Патрон довоенного тройника

Сегодня даже патрон «столетия» 30-06 SPR многими охотниками воспринимается как недостаточно скоростной, со слабым останавливающим действием, без достаточного запаса энергии.

Что уж тогда говорить о 8х57R, в дореформенные времена «штатного» патрона нарезного ствола германских тройников, мечте любого зверового охотника, попавших в Россию в виде военных трофеев, или более современные, привезенные офицерами, служившими в группе советских войск в Германии.

Сейчас патроны указанного калибра – определенный «раритет» – мало востребованы. Во-первых, рантовой патрон это скорее боеприпас для комбинированного ружья или штуцера, оружия по сравнению с карабинами более дорогого. А если учесть, что выбор пуль к указанным калибрам весьма невелик, становится понятным «невнимательность» охотников к когда-то популярным калибрам. Но теперь, когда много охотничьих хозяйств, в которых охота (трофей) строго незарегламентирована, комбинированное ружье может быть наиболее подходящим как для ходовых охот, так и стрельбы из засидки (лабаза, вышки).


Как здесь не вспомнить слова известного орнитолога, оружиеведа и охотника С.А. Бутурлина: «Тройник же или трехстволка вполне заменяет и охотничью двустволку, и винтовку (карабин)… С хорошим тройником охотник поистине становится хозяином всего живущего».


Личный опыт использования патрона 8х57R в комбинированном оружии на зверовых охотах в целом оставил весьма благоприятные впечатления. Волею случая удалось обзавестись тройником мало известного немецкого мастера великолепной сохранности и оригинальной компоновки. Со шнеллером, поднимающимся целиком при переводе на нарезной ствол, а главное, без «раздражающего» своим видом «гринеровского» предохранителя, который так часто встречается на немецких ружьях. Гладкие стволы 16/1 калибра, что указывает на свободную сверловку, патронник 70 мм, сталь Беллер. Нарезной ствол круппов-ской стали, калибра, обозначенного, скорее всего, по полям, 7,8х57. Установочного места под оптический прицел мастером не было предусмотрено. Год выпуска 1938-й.


Сделаю небольшое отступление. Подбирая патрон 8х57R, следует внимательно изучить ружейные клейма (наличие в обозначении калибра «S»), данный индекс указывает на увеличенный диаметр пули – 8х57JRS. Во избежание роковых ошибок на оболочку обновленных пуль наносится рифленое колечко, а капсюль патрона по-крывается цветным лаком. В патронник ствола, выделанного по размерам 8х57JR, патроны 8х57JRS прекрасно входят (гильзы одинаковые), но стрелять ими нельзя. При выстреле пуля с увеличенным диаметром вызовет резкое повышение давления пороховых газов и может разорвать относительно тонкостенный пулевой ствол тройника.


Сложности с боеприпасами в те годы были великие, и коробка патронов, оставленная охотниками из Финляндии, фирмы RWS, с 12,7 г полуоболочечными пулями T-Mantel, стала ценнейшим подарком наших северных соседей.

 


Что можно сказать о T-Mantel (см. таблицу и описание), полный аналог «Аляски», фирмы Norma. Говоря об этой пуле, следует отметить, что практически нет ни одного патрона в средних калибрах, где в ассортименте отсутствовала бы «Аляска». «Aляска» – классическая пуля с плоской вершинкой с выступающим свинцовым сердечником предназначена для стрельбы на малые и средние дистанции. Быстро образует «грибок». Отличный останавливающий эффект.


Первое «испытание» патрона прошло на лосиной загонной охоте. Так как в то время каждый патрон был «на вес золота», решил обойтись без пристрелки, полностью полагаясь на добросовестность немецких мастеров. Лось-бык был стрелян с близкого расстояния порядка 40 метров по грудине, прошел после выстрела метров десять, добора не понадобилось. Выстрел был настолько тихим, что егерь и на отдаленных номерах не услышал и посчитал загон неудачным.


Первый относительно дальний выстрел, примерно 150–180 метров, также был сделан по лосю. Приличных размеров корова сразу легла. Каких-либо поправок по вертикали не делал, пуля легла точно по месту. Заслуживает внимания, не в плане точности выстрела, а разрушений, нанесенных пулей «слабого» патрона 8х57JR. Лось шел на номер наискосок, прицел был по передней части корпуса. После выстрела, метров со 120-ти, сохатый, проявив «заячью» прыть, понесся назад в загон. Врезался в сосну, ободрав шкуру с одного бока, и дошел. Пуля, пройдя по костям, частично фрагментировалась, но разрушения, причиненные ею, были значительные. Части желудка буквально затащило в область хребта в поясничной зоне.


Конечно, 8х57JR, возможно, не хватает мощи, чтобы «опрокинуть» зверя. За время охот на копытных лишь однажды такое произошло. Хотя выстрел был по подраненному, с соседнего номера, лосю (выяснилось потом), шел сохатый ровно, без крови и намека на ранение. Пуля метров со ста буквально снесла с ног крупного быка. При этом следует учесть, что подранок уже не испытывает шока после первого попадания. Видимо, и «слабого» патрона достаточно, при точном попадании, чтобы сбить с ног могучего зверя.


Неожиданно эффективным оказался выстрел по медведю на приваде у задавленной косолапым коровы. Пуля, шагов с сорока, попала чуть выше лопатки, пройдя наискосок через грудную клетку. Скорее всего, повезло, после выстрела медведь «повел» себя настолько «тихо», что закралось сомнение, может быть, он «затаился». Во всяком случае, минут пять стояли с ружьями наготове, пытаясь разглядеть, не прижаты ли уши и не шевелятся ли веки.


Ограничусь на этом описанием охот и действия патрона, так как для многих охотников, предпочитающих охоту по «мелочи», такие «кровавые» сцены вызовут отрицательные эмоции.
В заключение осмелюсь сделать вывод, что патрон 8х57JR, а тем более 8х57JRS (прибавивший по «энергетике» порядка 20%), многие охотники «списали» зря. Для большинства российских охот старый добрый патрон, особенно в комбинированном оружии, заслуживает большего внимания. А в штуцерах и бюксфлинтах рантовые патроны будут «восприняты» эжекторами этих ружей, когда как с «карабинным» патроном с «проточкой» смогут «справиться» лишь экстракторы с подпружиненным «торчком». Так что скорость замены патрона с индексом «R» в соответствующих ружьях не только удобнее, но и быстрее.