Два с плюсом

Во времена моей юности нарезное оружие для простых охотников было практически недоступно. На руках у охотников еще оставались тройники, но их стремительно «уничтожали», заставляя либо убирать нарезы, либо заглушать нарезные стволы. Такое варварство, с моей точки зрения, оправдать нельзя.

Сегодня встречаются замечательные тройники возрастом 80 и более лет (причем в прекрасном состоянии), единственным и неустранимым дефектом которых является уничтоженный нарезной ствол.

Одним махом оружие, стоившее сотни тысяч рублей, было превращено в двустволку, цена которой меньше цены двустволки того же бренда. По сути, эти деньги были просто украдены у владельцев, а целый пласт прикладного оружейного искусства уничтожен. Никакие отговорки о безопасности не могут объяснить этого.

Ну чем опасен нарезной ствол в тройнике? Снайперская винтовка из него не очень хороша, а других объяснений маниакальной боязни нарезного ствола придумать сложно.

Сегодня я зашел в охотничий магазин и увидел в комиссионном отделе замечательный немецкий тройник в районе 70 000 рублей, и сразу закралось подозрение, что его нижний ствол «деактивирован». Так оно и оказалось.

Нижний ствол высверлили, и теперь это была просто тяжелая двустволка 16-го калибра с интересным механизмом. Жалко! Ружье, конечно, было не в идеальном состоянии, но вполне рабочее и могло украсить арсенал любого охотника, причем имело шансы стать именно любимым рабочим ружьем.

Я никогда не был сторонником тройников на охоте. Они мне интересны только с точки зрения коллекционирования, устройства и механики, как пример оригинальной технической мысли и ее воплощения в металле, но как универсальное оружие для охоты я их «не понимаю».

Что значит универсальное? Неужели в один ствол зарядил патрон с крупной дробью, в другой — с мелкой, в нижний — пулю, и идешь по лесу, стреляешь во все, что подвернется? Нет, такая охота не по мне.

В современных условиях узкоспециализированных охот, к которым подбирается «свое» оружие, актуальность тройника сошла на нет, да и по цене хорошего тройника можно купить три приличных ружья или три винтовки.

Однако тройник имеет свою историю и традиции. Это крайне интересный инструмент с точки зрения механики.

Его история началась более 150 лет назад, и первым, кто запатентовал идею тройника, был немецкий оружейник Петер Оберхаммер. Еще в конце XIX века он придумал механизм, который позволил соединить три ствола и дал возможность стрелять из них.

Тройник не мог появиться раньше, поскольку для его производства нужна высоколегированная сталь, которая позволяла сделать стенки стволов тонкими и при этом прочными, что в свою очередь облегчало общий вес оружия.

Законодателем моды тройников во все времена были немцы, поэтому в названиях присутствует в основном немецкая терминология. Так, классический тройник с двумя гладкими верхними стволами и одним нарезным нижним называется Flintendrilling, что переводится как гладкоствольное ружье с дополнительным нарезным стволом.

Тройники, у которых нарезной ствол расположен над гладкими, немцы называют waldleufer — лесные стволы. А тройник, обладающий двумя нарезными стволами и одним гладким, громоздко зовется Doppelbuechsdrilling. Есть еще один тип тройника — Bockdrilling.

По-немецки bock означает расположение чего-либо друг над другом. У этого ружья два ствола нарезных и один дробовой, все разных калибров.

Это оружие выпускается и сегодня. Оно считается элитным и обычно идет в великолепной отделке, с прекрасным деревом и cтоит немалых денег. Сегодня можно встретить тройники SAUER, BLASER, ANTONIOZOLI, FRANKONIA, KRIEGHOFF.

Традиционно считалось, что нарезной ствол должен располагаться снизу, и на то есть несколько причин. Так, нарезной калибр всегда в несколько раз мощнее гладкого, поэтому крайне желательно, чтобы ствол с мощным калибром находился как можно ближе к запирающим крюкам, что дает возможность сделать запирание надежнее.

С появлением новых сталей и технологических решений тройники стали делать по «перевернутой» схеме. В этом есть ряд преимуществ, таких как небольшое расстояние между осью ствола и прицела, возможность использовать стандартный кронштейн для оптики своего производства. Именно по такой схеме свой тройник D-99 сделала компания Blaser.

 

Применение бездымного пороха, да и быстрогорящих порохов, позволило уменьшить длину стволов тройника. Сегодня стандартом считается длина стволов 600–630 мм, поэтому тройник практически ничем не отличается по весу от обычной двустволки.

Насколько точны тройники? Могут ли они конкурировать с винтовками? Кто-то говорит, что тройники со стволами, сделанными методом холодной ковки, ничем не уступают винтовкам. Лично я не видел ни одного тройника, который бы стрелял лучше чем 45-50 мм на 100 метров. Как оценить такой результат?

С одной стороны, это более чем достаточно для охоты на дистанцию до 300 метров, с другой, это лучшие результаты. Хорошая винтовка выдает и 30, а то и 15 мм на сотню.

Другое дело, что валовое оружие, с которым в основном охотятся, имеет примерно такой же показатель (50 мм). Итак, лучшая кучность тройников соответствует примерно средним винтовкам массового производства, что вполне годится для охоты. И все же для меня вопрос практического применения тройника на охоте остается открытым.

Каковы выводы? С моей точки зрения, тройник — интересное и крайне оригинальное оружие. Несмотря на декларируемую универсальность, в наших условиях оно подходит либо для загонных охот, либо для стрельбы с лабаза. Его большой плюс — возможность установки оптики.

Впрочем, если тройник выпущен 70–80 лет назад, найти для него кронштейны или переходник будет невозможно. Цена заказа такой детали на «родном» производстве может неприятно удивить владельца.

Вообще замена оптики на старых тройниках — большая проблема, ибо часто кронштейны устанавливались и подгонялись мастером как к оружию, так и к оптическому прицелу. У современных тройников таких проблем нет, на них ставятся универсальные планки или современные, широко распространенные кронштейны.

Опять же калибры новых тройников разнообразнее и доступнее. К плюсам современных тройников я бы отнес и возможность заказать сменные стволы разных калибров.

Обычно наряду с тройниками обсуждается вопрос о вкладных стволиках. В Европе эта тема актуальна, поскольку многие фирмы выпускают устройства с возможностью корректировки на самих «вкладышах». У нас, к сожалению, этот вопрос в загоне.

Закон предусматривает возможность приобретения стволиков, но сама процедура не прописана. Тройник удобен для вкладных стволов, потому что по закону он является нарезным оружием.

Но если вы хотите доукомплектовать обычную гладкостволку, у вас возникнут проблемы. По идее, такое оружие должно стать нарезным, но ствол может использоваться в любом оружии соответствующего калибра, и этот момент ставит крест на пулегильзотеке, а вместе с ней и на вкладных стволиках.

В общем, с чего начали, тем и закончили. Как были для закона неудобны гладкоствольные ружья с дополнительным нарезным стволом (тройники), так и по сей день никто не знает, куда отнести нарезной вкладной стволик для гладкоствольного оружия.

В первом случае все закончилось уничтожением, во втором — игнорированием темы.

Надо напомнить, что до введения обязательной регистрации в СССР выпускались вкладные нарезные стволики калибра .22, и никто их не учитывал.

Что еще почитать