Кавказский кинжал есть, якутский нож есть, финский нож есть, а русского нет. Даже у казаков ножа как бы не было, только относительно недавно реконструировали так называемый «пластунский нож», да и то поверить, что он традиционный и сколь-нибудь древний, трудно.
Отвлекусь немного от самого ножа, поскольку выводы, пришедшие в результате моего мини-исследования, к нему отношения не имеют, но могут объяснить другое — отношение к оружию вообще и к оружию самообороны в частности.
Получается интересная картина, в древности нож или короткий меч — кинжал был непременным атрибутом любого свободного человека, носили его открыто, никого не стесняясь и гордясь этим фактом. С потерей свободы, мы сейчас говорим о крепостных, даже простой нож стал атрибутом запрещенным, и носить его можно было только скрытно, и по факту только при большой нужде, далеких путешествиях или на охоте.
Получается, при запрете нож носили только при крайней необходимости или лихие люди, так сказать, кому это нужно «по работе». Поскольку бедных и ограниченных в свободе людей в основной массе всегда больше, вот и получилось что народный нож выпал из «официального костюма».
Однако интересно отметить, что отсутствие «официального ножа» вовсе не значит его физического отсутствия. И свидетельства, что такие ножи были и остались, как осталось их описание и форма. Само описание я пока попридержу для полноценной статьи, здесь же мне хочется раскрыть другое направление мысли.
Скажите, читатель, разве описание особенности владения ножом ничего вам не напоминает? У меня появилось стойкое ощущение дежавю, все это я уже слышал, и ненужность оружия для самообороны, и необходимость скрытого ношения оружия, и разрешение одним и строгий запрет другим.
Получается, короткоствольное оружие самообороны приняло эстафету у ножа, как наличие ножа в кармане, так и пистолет стал однозначно идентифицировать его владельца как «лихого человека».
Кстати, что интересно, нож и сегодня, даже самый маленький или складной, пытаются интерпретировать именно так. Как ни крути, получается, за 200 лет мало что изменилось, как это ни печально.
Именно из-за этого подхода мы сегодня не имеем традиционного русского ножа, именно поэтому у нас нет разнообразия и в короткоствольном оружии, и на это ссылаются, когда говорят об отсутствии культуры владения оружием.
Но русский нож все-таки существует, найти и реконструировать его совершенно необходимо, хотя бы для того, чтобы было, что носить с традиционной одеждой, как разрешает нам Закон «Об оружии».
Для обсуждения этого вопроса я открыл группу «Русский нож» на Facebook.com, или пишите в редакцию или на электронную почту kas@kalibr.ru.