, там опять сокращали. По моему глубокому убеждению, лучше структуры, которую имело Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при СМ РСФСР, для России не придумать. Безусловно, в эту структуру необходимо внести коррективы, но очень осторожно и грамотно. В первую очередь восстановить централизованное управление, ограниченное обязательной отчетностью о численности и добыче животных, выделением средств на учетные работы важнейших видов охотничьих зверей и птиц, а также осуществлять жесткий контроль кадровой политики регионов. Служба охотничьего надзора должна быть в каждом районе в количестве не менее двух человек и обеспечена транспортом, формой, оружием, связью. В каждом субъекте Федерации должно быть создано управление охотничьим хозяйством, прямо подчиняющееся департаменту охотничьего хозяйства. В обязательном порядке следует принять планирование добычи охотничьих животных снизу, т.е. за месяц или два до начала охоты директор, начальник охотничьего хозяйства подает обоснованную заявку о количестве возможных к добыче основных видов охотничьих животных на подконтрольной ему территории. В основном это будут дикие копытные, медведи, глухари, тетерева. Директор и охотовед хозяйства несут персональную ответственность за предоставляемые данные. По территории, не закрепленной за охотничьими хозяйствами, аналогичную заявку составляет районная служба охотнадзора. Служба охотнадзора отправляет объединенную заявку в административный центр субъекта Федерации для получения лицензий. Управление охотничьего хозяйства субъекта Федерации и районная служба охотнадзора не имеют права изменять цифры, указанные в заявках отдельных охотничьих хозяйств. Указанное положение, по моему мнению, стоит в обязательном порядке отразить в законе об охоте в РФ. Это оградит непосредственных владельцев охотничьих хозяйств от произвола чиновников, а также повысит ответственность хозяев за состояние охотничьей фауны на закрепленной за ними территории. В этом случае директор и охотовед будут полностью отвечать за состояние охотничьей фауны в подконтрольных им охотничьих угодьях. Современное положение с планированием сверху, когда урезаются или увеличиваются квоты на отстрел животных по прихоти вышестоящих начальников, приводит к безответственности и безнаказанности руководящих лиц. Многих начальников подобное безобразие полностью устраивает.

фото: Сергей Лосев 

В заключение хотелось бы вновь вернуться к проблемам промысловой охоты, которые должны быть отражены в законе. В частности, необходимо признать, что основной формой ведения промысловой охоты являются комплексные охотничье-промысловые хозяйства всех форм собственности. Территории промысловых хозяйств должны учитывать площади родовых угодий малых народностей Севера, потомственные и наследованные участки промысловых охотников со всеми постройками и путиками. Продукция, получаемая охотничье-промысловыми хозяйствами и охотниками-промысловиками, налогами не облагается. Удостоверения на право охоты (государственный охотничий билет) и закрепления охотничьего участка выдаются государственным охотничьим надзором охотнику бесплатно. Разрешения на добычу всех видов пушных зверей и пернатой дичи промысловому охотнику выдаются бесплатно. Отстрел диких копытных по заданию охотпромхоза охотник должен производить по лицензии, оплаченной хозяйством. В остальных случаях он приобретает лицензии за свой счет по установленным ценам. Все охотничьи и охотничье-промысловые хозяйства должны быть охотустроены с составлением соответствующих документов (карты, пояснительные записки). Охотустройство осуществляется за счет средств госбюджета, которые впоследствии в течение пяти лет восстанавливаются государству арендатором хозяйства. Охотустройство осуществляют специальные экспедиции, имеющие специальную лицензию на право работы, которую выдает департамент охотничьего хозяйства. Он же разрабатывает и утверждает положение об охотустроительных экспедициях.