"Спросите у Константиныча" - новый оружейный раздел в газете.

Занимаясь полвека любительской охотой, а последние пятнадцать лет еще и профессионально охотничьим и спортивным оружием, я, разумеется, накопил определенные знания, да и набрался соответствующего практического опыта в этих направлениях.

А поскольку я человек отнюдь не жадный, то держать все это богатство, как говорят на Украине, «тильки для себе» – это совершенно против моих правил...

Друзья мои, охотники!

Признаться, в какой-то мере я уже решаю эту задачу: вот уже несколько лет участвую в выходящей каждую среду в эфир на «Радио России» (в 20:10 по московскому времени) передаче «Ни пуха ни пера!». Но, увы, радио ныне слушают редко, от случая к случаю. Народец в свободное время все больше у компьютеров да у телевизоров восседает. Поэтому редакция решила открыть в «РОГ» постоянный раздел «Спросите у Константиныча» (так меня зовут мои друзья, и, кроме того, Константиныч – мой ник на российских оружейных сайтах).

В этом разделе профессиональный оружейник, впредь, будет делиться с вами, уважаемые читатели, разными тонкостями и секретами, связанными с оружием и его применением. Ведь что греха таить? – оружейная тема в нашей газете в последнее время слегка подзавяла. Так что задумка эта более чем актуальная.

Впредь на все вопросы по оружию, содержащиеся в письмах, пришедших в редакцию «РОГ» по обычной и электронной почте, будут публиковаться аргументированные ответы. Искренне надеюсь, что с этой затеей у нас все получится.
Что ж, как говорится, с Богом!


Александр ПОСУДИН

 

Вопрос читателя:

У полуавтомата МЦ 21-12 происходит постоянное скалывание древесины в верхней части шейки приклада – там, где «дерево» граничит с «металлом». Уже два приклада поменял, но, увы, к сожалению, опять повторяется все та же самая история. В чем дело?
Алексей Астраханцев, г. Благовещенск

Наше российское ружье МЦ 21-12, не побоюсь этого слова, великая самозарядка, пользующаяся и поныне заслуженным авторитетом и любовью у российских (и не только) охотников. Да, безусловно, были годы, когда из-за ослабления технического контроля над качеством выпускаемой продукции на ТОЗе и резкого падения культуры производства, капризничал сей аппарат в руках владельцев. Но сделанные в строгом соответствии с ЧТД ружья эти (особенно первых лет выпуска) работали просто превосходно!

фото: Мухамедшина Рафаэля 

В отличие от большинства прочих моделей отечественного и импортного оружия, имеющих плоскостное сочленение приклада к ствольной коробке, в МЦ 21-12 применено так называемое замковое сочленение. Это по определению гораздо более мощное крепление, в котором передняя суживающаяся часть шейки входит в конусообразную выборку в заднем торце ствольной коробки и очень надежно там фиксируется при затяжке гайки.
А вот система крепления «плоскость на плоскость», увы, в сравнении с МЦ куда как менее совершенна. При малейшем ослаблении крепления приклада, т.е. с появлением зазора между контактными плоскостями шейки и ствольной коробки сколы, как правило, на шейке, увы, появляются.

На итальянском полуавтомате «Бенелли» для предотвращения этих сколов было даже применено армирование торца шейки с помощью запрессовки туда стального кольца. Однако в зонах периферийных (снаружи кольца) сколы все равно имеют место быть.

А вот, у сколов на шейке МЦ 21-12 совсем другая причина. Она кроется как раз наоборот в… отсутствии зазора между наружной частью ствольной коробки и торцом окантовочного выступа шейки приклада. В связи с этим частые импульсы отдачи на самозарядном оружии тупо и последовательно делают… свое черное дело. Когда торец приклада касается плеча стрелка, средняя точка касания находится гораздо ниже оси ствола. Поэтому при каждом выстреле ствол подбрасывается вверх, и, соответственно, в зоне контакта присутствует изгибающий шейку вниз момент. Потому-то сколы и происходят именно в верхней части, где давление «железа» коробки на «дерево» шейки максимально.

фото: Сёмина Михаила 

Следует запомнить: между этими торцами непременно должен быть воздушный зазор величиной 1,0 мм–1, 5 мм.

При его наличии никаких сколов быть не может. Причина минимизации и дальнейшего исчезновения этого зазора у ружья МЦ 21-12, находящегося в эксплуатации, понятна: постоянные удары «железа» по «дереву» (последнее, к сожалению, неизбежно спрессовывается). На новых же прикладах он (зазор?) может отсутствовать из-за несоблюдения допусков при изготовлении.

Каким образом можно обеспечить этот зазор?

Есть два способа:

1. При монтаже приклада подложить под выступающий торец шейки (в выборку на ствольной коробке) шайбу из металла или твердого пластика, имеющую толщину 1,0 мм–1,5 мм. Это позволит в итоге отодвинуть приклад от ствольной коробки.

2. Подрезать торец окантовочного выступа шейки приклада на те же самые 1,0 мм–1,5 мм. Этот прием тоже обеспечит после монтажа приклада необходимый зазор.
Существует вообще-то еще один способ. Некоторые веселые, находчивые, но зело ленивые охотники получают этот зазор, проходя по периметру всей зоны контакта (при этом расчетливо не разбирая ружья)… ножовочным полотном. Цель достигается, но весьма велик шанс задеть зубьями полотна металл торца ствольной коробки, с непременным повреждением покрытия, а посему я его вам не рекомендую.

Задать вопрос Александру Константиновичу ПОСУДИНУ можно по электронной почте редакции rog@mk.ru (жмите курсором на адрес), либо написав письмо в редакцию по адресу 123995, ГСП, МОСКВА, Д-22, УЛ. 1905 ГОДА, д. 7 СТР. 1, КОМ. 416