Можно сказать, что рыболов с лодкой — полновластный «хозяин» водоема. Однако при ловле с лодки порой возникают неожиданные проблемы. Рассмотрим наиболее типичные из них.
Бросить якорь не так-то просто
Помнится, приехали мы со знакомым рыболовом в Шатуру, чтобы порыбачить на местном озере Святое. Выписали на рыболовной базе лодки и вышли на водоем. У привлекательного заливчика решили заякориться. Пока я возился со своими грузами и веревками, мой напарник, смотрю, уже закончил с этим делом и взялся разматывать удочки. «Молодец!» мысленно похвалил я его за такую расторопность.
Закинули удочки, приступили к рыбалке. Вскоре подул свежий ветерок. И тут сразу обратил внимание на то, как лодку моего знакомого под дуновением ветра постоянно разворачивает то вправо, то влево. При этом его удилища стали напоминать длинные маятники, которые раскачивались соответственно разворотам лодки. Ясно, что поплавки тоже дергались вслед за кончиками удилищ. Горе-рыболову ничего не оставалось, как хвататься за свои удилища, приподнимать их и удерживать в направлении поплавков. Он недовольно ворчал, испускал громкие ругательства и проклятия на поднявшийся ветер.
А между тем ругать он должен был только себя. Потому что заякорил он лодку абсолютно неправильно. Вот почему, выходит, он оказался таким «расторопным». При таком положении даже малейший ветерок лодку будет не только разворачивать вправо-влево, но и раскачивать взад-вперед.
Этот мой знакомый обычно ловит с берега, а тут вдруг решился выплыть на лодке, обращаться с которой он явно не умел, отсюда и результат. Пришлось подробно объяснять ему, как правильно и надежно заякорить лодку, чтобы никакой ветер не помешал ее устойчивому положению на воде.
Главное тут, добиться, чтобы веревки спереди и сзади лодки были туго растянуты в противоположных направлениях. Лишь надежно натянутые веревки будут стойко удерживать лодку в зафиксированном положении. При этом надо иметь в виду, что основная нагрузка по удержанию заякоренной лодки ложится на задний груз. Почему? Да потому, что надувная лодка якорится обычно так, чтобы ветер дул в спину, а значит, задний груз, кроме прочего, обязан еще и преодолевать силу воздействия ветра на лодку. Поэтому задний груз должен быть значительно тяжелее переднего.
То же самое и при ловле на течении. Здесь также лодка якорится так, чтобы рыболов сидел спиной к течению, а удочки лежали на корме лодки. В данном случае основная нагрузка по удержанию лодки ложится на носовой груз.
Из сказанного само собой напрашивается вывод: веревки должны уходить в воду не вертикально, как у того моего приятеля, а под значительным углом в противоположные стороны. Понятно также, что длина веревок должна быть значительно больше глубины водоема, где решено рыбачить. Особенно у основной веревки, длина которой должна не менее чем в два раза превышать глубину участка ловли.
Но как добиться, чтобы якорные груза лежали не под лодкой, а на необходимом удалении от нее спереди и сзади? Обычно я поступаю следующим образом. Опускаю сначала задний груз. Как только он достиг дна, берусь за весла и медленно уплываю вперед. При этом веревка постепенно распускается. После того, как уплыл от груза на достаточное расстояние, равное примерно двум глубинам водоема, опускаю передний груз. Веревку переднего груза без натяжения, а с небольшим запасом длины, примерно метр-полтора, привязываю к лодке. Такой «запас» веревки необходим для того, чтобы она при окончательном урегулировании оставалась в воде не в вертикальном положении, а с некоторым уклоном от лодки.
Затем берусь за заднюю веревку и начинаю натягивать ее. В результате этого лодка начинает двигаться назад, к первому опущенному грузу. И как только почувствую, что веревка натянулась и движение лодки прекратилось, сразу привязываю заднюю веревку к лодке. Теперь обе веревки натянуты и можно быть спокойным: никакая болтанка и раскачивание лодке не грозят.
По ветру или течению?
Хорошо и приятно сидеть в лодке, когда стоит тихая погода. Тепло, солнечно, безветренно, а на воде заметна лишь небольшая рябь. В такой обстановке совсем неважно, в какую сторону направлен нос лодки и в какую сторону рыболов забрасывает свои удочки.
Но такая обстановка на обширных водоемах — озерах, водохранилищах — бывает крайне редко. Чуть подул ветер — и уже загуляли по воде внушительные волны. И тут ясно без лишних слов: лодку надо заякорить так, чтобы носом она была против ветра, навстречу волне. Во-первых, это безопаснее, так как заостренный, обтекаемый и приподнятый нос лодки будет как бы рассекать набегающую волну. Подставить же борт лодки большой волне — это чревато серьезными последствиями.
Во-вторых, рыболов будет сидеть спиной к ветру, ведь удочки всегда помещают на корму лодки. Да и забрасывать снасть по ветру значительно легче и удобнее. То же самое при рыбалке на течении: лодка якорится так, чтобы носом она была направлена против течения. Рыболов забрасывает свои удочки, течение относит поплавки на расстояние вытянутой лески. Остается только ждать поклевок. Легко и удобно.
Однако нередко случается так, что течение направлено в одну сторону, а ветер дует поперек или против течения. Как поступить в таком случае? Что важнее учитывать — направление ветра или течения?
Конечно, тут многое зависит от силы ветра. Если ветер и вызванные им волны не представляют особой опасности, то лодку следует якорить все же с учетом течения. Иначе поплавки ваших удочек течение будет постоянно относить вправо или влево, а то и «прижимать» к лодке. Леска в таких случаях натягивается, поплавки начинают «плясать» на волне и постоянно притапливаться от натяжения лески. Поклевку при этом заметить трудно, а порой вообще невозможно.
Поэтому остается одно: если ветер несильный, надо заякориться вдоль по течению. Несмотря на ветер, течение все же унесет поплавок вперед от лодки. Наблюдать за ним в таком случае намного проще и удобней.
Риск на воде — дело неблагородное
Вопреки известному выражению «Риск — дело благородное», на рыбалке с лодки рисковать категорически не следует. Наоборот, сидящий на лодке рыболов по правилам просто обязан соблюдать необходимые требования безопасности.
Вот, казалось бы, безобидное действие — поднятие якорных грузов. Бывает, увесистый груз настолько сильно засасывается в донный ил, что сразу поднять его не удается. Тогда неопытный рыболов начинает с усилием тянуть за веревку. И если вдруг эта веревка развяжется или оборвется, то рыболов теряет равновесие и падает через противоположный борт в воду.
Чтобы избежать подобной неприятности, не следует прикладывать чрезмерных усилий, стремясь сразу поднять груз. Надо просто взяться за веревку и подержать ее некоторое время в натянутом состоянии. Груз постепенно освободится от «объятий» ила, после чего его легко можно будет поднять.
Не надо вставать в лодке без особой надобности. При резком усилении ветра ни в коем случае нельзя подставлять борт лодки крутой набегающей волне. Это небезопасно. И если вы чувствуете, что волна начинает изрядно раскачивать лодку, то лучше прекратить рыбалку и причалить к берегу. При этом важно следовать правилу: сначала поднять груз с кормы лодки, а уж потом — с носовой части. Это необходимо потому, что лодка до подъема второго груза будет оставаться в нужном положении — носом к волне. А если по неопытности поднять сначала груз с носовой части, то лодку сразу развернет ветром и она может даже опрокинуться.
И еще: надо взять себе за правило постоянно поддерживать в своей лодке определенный порядок. Это значит, что рюкзак, снасти, принадлежности должны быть размещены в лодке не как попало, а в строгом порядке, чтобы они не мешали и не стесняли ваши действия.
Особые меры предосторожности следует соблюдать на рыбалке с надувной лодки. Эта вещь, прямо скажем, очень нежная и легкоранимая. Даже малейший «наезд» на невидимый сверху острый край подводной коряги может привести к печальным последствиям. Поэтому желательно избегать закоряженных мест, а также прибрежных участков, где из воды выступают заросли кустарников.
Очень аккуратно надо пользоваться в надувной лодке якорными грузами, в качестве которых иногда используются случайно найденные поблизости водоема куски камней, кирпичи, разные железяки. Их края бывают довольно острыми и при неосторожном обращении с ними можно распороть лодку, потому такие груза следует опускать и поднимать осторожно, чтобы они не касались борта лодки.
А еще лучше — использовать в качестве грузов при ловле с надувной лодки специально сшитые мешочки, заполненные влажным песком. Так поступают многие рыболовы. Перед началом рыбалки мешочки заполняются прибрежным песком, а после рыбалки — освобождаются от такого груза. Просто и удобно. Такие мягкие «якоря» никогда не повредят надувную лодку.
Любой рыболов, пользующийся надувной лодкой, наверняка обращал внимание на то, что накачанная с утра лодка ближе к полудню, когда начинает припекать солнышко, становится особенной твердой. Объясняется это просто: воздух внутри лодки при нагревании расширяется. И нередки случаи, когда лодка из-за чрезмерного внутреннего давления просто лопается. Это, прямо скажем, одно из коварств таких лодок.
Чтобы предотвратить подобный нежелательный «взрыв», рекомендуется периодически проверять давление в камерах лодки. Для этого требуется всего лишь надавливать рукой на каждую камеру. Ведь надувная лодка, как известно, состоит из двух изолированных камер. И если почувствуете, что какая-то из камер слишком отвердела, надо стравить часть воздуха через клапан.