Вышел во двор дома, а в это время пришли участковые с проверкой хранения оружия. Хозяин предупредил их, что ружье в данный момент вне сейфа, так как он собрался его почистить. Но полицейские составили протокол о нарушении правил хранения оружия и привлекли его к дисциплинарной ответственности. Посетовав, наш читатель попросил разъяснить следующие вопросы:
1. На какое время и когда можно вынимать ружье из сейфа для осмотра его состояния и при необходимости его чистки?
2. Когда и где в сельской местности можно пристреливать ружье?
3. Какие смягчающие обстоятельства могут быть в случае, о котором сообщил наш читатель?
4. На основании какой статьи закона полицейские могли рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности без приглашения нарушителя?
5. На основании какой статьи закона полицейские «забыли» пригласить охотника на рассмотрение дела о нарушении правил хранения оружия?
Наш читатель нам поведал: «Сейчас, вынимая ружье из сейфа, я оглядываюсь по сторонам, как вор, так как нарушаю статью закона об оружии». Кроме этого, он высказал пожелание, чтобы инспектор по оружию в приемные дни находился на рабочем месте и чтобы закон об оружии «печатался брошюрой, как правила дорожного движения, и распространялся инспектором по оружию».
***
О правах и обязанностях правоохранительных органов и сотрудников полиции во время проверки исполнения законодательства говорится в статье 28 ФЗ «Об оружии» и статьях 2, 12 и 13 ФЗ «О полиции». Права и обязанности охотников и полицейских в этой сфере закреплены в ряде подзаконных актов:
– Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (ред. от 28.02.2013) (далее — Правила);
– Инструкция о работе органов внутренних дел над контролем за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288) (далее — Инструкция).
Статьей 22 Закона «Об оружии» определено, что гражданское оружие, в т.ч. охотничье, «должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц». Под посторонними понимаются все, у кого нет разрешения на хранение зарегистрированного оружия.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского оружия определены 11-м разделом Правил, которые определяют:
– хранение оружия и патронов разрешается физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия (п. 54);
– принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом (абзац 1 п. 59);
– хранение оружия и патронов гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц (абзац 2 п. 59)
Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия (п. 59).
Вышеназванное указывает, что вынимать ружье из сейфа для осмотра его состояния и при необходимости его чистки возможно в любое время. Однако при этом надо исключить доступ к нему посторонних лиц.
Виктор Тимофеевич, достав ружье, оставил его в доме и ушел из него. Ружье оказалось доступным для других лиц. Этим он нарушил требования законодательства об обороте оружия и совершил административное правонарушение, предусмотренного пунктом 4 статьи 20.8 КоАП РФ.
Смягчающие обстоятельства указаны в статье 4.2 КоАП РФ. Причем, как указано в части 2 этой статьи, «судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях».
Порядок осуществления органами внутренних дел функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, определен Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ № 646 от 29.06.2012 г. (ред.
10 октября 2013 г. № 832) (далее — Регламент). Назову пункты его основных требований, применимые к контролю хранения охотничьего оружия.
Так, пункт 6 Регламента определяет обязанности сотрудников полиции (подпункты 6.1 и 6.2), права и обязанности лиц, в отношении которых проводятся проверочные мероприятия (7.1–7.4, 8.1–8.5).
Охотники обязаны:
– обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц в места хранения, оружием и патронами, утилизации боеприпасов;
– представить к осмотру оружие и патроны, а также дубликаты лицензий на приобретение либо разрешений на хранение оружия;
– принять меры по устранению выявленных нарушений правил оборота оружия и патронов.
Пункт 24.1 Регламента установил, срок исполнения государственной функции при проведении проверки наличия, организации хранения и технического состояния оружия и патронов в отношении граждан не реже одного раза в год по месту хранения оружия. Срок осмотра оружия исчисляется из расчета не более 15 минут на единицу оружия.
Важно, что в пункте 43 Регламента установлено, что должностное лицо в срок не более 5 дней определяет с физическим или юридическим лицом (представителем юридического лица), помещение которого подлежит обследованию, дату и время проверки.
Пункт 76 Регламента установил следующие основания для проверки гражданина, имеющего оружие:
– заявление физического или юридического лица о продлении или переоформлении ранее выданных разрешений на хранение, хранение и ношение, хранение и использование оружия и патронов;
– истечение срока исполнения гражданином или юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений Правил оборота оружия (приложение № 6 к настоящему Административному регламенту);
– поступление жалоб и обращений граждан или организаций о совершении правонарушения собственником оружия;
– проведение профилактических и иных специальных мероприятий, объявленных приказами МВД России и территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях.
Должностные лица (п. 80 Регламента) при осуществлении проверки обязаны предъявить служебное удостоверение, а при себе иметь письменное предписание о проведении проверки.
При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, как установлено в пункте 80 Регламента, устанавливаются:
– соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;
– наличие запирающегося на замок сейфа или металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом.
– условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию.
При соблюдении физическим или юридическим лицом правил оборота оружия в акте проверки делается запись: «Нарушений не выявлено» (пункт 91 Регламента).
Наш читатель сообщил, что его привлекли к административной ответственности в виде штрафа без его участия. Это соответствует нормам закона.
П. 1 статьи 28.6 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Наш читатель был не согласен с привлечением к административной ответственности, поэтому он должен был оспаривать это решение.
П. 2 статьи 28.6 КоАП РФ установил, что в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении. Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях предусмотрен Главой 30 КоАП РФ. При этом следует помнить, что производство по делам об административных правонарушениях регламентировано Разделом 4, а исполнение постановлений по таким делам Разделом 5.
Права лиц, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, указаны в статье 25.1 КоАП РФ.
Права и обязанности органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению таких дел указаны в статье 23.3 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дел и составление протокола об административных правонарушениях определены статьями 29.7 и 29.8 КоАП РФ.
Как следует из письма нашего читателя, его правонарушение было рассмотрено должностным лицом МВД РФ, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 23.3 КоАП РФ.
Следовательно, оспаривать их действия следует или вышестоящим должностным лицам МВД РФ или в суд (статья 30.1 КоАП РФ).
И последнее. Обратившийся в «РОГ» охотник, спросил, где можно в сельской местности пристреливать охотничье ружье.
В Правилах охоты (Приказ МПР РФ № 512 от 16.11.2010 г.) об этом не сказано. Однако, как отметил Верховный Суд РФ в Определении по делу КАС 12-11 от 09.02.2012 г., продолжают действовать Типовые правила охоты в РСФСР от 04.01.1988 г. № 1.
В пункте 17 Типовых правил установлено, что пристрелка охотничьего оружия производится на специально оборудованных стрельбищах или площадках. В охотничьих угодьях пристрелка разрешается только в период охоты при наличии у охотника документов на право охоты или специального разрешения органов госохотнадзора. При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку или животному. В случае же неисполнения этого правила к нарушителю могут быть применены санкции, предусмотренные, к примеру, статьей 20.13 КоАП РФ.