Коллективные загонные охоты предъявляют к участникам достаточно жесткие требования поведения и дисциплины. Правила облавных охот несложны, но их неукоснительное выполнение обеспечит не только успех в добыче трофея, но и полную безопасность как стрелков на номерах, так и загонщиков.
Будем считать, что при полной тишине расставлены номера, охотник обозначил свое место помахиванием руки соседям слева и справа, определил для себя безопасный сектор стрельбы, без надобности не стал утаптывать снег, срезать ветки и забиваться в кусты или елки, встав к ним спиной, не забыл, что независимо от результата выстрела нужно оставаться на номере до команды «отбой» и, конечно, сразу разрядил ружье при подходе загонщиков.
Все это в определенной степени гарантия успеха, конечно, при наличии зверя, умения правильно и в нужный момент произвести выстрел и четкой работе загонщиков, при безусловном знании егерем своего обхода и повадок зверя.
Для серьезного охотника это не является откровением, а для начинающего нет ничего зазорного взять эти правила на заметку и при первых выездах произвести впечатление бывалого добытчика лося или кабана.
Зимний декабрьский лес к новому году едва успевает одеться в снежный наряд, в последнее время снега нет до середины месяца, и часто приходится проводить загоны по черной тропе. Ходить, безусловно, легче, но под ногами бывает сыро, поэтому высокие сапоги могут оказаться не лишними.
Нелишними будут и три-четыре компаса для загонщиков. Здесь не следует уповать на знание угодий местными егерями, лучше вооружить загонщиков «магнитными стрелками», чем часами ждать сбившихся в загоне кричан, которые при отсутствии снега и, соответственно, следов товарищей могут так крутануться, что ни выстрелы, ни крики, ни звуки рога не помогут им сориентироваться. Ведь звуки в лесу воспринимаются часто с искажением, и определить их источник бывает затруднительно.
Чтобы не зябнуть на номерах, можно использовать рацию. Это позволит сэкономить время на проведение загона, что в декабрьский короткий день очень важно. Ведь по чернотропу гнать приходится вслепую, естественно, не обрезая загоны, что при невысокой плотности зверя чаще всего выстрелом не заканчивается. И лишний загон в сэкономленное время, возможно, окажется удачным. Так что пара раций и несколько компасов на команду стоимость трофея не особенно «утяжелят», зато на результативности и динамике проведения охоты скажутся непременно положительно.
В сухую или морозную бесснежную погоду ход зверя слышен издалека, у охотника есть время заблаговременно приготовиться к его появлению. По мягкой тропе и при сильном ветре услышать лося или одиночку кабана раньше, чем увидеть дичь, удается редко, при таких погодных условиях следует быть предельно внимательным и держать ружье наготове к выстрелу, сняв с предохранителя.
В бесснежную погоду в загонных охотах применяют гончих, лаек, ягдтерьеров, такс, немецких легавых, лабрадоров и даже спаниелей. Основная задача зверовой собаки – поднять (найти) и сопровождать с голосом лося или кабанов, не пытаясь остановить их и прекращая преследование после окончания загона; быть отзывчивой и возвращаться к хозяину по сигналу рога. Излишняя злоба во время загона не нужна, хотя по кровяному следу, при преследовании подранка, определенный «напор» следует приветствовать.
Но все это заботы устроителей охоты. Для самих участников наиболее важным остается выстрел по зверю. Независимо от размера лося или кабана, дистанции стрельбы, ствола в руках охотника (гладкий или нарезной), экспериментов производить не следует. Выстрел по передней части туши зверя – гарантия успешного завершения охоты.
Задача охотника – произвести не только точный выстрел, но и по возможности сделать его «легким». Нельзя назвать заслугой стрелка выстрел по зверю на ходу (когда был упущен момент) или по остановившемуся сохатому или кабану.
Где была ошибка охотника? Чаще всего в неосторожном или несвоевременном движении на номере, когда поднятие ружья к плечу происходило на виду у зверя. Стрелок не воспользовался ситуацией, чтобы выполнить это движение, когда зверь был закрыт от него растительностью.
Также чаще всего заканчиваются неудачей попытки подставиться под ход дичи. Обычно такое желание происходит при охоте с собаками, обозначающими перемещение зверя. Вообще желание подставиться могут реализовывать только крайние номера, при этом удалившись от соседнего номера. Но если объект охоты уже в поле зрения, то любое движение, не говоря о каких-либо перемещениях, приводит к тому, что остается лишь увидеть мелькнувшие гачи отвернувших от номера кабанов или лосей.
Начало декабря – время, когда еще не все трофейные лоси расстались с рогами. Еще есть возможность добыть быка с рогами в пять-шесть отростков. Сохатые с лопатами в семь-восемь и более отростков, как правило, сбрасывают их в конце ноября.
Охотнику следует помнить, что обычно группу лосей возглавляет старая корова, а замыкает стадо бык. Так что при желании взять трофейный экземпляр следует исключить поспешный выстрел и необходимо сохранять неподвижность на номере до появления желанной цели.
Примерно в том же порядке перемещается под гоном и кабанье стадо, но в отличие от трофейного быка, заслуживающий внимания секач ведет себя намного осторожнее. Да и многочисленность кабаньего стада чаще всего способствует обнаружению номера охотника. Почувствовав опасность, старый кабан, порой даже не перевиденный стрелком, бросив стадо, отворачивает от стрелковый линии назад в загон.
Работа загонщиков, когда идет охота на кабана, сложнее, чем при лосиных загонах. Нельзя обходить крепкие места, следует более интенсивно подавать голос, поджатым к номерам кабанам не дать отвернуть от стрелковой линии. Этому поможет не только ровный гон и четко выдержанный «фронт» кричан, но и абсолютная тишина и дисциплина охотников на номерах.
Однажды мне пришлось столкнуться в одном весьма приличном охотхозяйстве с довольно оригинальным способом проведения загонной охоты, который местные егеря окрестили «подвижными номерами». Вереница охотников, возглавляемая егерем, сохраняя интервал между стрелками в семьдесят-сто шагов, медленно, по возможности не производя шума, перемещается поперек линии гона, останавливаясь по сигналу ведущего. Егерь, ориентируясь по работе собак в загоне, поднятием руки (команда «стоп») приводит стрелковую линию в готовность, либо, махнув рукой, снова возобновляет её движение.
Насколько эффективен такой способ загонной охоты, сказать сложно, хотя лося мы взяли, но от самих участников «подвижных номеров» такая охота требует повышенного внимания. Ведь передвижение с заряженным ружьем, при соблюдении максимально возможной тишины и контроля за впереди идущим и сохранении первоначальной дистанции, создают довольно напряженную обстановку, снижающую в определенной степени общепринятую безопасность при проведении загонных охот.