Объяснение данным фактам и многим другим, бывшим на практике, очень простое: показанные «мирные» рыбы сели на крючок не «в рот» только потому, что даже не сама приманка, а именно крючок оказался слишком крупным, чтобы войти в пасть. Приманка-то ведь компоновалась для настоящих хищников, поэтому элемент случайности тут присутствует, хотя поклевки были совершенно отчетливыми, внятными, а реакция на них адекватной. Кстати сказать, подобные поклевки с такой же посадкой на крючок зачастую свойственны и многим записным хищникам – и щуке, и судаку, и окуню. Особенно отличается тут «клыкастый», чаще крупный, который, питаясь донной рыбой большую часть года, норовит вначале жертву убить, ударив по ней на твердом грунте головой, а затем спокойно заглотить. Поклевка при этом гораздо более резкая, чем при хватке вдогонку или на падении, а вот хищник оказывается засеченным или «под галстук», или за жаберные крышки, или в области грудных плавников. Так ведут себя и условно «мирные» рыбы, которые в холодной воде зачастую становятся каннибалистами: природа не наделила их способностью мгновенно нападать на отбившуюся от стаи малявку или атаковать из засады – скоростные данные не те…
Но и «мирную» рыбу можно ловить на спиннинг (не говоря уж о нахлысте) специально, если несколько модифицировать какую-либо известную приманку и на практике смоделировать ее поведение в воде. Прежде всего, нужно понимать, что у леща, плотвы, карася, густеры или карпа во время нападения на жертву рот не способен раскрываться слишком широко, как у известных хищников, поэтому приманка должна быть до известной степени компактной, но не в ущерб ее привлекающим свойствам. Хотя надо заметить, однажды автору данной статьи на вращающуюся блесну третьего номер с тройником, не мелким даже для щуки, попался карась всего-то граммов на 600 и заглотил он этот тройник так, что жала крючков вышли наружу в области глаз. Как рыба это сделала – совершенно непонятно, поскольку диаметр ее рта был примерно в два раза меньше размера объекта, захваченного «мирным» карасем во время резкой поклевки. Видимо, есть какие-то скрытые резервы…
Кроме того, указанные рыбы в холодной воде, когда они особенно часто замечаются в пожирании себе подобных, становятся весьма медлительными, что предполагает определенную манеру подачи им искусственной имитации. Проводка ее должна быть медленной, с паузами на дне и даже с короткими фазами протаскивания по донному грунту, когда возникают мутные фонтаны, как от некой копошащейся и не спешащей убежать живности. Так что и для этой цели приманка должна эффективно работать на донном грунте, не собирая зацепы и различный мусор.
Исходя из практики специальной ловли на спиннинг карася, карпа и леща, можно предложить несколько типов эффективных приманок для успешной рыбалки осенью и в период предзимья, заранее оговорившись, что эти рыбы проявляют нужную рыболову агрессивность, только когда удается попасть на их плотное естественное скопление.
Самой первой из приманок, которая дала положительный результат при осенней ловле крупного карпа и леща, оказалась вращающаяся блесна нулевого или первого номера, снабженная впереди грузиком необходимого веса – теперь эта комбинация называется джиг-спиннер. Приходилось использовать штатную вертушку, но затем ее модифицировать, убирая огрузку, расположенную на оси за лепестком, и заменяя ее на легкую пластиковую трубочку. Это требовалось для того, чтобы при самой медленной ступенчатой проводке лепесток сразу начинал вращаться как на фазе свободного падения, так и в момент отрыва приманки от донного грунта – именно на этой стадии проводки чаще всего джиг-спиннер хватала рыба, в отличие от известных хищников, которые обычно бьют приманку, когда она падает на дно. Поклевка карпа или леща выражалась в виде мягкого, податливого зацепа, либо как настойчивая потяжка.
Затем в дело пошли силиконовые приманки – некрупные, компактные твистеры и виброхвосты, посаженные либо на обычную джиг-головку с крючком малого размера или смонтированные шарнирно с «ушастым» грузиком, где в тело приманки уже можно было установить и двойной крючок, и тройничок. Данная оснастка позволила сильно разнообразить проводку приманки именно при ловле «мирной» рыбы. Прежде всего, хороший результат давало равномерное волочение по дну, длительные остановки, проводка очень короткими и резкими толчками. Когда в моду вошел длинный отводной поводок, расположенный выше грузика и оснащенный миниатюрной силиконовой обманкой вообще без собственной огрузки, то сразу обозначились заметные успехи при ловле на течении плотвы, язя, густеры, леща. Проводка здесь обычно такая: вначале делается подмотка, затем грузик падает на дно, потом следует пауза, во время которой происходит развертывание поводка потоком. От умения рыболова задать нужную на данный момент и под условия ловли длину поводка и выдерживать определенную паузу в основном зависит успех ловли, но никак не от цвета и типа использованной силиконовой приманки. Правда, многие рыболовы, искушенные в охоте на «мирную» рыбу, до сих пор упорно утверждают, что лещ на р.Пахре клюет исключительно на желтый твистер.
Совсем неплохо при ловле леща и одичавшего карпа проявила себя поролоновая рыбка с огрузкой наименьшего по условиям ловли веса, чтобы была минимальной скорость падения приманки на дно, зато максимальным боковой снос течением при ловле на реке. Поролонку приходится делать очень узкой, диаметром не больше сигареты, снабжая ее одним или двумя мелкими двойничками – один около огрузки, другой вблизи хвостика. При оснащении двумя крючками результат возрастает, поскольку белая рыба часто прихватывает приманку лишь за хвостик. Естественно, хвостовой двойник нужно соединить с головным с помощью эластичного поводка, пропущенного сквозь поролон. Наиболее эффективными проводками поролоновой рыбки оказались медленная проволочка по дну и ступенчатая, которая осуществляется в виде коротких рывочков, когда делается всего лишь половина или даже четверть оборота рукояткой безынерционной катушки.
Поклевка на поролон обычно довольно энергичная, выражается в виде одного или нескольких четких «тычков», следующих подряд. Возможно, при попадании в плотную стаю на приманку набрасываются сразу несколько рыб, одна из которых в итоге садится на крючки.
Глубокой осенью специальные проводки нужны не только для обычно «мирных» рыб, впадают в пассивное состояние и такие хищники, как жерех, голавль, язь, во всяком случае азартной охоты жереха поверху уже не видно, хотя он, конечно, кормится. Чаще всего охотящийся жерех обнаруживается под крутыми русловыми свалами вблизи берегов, куда, видимо, отходит любимая им уклейка. Здесь серебристого хищника не раз приходилось ловить осенью спиннингом, делая быструю безостановочную проводку джиговой приманки вверх по склону канавы. Такая подача приманки называется проводкой на втягивание. Язь и голавль в пору холодной воды часто попадались в тихих ямах ниже перекатов при обычной ступенчатой проводке компактных джиговых приманок.