Основатель компании считает, что пока приходится ориентироваться на зарубежный рынок, но это еще один показатель признания ножевой индустрией нового имени как многообещающего игрока. Настала минутка гордости за соотечественников.
Что представляет собой продукция «фабрики»? Словами это трудно передать, поэтому мы отобрали для читателя несколько самых хороших фотографий. Что же касается материалов, то тут полнейший high-end. Сталь — порошковая, закупается в США, там же проходит термозакалку. Что уж тут таить, американцы в этом плане впереди планеты всей.
Одно то, что у них в стране есть несколько конкурирующих между собой производителей порошковых сталей для ножевых нужд, говорит само за себя. Шанс получить за существенные деньги расклепанный клапан от трактора или мехпилу с рукояткой из наборной кожи равен абсолютному нулю. Материалы рукояти — это высококачественный и плотный карбон, в котором не «всплывают» каверны и поры при шлифовке, титан хорошей и проверенной марки 6AL-4V с легирующими добавками-специями из алюминия и ванадия, многорядные подшипники в осевом узле с керамическими, практически «неубиваемыми» шариками, иногда вписанные в общий дизайн вставки из светящегося материала Moon Glow с приятным мягким мерцанием.
Титан закупается там же, в Штатах, а легирующие добавки в составе замедляют окисление и повышают прочность, что на практике продлевает жизнь финишной обработки, будь то стоунвош, по виду похожий на кусок стекла с морского дна, сатинирование, цветов радуги термоокисление или анодирование. Материалы из Штатов отправляются в Китай, в одну из мастерских с передовым гравировально-фрезерным оборудованием. В Custom Knife Factory говорят, что они работают с лучшей во всем Китае мастерской.
Там роботизированные скульпторы с очень низкими допусками режут бланки для клинков, превращают пластины титана в объемные детали с четко очерченными линиями и... в бесполезные кучи стружки. Титан не поддается формовочной отливке, и единственный способ работать по ракетному металлу — это фреза. В готовых титановых плашках рукояти фреза вырезает углубления для облегчения веса со стороны, которая после сборки окажется внутри ножа.
При этом остается несколько ребер жесткости. В посадочные места для подшипника и в рабочую поверхность замка впрессовываются металлические вставки, которые дают запас износостойкости на долгие годы. Однако даже после этого детали все еще остаются полуфабрикатом. Их отправляют в Москву, где они проходят контроль качества.
Малейший брак, которого на самом деле очень и очень мало, отсеивается в утиль, и лезвия приобретают законченный вид: ручное сатинирование или другой финиш, различные кастомизации, проводится сборка изделия, проверка готового ножа, дотошное внимание к мелочам, повторный контроль качества. Такой подход выливается в пожизненную гарантию на нож (разумеется, кроме случаев, когда по ножу бьют молотком чтобы разрубить им металлическую трубу или гвозди).
Бренд CKF появился официально лишь в прошлом году, когда название было зарегистрировано с соблюдением всех формальностей, но корни «фабрика» пустила на год-два раньше.
Тираж их ножей — сотня-две, иногда больше. «Фабрика» не хочет разменивать качество на массовость, а кроме того, избегает маркетингового крючка для коллекционеров, когда одна и та же модель ножа меняет накладки рукояти в каталогах и становится «совершенно новой моделью», в итоге один и тот же дизайн продается несколько раз.
Несмотря на молодое и свежее имя коллектива, люди в нем собрались опытные. В числе первых дизайнеров, кто пришел на «фабрику», 29-летний Алексей Коныгин из Нижегородской области. Его привлекает идея делать рукоять ножа из нескольких деталей, которые крепятся к «несущему каркасу».
Над своим «Десептиконом» и его эволюцией он работал несколько лет до вступления в CKF, переосмысливал и видоизменял нож. Один из краеугольных камней CKF — искать молодых и талантливых дизайнеров и давать им возможность проявить себя, что и произошло с Коныгиным. Он уже был известен в России, а теперь его знают и за рубежом.
— Я очень доволен тем, что мы делаем. Без лишней скромности скажу, что мы добились потрясающего качества и делаем не хуже тех, чьи имена прославились в ножевой индустрии в Америке. А ценник у нас существенно ниже, — признался Коныгин. — В своих ножах я хочу реализовать много идей, и в частности перейти к тому, чтобы все отверстия и щели, которые есть в рукояти, были заполнены вставками из прозрачного или полупрозрачного материала.
Одновременно с Коныгиным в коллектив вступил 36-летний Антон Малышев из Волгограда. Он занимается промышленным дизайном и в какой-то момент рискнул совместить специальность с любовью ко всему колюще-режущему. Его ножам присущи плавные линии и формы. Плавные и стремительные одновременно. Например, изгиб подпальцевой выемки на рукояти сразу ассоциируется с именем ножа Sukhoi и напоминает изгиб кокпита истребителя СУ-30, «нависшего» над воздухозаборником реактивного двигателя.
— Вдохновение я черпал из военной техники. В ней есть харизма и шарм, — признался Малышев. — Следующая модель, наверное, будет содержать в форме больше органики, а может, биомеханики.
На данный момент с фабрикой работает еще один дизайнер — Евгений Муан, специалист, который в ножевую индустрию ушел с головой, буквально живет в ней. Он прошел через все аспекты импорта, международной торговли, а главное — пропустил через свои руки десятки и десятки ножей.
Он испытывает сложности при работе с программным обеспечением для моделирования, но это тот случай, когда за нож взялся пропитанный опытом человек. В итоге отзывы о его ноже MORFF в подавляющем большинстве начинаются с описания эргономики, практичности и удобства использования.
Основатель бренда Михаил Кулыгин утверждает, что коллектив будет постоянно расти. Идея зацикливаться на одном дизайнере или потоке схожих дизайнов, поддерживать культ одного имени и не давать шанса молодым и талантливым претит принципам «фабрики».
Следующий нож будет выпущен по очень любопытному замыслу известного французского дизайнера Таши Бхаручи. Он уже дал свое согласие на сотрудничество. Мы обещаем отслеживать успехи «фабрики» и информировать о них читателя.