Я и сейчас люблю помечтать в тишине кабинета, разумеется, не в рабочее время.
Вспоминается мне знаменитый Тартарен из Тараскона Альфонса Доде, когда он читал книгу о приключениях и при этом размахивал ножом или пистолетом, представляя себя одним из персонажей рассказа.
А на стене у него висела коллекция оружия, в которой меня всегда умиляли ярлычки: «стрелы отравлены, не прикасаться», «кинжал, осторожно – острый» и т.д.
Кто-то вырос из детских мечтаний и на охоту отправляется в ту же Африку, ну а кому-то повезло по-иному, и он наслаждается подмосковными вечерками по вальдшнепу.
Я не хочу сказать, что охота на вальдшнепа менее интересна и захватывающа, чем на бородавочника, просто каждому свое. Мне нравятся охота, путешествия, оружие огнестрельное и особенно холодное, собаки и все, связанное с охотой и рыбалкой.
Это наследственное, мой дедушка Евгений Семенович Лопухов охотился практически до самой смерти (а был ему 81 год) и всегда держал собачек, в основном гончих. Мне от него и передалась эта страсть к охоте и оружию.
Помню те недавние времена, когда за перочинный ножичек с фиксатором лезвия или, не дай Бог, с выкидным клинком можно было схлопотать 3 года и отнюдь не условно. А о лезвиях в 15 см и больше лучше было и не мечтать. Но времена, слава Богу, изменились.
Теперь достойный клинок можно приобрести практически в любом охотничьем магазине и в большинстве своем без разрешения на ношение и хранение огнестрельного оружия. Здорово!
Купить нож можно даже по Интернету. Есть несколько популярных и, что немаловажно, надежных интернет-магазинов, где любители и ценители холодного оружия могут приобрести ножи знаменитых мировых производителей без обмана и подделок.
Но в последнее время и тут слишком много развелось обманщиков да и просто безответственных и непорядочных интернет-магазинов, где заказ ждешь по 3 месяца (у меня так было), а то и вообще отправляешь деньги, но ни ответа, ни привета.
Так вот, по ссылке попал на интересный сайт: настоящие непальские кукри, но, что интересно, сертифицированы как хозяйственно-бытовые. Наверное, моделей около сорока. Не скрою, был удивлен, я-то думал, по наивности, что кукри один!
Ну, я вам скажу, глаза разбежались, а ладони аж зачесались. Так захотелось стать обладателем этого в детстве фантастического, а теперь ставшего реальным и доступным ножа.
Что-что, а тестировать новинку всегда интересно, а знаменитые, можно сказать, сказочные кукри из самого Непала тем более. Ибо возникло сразу множество вопросов и сомнений: действительно ли непальские, почему «хозбыт», какая твердость, реальные это ножи или сувенир на стенку?
Чтобы долго не мучаться, решил купить, да не один, а целых два – полноформатный «Siru Pate 10» и маленький «Jungle 6». Оплатил счет, отправил по электронке копию квитанции и приготовился долго ждать. Каково же было мое изумление, когда на следующий день курьерская доставка вручила мне посылку! И это не в столице, а за 550 км от нее!
Первичный осмотр показал: сомнений нет, это не сувенир и не подделка. Ножи явно кустарного производства, в хорошем понимании этого слова. Может, кто-то и скажет, что грубовато сделано, что подгонка дерева рукоятки к клинку не идеальная.
Но я думаю, что всякий, взявший эти ножи в руки, почувствует ту ауру, которая выделяет ручную работу от заводского – валового ширпотреба, как бы последний технологично и красиво не был сделан.
Ковка клинка действительно ручная, это сразу заметно опытному глазу, ее не спутаешь с заготовкой, вырубленной из листа металла, да и прутки, раскованные на механических молотах, выглядят несколько по-другому.
Деревянная рукоять тоже вырезана вручную, а не на деревообрабатывающем станке по копиру. От этого изделия веет седой древностью, так делали ножи деды и прадеды, так делают и теперь, передавая опыт изготовления семейно-кланово – от отца к сыну.
Я не буду вникать в историю, когда и кем клинок был впервые завезен в Непал, меня более интересует практика применения и технологии кукри.
Желобок у обуха, называемый «меч Шивы», имеет скорее чисто декоративно-культовое изображение нежели практическое значение. Настолько этот желобок неглубокий, что говорить, будто он служит для амортизации и жесткости клинка, а тем более как кровоток, просто смешно.
А вот выемка на лезвии у рукояти, именуемая «трезубец Шивы», действительно нужное технологическое решение для снятия напряжения металла. Мне доводилось видеть Cold Steel без такой выемки, но формой, схожей с традиционным кукри, лопнувший в месте крепления рукояти.
Клинок, как заявляет производитель, изготовлен из углеродистой стали, но режущие и прочностные достоинства углеродки никто не отменял. Другой вопрос, что клинок требует постоянного ухода.
Впрочем, как и ножны, сделанные из кожи водяного буйвола. Надо отдать должное, те два ножа, что мне пришли, были законсервированы чем-то похожим на воск. И клинок, и рукоять, и ножны. Теперь о металлической шляпке на торце рукояти.
Сделано надежно и качественно, но использовать в качестве молотка я бы поостерегся. Латунь не пригодна для забивания гвоздей, максимум орешки поколоть, и то не кокосовые.
На открытие сезона я не стал брать эти ножи с собой на охоту. А вот две недельки спустя, когда всю утку практически разогнали, настало время для спокойного, неспешного тестирования ножей.
Прежде всего заточил клинки на лентошлифовальном станке. Затем подправил режущую кромку на керамическом бруске Spyderco, после чего и приступил непосредственно к тестированию. Хотелось бы отметить, что керамический брусок должен иметь форму круга в сечении или, как у меня, капли.
Такая форма наиболее подходит к изогнутой форме лезвия кукри. С плоским бруском затачивать или править лезвие данного ножа практически невозможно, особенно в месте изгиба клинка. Твердость зонной закалки лезвия проверять не просто.
Кто знаком с методикой замера на приборе Роквелла, меня прекрасно поймет. Плоскость для замера должна располагаться строго перпендикулярно к алмазному конусу. Поэтому реально замерить твердость режущей кромки не представляется возможным. Когда закалка одинаковая по всей поверхности лезвия, проблем нет.
При зонной закалке все сложнее и менее точно. Замер производился на обухе, середине лезвия и по возможности ближе к скосу режущей кромки. Перед замером прибор тарировался на контрольной плите с известной твердостью.
Представляю вам данные замера твердости в единицах по шкале Роквелла ножа «Siru Pate 10»: обух – 22,5, середина – 40, режущая кромка где-то около 56–57. Много это или мало, судить вам. Кому-то подавай 60, а кому-то достаточно и 55.
У меня есть финский клинок Lauri PT тоже с зонной закалкой, у него обух 52, кромка 62. А есть финский Marttiini, там всего 55, но от этого он менее любимым не стал. Кукри «Jungle 6»: обух – 25, середина – 43,5, кромка около 55–56.
Хотелось бы немного остановиться на двух маленьких ножах, входящих в традиционный комплект кукри. Один тупой, другой острый. При помощи тупого, как написано выше, следует разжигать огонь. Это несколько неверная трактовка.
Скорее, речь идет об использовании этого ножичка в паре с кремнем для высекания искр (огниво). У меня имеется такой от фирмы «Экспедиция» (речь идет о кремне), выпускает нечто подобное и Kershaw, и шведская фирма Primus, у них он именуется «зажигатель-огниво».
Насколько это полезная штука, понимаешь, только попав в экстремальную ситуацию. В ветреную и сырую погоду развести костер возможно только при помощи специальных охотничьих спичек. Но и этим маленьким ножичком удобно высекать искры из огнива, а искра достигает t 3000о С.
Поджечь бересту или сухую газету не представляет никакой сложности. Специальных охотничьих спичек в коробке 10 шт., а огнива хватает на 12000 ударов. Одним словом, одно другому не мешает. Масса небольшая, а польза очевидна.
Несмотря на некоторую архаику. Другое назначение этого ножа – заточка и правка лезвия, речь в данном случае может вестись только о правке режущей кромки, как мусатом. Заточить им лезвие, может, и можно, но это как заточить трамвайный рельс надфилем.
Другой ножичек, довольно острый, область его применения для меня осталась загадкой, кроме как заточить спичку для зубочистки или почесать в ухе, лично я ему более применения не нашел. С другой стороны, эти два ножичка уж точно не помешают.
Но вернемся непосредственно к кукри. Что им можно делать? Для чего он служит? И как его использовать в наших российских условиях? Настрогать лучин для разведения костра. Правой рукой, взявшись за рукоять, а левой – налегая на обух.
Развесовка и форма ножа таковы, что нарубить веток не составляет никакого труда, даже доставляет определенное удовольствие. Нож как бы сам захватывает ветку, а расширяющаяся на конце рукоять позволяет надежно удерживать нож в руке при ударе с оттяжкой. Мне довелось этим ножом прорубаться в сплетении вьюна и рогоза.
Продраться без использования кукри не представлялось возможным. Здесь его использование явно пересекается с областью применения мачете. Но, как говорится, чем богаты, тем и рады. Все вышесказанное относится к обоим моим кукри, поскольку отличаются они только размером.
В результате тестирования я пришел к выводу, что большой кукри в походных условиях может вполне заменить собой сразу несколько инструментов: топор, нож и мачете. Если охота или поход одного или пары выходных дней, то для тех же целей подойдет и маленький кукри.
Хочу оговориться, я подразумеваю поездку до места проведения охоты на автомобиле. На ходовой охоте, особенно поздней дождливой осенью, где каждый грамм на счету, продираться по нашему раскисшему и приобретшему вязкость пластилина чернозему не советую, тяжеловато.
А еще большим кукри очень удобно ошкуривать лесины для стропил при строительстве. Это, правда, другая песня, и с охотой не имеет ничего общего.
Специально для любителей открывания консервных банок ножом (есть и такие, для кого это главный и основной тест): открывать неудобно, но все же возможно, особенно маленьким кукри. Гвозди сотку тоже рубит, без последствия для режущей кромки (хотя подобные критерии оценки полный идиотизм).
Все я это делал исключительно по просьбе публики, для которой это важно. Конечно, вы скажете, зачем нужен вот такой особенный нож, если есть топоры, мачете? Все верно! А зачем нужно вообще разнообразие форм и размеров ножей, топоров, мачете? Все эти скинеры, кинжалы, стилеты, боуи.
Не проще ли использовать один-единственный нож на все случаи жизни. Может, и проще, да уж больно скучно и неудобно. Право, господа-товарищи, зачем отказывать себе в удовольствии?
Описывая достоинства и кое-какие недостатки кукри, я специально умолчал о самом главном его применении. Кукри прежде всего оружие, и еще раз оружие. Как бы наши доблестные и заботливые «внутренние органы» не классифицировали кукри.
Настоящий непальский кукри является прежде всего боевым оружием, а после всем остальным: топором, скребком, мачете.
В качестве примера могу предложить вашему вниманию выдержку из книги Дитмара Поля «Современные боевые ножи». «Благодаря размеру и весу клинка тесак в руках искусного бойца может быть страшным оружием, а один лишь вид такого ножа уже деморализует противника.
В период Фольклендской войны 1982 года британский военный журнал «Солдиер» (Soldier) умело использовал на своих страницах пропагандистские снимки, где были изображены солдаты гуркхи, точившие свои ножи «Кукри» перед предстоящими боевыми действиями.
Результатом этой пропаганды, смешанной с распространенными в то время ужасными слухами, было то, что аргентинские солдаты, в своей массе плохо обученные, недостаточно вооруженные и брошенные своим командованием на произвол судьбы, при первом же виде непальских элитных солдат испытывали страх и бросали оружие».
С ним я полностью согласен. Горцы всегда были воинственным, вспыльчивым и непокорным народом, и не важно, откуда они родом, из Тибета или с Кавказа. И хотя формы национального холодного оружия разные, назначение одно.
Чтобы прочувствовать дух Непала и понять, хотя бы частично, этих гордых и независимых людей, их культуру и образ жизни, конечно, недостаточно купить кукри. Но покупка такого интересного и особенного ножа все же позволит приблизиться к древней и загадочной цивилизации.
Настоящий непальский кукри – сказка и быль одновременно. А для меня теперь загадочная реальность, позволяющая приблизиться к той детской мечте о Тибете, Непале, Катманду.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Кукри (в ином написании кхукри и кукури) – национальная форма ножа, используемого непальскими гурками (гуркхами). Клинок кукри имеет характерный профиль «крыла сокола» с заточкой по вогнутой грани (то есть это нож с т.н. «обратным изгибом»).
Считается, что кукри происходит от греческого «кописа», имеющего похожий изгиб, и попал в Непал с армией Александра Македонского в IV веке до н.э. Солдаты армии Македонского были вооружены короткими мечами с изогнутым лезвием.
По другой версии, характерная форма изогнутого лезвия, заточенного по внутренней стороне, была занесена в Грецию из Африки в VI веке до нашей эры, а оттуда распространилась на Балканы и Средний Восток, оказав влияние на форму ятагана и ряда ножей региона. Часто форму кукри сравнивают с мачете.
Вне зависимости от источника происхождения кукри является одним из самых древних видов холодного оружия, дошедшего до наших дней без серьезных изменений. Наиболее древний кукри хранится в Национальном музее Непала и датируется приблизительно XIV—XV веком, музейные образцы практически не отличаются от изготавливаемых сейчас. Более ранние образцы не сохранились из-за применявшегося в них низкокачественного металла.
Каждый характерный элемент кукри имеет не только практическое, но и символическое значение.
Так, например, желобок у обуха часто принимают за кровоток, в действительности он предназначен для повышения амортизационных свойств и жесткости клинка как при рубке, так и при ударах обухом.
Этот желобок носит название «меч Шивы» и дает кукри силу оружия бога. Кольца на рукояти обеспечивают уверенное удержание кукри во влажной руке и символизируют собой уровни мироздания. Лезвие с переменным углом заточки дает максимальную эффективность в рубящих, режущих и колющих ударах и символизирует Солнце и Луну – традиционные символы Непала.
Выемка на лезвии у рукояти называется чо, бывает различной формы и, как правило, обозначает трезубец Шивы – основной атрибут и символ силы этого бога. Другая форма чо – «след коровы» – является символом богини Кали (корова – священное животное в индуизме).
Практический смысл чо – препятствовать образованию трещин и сколов клинка у рукояти. Для кукри, не имеющих чо, производимых, например, в Америке, наиболее частым дефектом является отлом лезвия у рукояти (на эту область клинка падает максимальная нагрузка при рубящем ударе по твердой цели).
Металлическая шляпка на головке рукояти символизирует всевидящее око бога, а в практическом плане закрывает кончик хвостовика лезвия, проходящего через всю рукоять, и позволяет использовать рукоять кукри в качестве молотка.
Носят кукри в широких деревянных ножнах, обтянутых кожей водяного буйвола и окованных металлом. Рукоять традиционно изготавливается из палисандрового дерева или рога водяного буйвола.
Обычно, кроме самого кукри, в комплект входят два меньших ножа – карда и хакма. Первый – это нож для мелких работ, второй – тупой кусок стали с рукояткой, который служит, в частности, для разжигания огня.
Клинок традиционного кукри имеет не только заточку с переменным углом, но и зонную закалку. У обуха лезвие значительно мягче, чем у кромки лезвия. Для кукри характерны показатели твердости в 25-27 HRC у обуха, 46-48 HRC в середине клинка и 55-57 HRC у кромки лезвия либо 57-58 HRC у обуха и около 60 HRC на кромке лезвия.
Сохранить упругость клинка при такой высокой твердости помогает традиционная техника ковки, передаваемая из поколения в поколение непальскими кузнецами – ками.
В энциклопедической статье говорится, что кукри делятся на четыре группы:
Катриморас – богато украшенный, парадный нож.
Бунспати и Сурипати, которые используются только как боевое оружие, для них характерно простое узкое лезвие с одним изгибом.
Анг Кхола и Бходжпури используются как рабочий инструмент: они имеют очень толстый (до сантиметра) клинок, по форме напоминающий широкий лист.
Джанавар Катне – особый вид кукри, как минимум 40 см длиной и с менее толстым клинком.