Несущие смерть

Клинковое оружие индо-иранского региона. Сабли

Но не только прямыми и кривыми мечами, часть которых мы уже рассмотрели в предыдущей статье, знаменит Индостан.

Начиная с мусульманских нашествий, все чаще на смену мечам приходят легкие сабли. Западные исследователи определяют тип сабли (да и некоторые мечи) по форме рукояти.

Такой взгляд представляется не совсем верным. Необходимо рассматривать предмет в комплексе — рукоять и клинок. В некоторых случаях возможно двойное название. Но об этом чуть позже. А сейчас начнем знакомство с саблями Индо-Иранского региона.

Тальвар, или «тулвар» (tulwar), — самая распространенная в Индо-Иранском регионе сабля, которую можно считать типично индийской. Согласно древнеиндийской литературе тальвар считался одним из десяти орудий богов. Клинок — в сечении плоский или линзовидный, часто полуторной заточки, слабо или умеренно изогнут, средней ширины, обязательно с рикассо — то есть его режущая кромка лезвия начинается через 5–7 см от рукояти, а за перекрестием остается небольшая незаточенная «площадка». У более поздних тальваров на клинке выражено расширение у острия — елмань. Клинок может быть как с долами, так и без них. Иногда дол делался сквозным, и туда помещался ряд металлических шариков или даже жемчужин, которые свободно перекатывались. С появлением в регионе европейцев стали активно использоваться строевые клинки из Европы, у которых просто заменяли рукоять на тальварную. Эфес тальвара заслуживает особого внимания. Черен — бочонкообразный, с утолщением в центре, навершие — дисковидное, слегка наклоненное, с куполообразным выступом посередине, крестовина — прямая, короткая, с расширенными концами. Нередко имеется s-образная дужка. Но встречается и d-образная. Ножны делались из дерева и обтягивались бархатом или кожей. На ножнах «богатых» тальваров устье и наконечник выполнялись из металла. Длина тальвара 90–120 см.

Тальвар с очень широким лезвием называется — тега, или «тегха» (tega). Встречается он не часто, и его принято считать орудием палача, хотя Эгертон пишет о том, что это было боевое оружие. Вообще тальвары были очень распространены среди воинов разного достатка. Это могло быть и простое оружие воина, и богато декорированный клинок раджи.

Типично индийская сабля — тальвар, или «тулвар» (tulwar). Середина XIX в. Из частного собрания. 

Не менее часто встречалась и сабля иранского происхождения — шамшир, или «шамшер» (shamshir), — «львиный коготь». Клинок этой сабли узкий, но толстый, обычно более длинный, чем у тальвара, имеет большую кривизну, что позволяет наносить наиболее эффективные удары при рубке. В сечении он линзовидный или плоский. Рикассо и елмани — нет. Рукоять простая, с небольшим загибом под мизинцем, направленным в сторону лезвия, позволяющим лучше удерживать саблю. Состоит из двух костяных или, реже, роговых накладок-щечек, приклепанных к хвостовику. Снизу щечки дополнительно фиксируются стальным колпачком, а сверху стальным простым прямым перекрестьем с маленькими изящными лангетами (металлические накладки, усиливающие лезвие в районе гарды), которые придают прочность оружию в самом нагруженном месте. У богато декорированных шамширов перекрестие, колпачок и металлические детали ножен могли быть изготовлены из драгоценных металлов, украшены чернью, эмалью, насечкой или камнями. Ножны шамшира изогнуты так, что позволяют вынимать клинок, обходясь без прорези, которая встречается на ножнах у турецких кривых сабель. Ножны делали из дерева и обтягивали кожей, которую часто украшали тиснением или вышивкой шелковой нитью. Наконечник ножен мог быть металлическим, но чаще выполнялся из кожи или отсутствовал вовсе. Зато обязательными были две обоймицы, за которые шамшир подвешивался на пояс.

 

Вообще надо отметить, что индусы стремились приобретать богато украшенные шамширы персидской работы с клинками из булата, которые считались статусной вещью. Часто на эфесе изображалась голова животного (например, в виде нее выполнялся колпачок). При этом многие сейчас считают, что по мусульманским обычаям запрещалось изображение людей и животных где бы то ни было, и это можно было сделать лишь стилизованно, для вывоза в другую страну и для очень дорогих экземпляров. Якобы нарушение этого правила считалось религиозным святотатством и грозило потерей головы. И шамширы с изображением животных на рукояти сделаны исключительно для Индии. На самом деле все это не совсем так. Мусульмане делятся на две ветви: суннитов и шиитов. Суннитам действительно запрещено изображать людей и животных, поэтому, например, на турецком оружии мы увидим только растительные орнаменты, изречения из Корана и подписи мастеров и владельцев оружия. А вот шииты, к которым относятся персы, оставили нам массу великолепных миниатюр на шелке и бумаге, а также изображений людей и животных на доспехах и оружии. Так что, например, тщательно проработанные на клинках «сцены терзания», когда орел убивает лебедя или леопард антилопу, и изображения людей на рукоятях — вполне типичны для иранского оружия. А на персидских щитах вообще можно увидеть и бытовые, и охотничьи, и батальные сцены. Эти же миниатюры открывают нам любопытный факт. Оказывается, шамшир и тальвар широко использовались на охоте. Всадник преследовал дичь (причем это могли быть как копытные, так и хищники) и рубил ее саблей.

В.В. Верещагин. Всадник-воин в Джейпуре (1881 г.). 

Но вернемся к использованию шамшира. Это, безусловно, оружие всадника. Его изогнутая форма диктуется функциональностью, стремлением расширить возможности клинка при нанесении удара сверху при атаках пехотинцев противника. Некоторые авторы считают, что шамшир идеально приспособлен для войны верхом и в строю плечом к плечу. Хотя с последним можно поспорить. Но что важно отметить, так это то, что самые лучшие шамширы, клинки которых выкованы из булата, подходят лишь для боя с противником, не защищенным кольчугой или доспехом. Разрубить булатным шамширом кольчугу и тем более пластинчатый доспех невозможно. Булатный шамшир — очень острый, но и очень хрупкий. Против доспехов он бессилен. А вот рубить незащищенных доспехами воинов противника — другое дело, особенно если они бегут. Кстати, когда говорят о свойствах булатного шамшира, вспоминается знаменитая история о том, как Ричард Львиное Сердце и султан Саладин поспорили о том, чей клинок лучше — английский меч или восточная сабля? Ричард, по легенде, перерубил тяжелым рыцарским мечом железный брус, не оставив на лезвии зазубрин. Саладин вытащил булатную саблю, повернул лезвием вверх и подбросил платок. Платок, коснувшись клинка, был разрезан на две половинки. Что за сабля была в руках у Саладина — история умалчивает. Но вполне вероятно, что это был и шамшир.

В зависимости от богатства своего оформления, тальвары и теги могли служить и рядовому воину, и радже. 

Возвращаясь к проблемам названия сабель, о которой я упоминал ранее, необходимо сказать, что часто клинок шамшира ставился на тальварную рукоять. Многие англоязычные авторы называют такую саблю — тальваром. На мой взгляд, правильнее говорить шамшир с тальварной рукоятью или тальвар с шамширным клинком. Это более точно определяет предмет.

Отдельно хочется рассмотреть клинок типичный для Шри-Ланки, ранее называвшейся Цейлоном. Населяют этот остров в основном сингалы. Сингалы — индоарийцы, обычно среднего роста, «мелкокостные», с европеоидными чертами лица и смуглой кожей. Сабля (меч), как и во многих других культурах, являлась для сингалов важным символом царского могущества. В текстах, описывающих царствование Виджаябаху IV (вторая половина XIII века), упоминается, что мечи составляют богатство царя, правда, наряду с другими сокровищами. Европейцы, колонизировавшие остров в XVI веке (сначала португальцы, затем голландцы, а в конце XVIII века — англичане), отмечали повышенное внимание к оружию, особенно при царском дворе. Они писали, что знатные люди носят на боку за поясом короткий меч. И только царь, когда совершает выход, имеет при себе меч, который удерживается перевязью через плечо. Эфес и ножны царского меча сделаны из золота.

Персидская миниатюра с изображением охотничьей сцены. XVI-XVII вв. Из собрания ГМВ. 
У богато декорированных шамширов перекрестие, колпачок и металлические детали ножен могли быть изготовлены из драгоценных металлов. 

Кастане (kastane) — это и есть тот самый сингальский меч, а точнее — полусабля. Он действительно короткий — 50–70 см. Клинок немного изогнут и заточен с одной стороны, как у обычной сабли. Причем обычно клинки кастане — европейские, голландского производства. Ближе к эфесу на клинке может быть латунная или золотая насечка в виде геометрических фигур, чаще всего — треугольников. Рукоять выполнена из темного рога или дерева, которые могут быть обложены прочеканенными листами серебра или золота, если это сабли аристократов. Головка рукояти всегда оформлена в виде головы дракона (или драконоподобного чудовища). Глаза этого дракона могут быть выполнены из латуни (на роговых рукоятках) или драгоценных камней, чаще всего — рубинов (на рукоятях из золота и серебра). Гарда — сложная по форме и выполнена из железа, инкрустированного латунью или покрытого ценными металлами. Один из железных «усов», более длинный, закрывает пальцы и заканчивается маленькой головкой дракона, два других, тоже с драконьими головами, — короткие, загибаются к клинку и, видимо, выполняют декоративную функцию. Довольно мощные лангеты, которые заходят на клинок между короткими усами гарды, дополнительно укрепляют клинок в рукояти. Происхождение рукояти такой формы не совсем понятно. Но, скорее всего, как считают западные знатоки оружия, она связана с формой эфесов португальских мечей XV века или арабских сабель типа нимча (nimcha). Обе версии заслуживают доверия. Именно португальцы были первыми европейцами, высадившимися на Шри-Ланке, а с арабами примерно с десятого века сингалов связывали торговые отношения. Появление же драконоподобных голов как элемента декора, несомненно, произошло под индуистским влиянием. Тем более что «драконы» на кастане очень похожи на южноиндийских мифических чудовищ, изображения которых можно встретить на оружии и барельефах храмов. Ножны из тикового дерева на выдающихся экземплярах, как и рукоять, покрыты прочеканенными пластинами из серебра и золота. Вероятно, на более простых кастане ножны были без металлических чехлов. Этим можно объяснить и то, что ножен для них почти не сохранилось.

Головка рукояти сингальской полусабли кастане всегда оформлялась в виде головы дракона или драконоподобного чудовища. Конец XIX века. Из частного собрания. 

Завершая краткий обзор клинкового оружия Индо-Иранского региона, хочется вернуться к названию прочитанного читателем цикла статей — «Несущие смерть». Когда-то все эти клинки действительно ковались для того, чтобы пролить кровь врагов их владельцев. Сегодня же они — удивительные свидетели прошлого, мирно хранящиеся в музейных и частных коллекциях, продолжающие спустя века не только радовать глаз изяществом своих линий и отделкой, но и помогающие нам лучше узнать историю Востока.

Читайте статью вторую в "Охота и рыбалка. XXI век" №91.