Стрелять, как Дерсу Узала

Весенняя охота закончилась, и некоторые охотники уже подумывают, как лучше подготовиться к предстоящему открытию охоты в августе по перу. Припоминаются досадные промахи влет в простейших ситуациях на тяге или по гусю.

И тогда посещает мысль: надо учиться стрелять. К сожалению, многие охотники рассуждают примерно так: научиться хорошо стрелять можно на охоте.

Спору нет. Конечно можно! Но на такую учебу уйдет много времени и средств. И такой учебе долгие годы будут сопутствовать подранки, причем не найденные, и множество досадных и обидных промахов. Это мы, дети войны, учились меткой стрельбе по диким птицам и зверям. Благо их после войны в угодьях было много. Но сегодня таких угодий, к сожалению, нет или осталось очень мало. Да и грешно учиться меткой стрельбе по «братьям нашим меньшим».


С середины прошлого века в нашей стране был широко распространен стрелково-стендовый спорт, способствующий повышению стрелковой подготовки охотников. В советское время существовала достаточно организованная, поощряемая государством система стрелковой подготовки школьников и молодежи в вузах, многочисленных охотничьих и спортивных организациях. Развитию стрелкового спорта отводилась важная роль в деле подготовки населения к защите Отечества. Юноши и девушки, пожелавшие заниматься стендовой стрельбой, имели возможность посещать секции и кружки при спортивных и охотничьих обществах. А зрелые мужчины шли в охотколлективы, чтобы получить право вступить в члены этого общества, купить первое ружье и влиться в дружное братство охотников. Там они и делали свои первые шаги в приобретении навыков в стрельбе. С целью повышения стрелково-стендовой подготовки в обществах проводились массовые соревнования по стрельбе. Особенно были любимы охотниками такие соревнования, как «День открытого стенда». В них мог принять участие любой охотник, имея при себе охотбилет данного общества и ружье. Патроны и мишени выдавались бесплатно. Это был настоящий праздник. И заметьте, массовый.
Участие в соревнованиях стимулировалось возможностью быть зачисленным в школу повышенного мастерства и расти в спортивном отношении. Высокие показатели охотколлектива в общественной работе и спортивных мероприятиях поощрялись выделением лицензии на отстрел копытных.


К большому сожалению, в современных условиях стрелково-стендовый спорт стимулируется в основном личной заинтересованностью стрелка или охотника. Спортивные общества ушли в прошлое. Еще как-то удается бесплатно проводить соревнования среди своих членов ВОО (Военно-охотничьего общества), да и то эпизодически. Бывая в охотничьих хозяйствах, я не раз слышал от руководителей о низкой стрелковой подготовке охотников. Особенно это проявляется в охоте на копытных. Нередки промахи и недобранные подранки, что, конечно, гораздо хуже.


По-моему глубокому убеждению, учиться метко стрелять никогда не поздно. И вовсе не для того, чтобы набить гору трофеев. Меткий выстрел – украшение охоты. Мне могут возразить: не во всех уголках нашей страны имеются стрелково-стендовые комплексы, где можно приобрести начальные навыки в стрельбе и совершенствоваться в ее меткости. Но это и не такая уж неразрешимая проблема. В этой статье мне хотелось бы поделиться с охотниками личным опытом в приобретении сноровки в меткой стрельбе.


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ


Владея берданкой 28-го калибра с 12 лет, я очень хотел научиться из нее метко стрелять. Как-то в сельской библиотеке на глаза попалась книга В.К. Арсеньева «В дебрях уссурийского края». Название книги заинтриговало, и я ее проглотил на одном дыхании. Меня поразил эпизод, в котором автор рассказал о метком выстреле Дерсу Узала из винтовки по утке. Вот как об этом пишет Владимир Клавдиевич: «В это мгновение над нами высоко пролетала утка. Дерсу быстро поднял ружье и выстрелил. Птица, подстреленная пулей, перевернулась в воздухе, камнем полетела вниз и грузно ударилась о землю». Удивленному Арсеньеву Дерсу предложил бросать кверху камни величиной с куриное яйцо. «Я бросил десять камней, – пишет Арсеньев, – и восемь из них он в воздухе разбил пулями».


Какое юное охотничье сердце не забьется от такого? Мое разгоряченное воображение рисовало картины охоты, где от моих метких выстрелов птицы умирали в полете, а звери на бегу. С того момента я вознамерился научиться стрелять, как Дерсу. Я не упускал возможности выстрелить на зернотоку по голубю влет, не пропускал и хитрющую ворону. С другом Колькой Безруковым на выгоне мы удумали стрелять по ведру у колодца с журавлем. Зачерпнув воды, один из нас отводил ведро в сторону и отпускал, другой стрелял. Пастухи пообещали рассказать родителям, и нам от этой затеи пришлось отказаться. Но некоторые навыки стрельбы влет мы все же приобрели. Утки, кроншнепы, стрепеты становились довольно часто нашей добычей, подстреленной влет.


Перед призывом в армию я случайно попал на стенд. И все. Стрельба по тарелочкам на круглом стенде меня захватила. В годы учебы в Москве я серьезно занялся стендовой стрельбой и за три года выполнил норму мастера спорта СССР. Жизнь складывалась по-разному. В конце 90-х прошлого столетия не всегда находились деньги для посещения стенда. Мы с друзьями на Кузьминском стрелково-стендовом комплексе ВОО собирали стреляные гильзы, пыжи-контейнеры и снаряжали патроны самостоятельно. Однажды я рассказал товарищам, как стал свидетелем обучения В. Малаховым, первым тренером олимпийского чемпиона А. Алипова, группы ребят по начальной подготовке в стрельбе по тарелочкам. На стенде отключили электроэнергию, и, чтобы не срывать занятия, он уложил наклонно гладкую доску и как заправский хоккеист клюшкой метал мишени, а ребята по очереди по ним стреляли. На стенде после окончания стрельб мы собирали уцелевшие тарелочки, укладывали их в коробки и везли с собой на охоту. В перерывах между зорьками укладывали кусок оргалита, придавая ему изгиб на взлет тарелочки. У нас был один «хоккеист» с дальностью заброса до 40 м. Вот и тренировка. В последующем, мы разжились списанной машинкой, отремонтировали ее и с комплектом собранных, а позже купленных мишеней поехали на охоту. Многие стали стрелять по мишеням, траектории которых совпадали с полетом утки или бекаса, по которым был допущен промах. Такой стрельбой чаще занимались в середине сентября. Лёта уток почти нет. Погода прекрасная. Бывало и так, что за два дня охоты случалось 3–4 верных налета, а мы пуделяли! Это уже непростительно! Иногда, чтобы обострить интерес к стрельбе, разыгрывали «пульку». Стреляли в свое удовольствие. Это на первый взгляд все выглядит хлопотно. Машинку и тарелочки можно купить в складчину и – вперед!


ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ ВЛЕТ


Некоторым руководителям охотничьих хозяйств я не раз задавал вопрос, почему они не построят объединенную площадку для круглого стенда и компакт-спортинга? Это бы позволило азартным охотникам настреляться всласть, выпустить «пар» и удовлетворенными уехать домой. Тогда бы в угодьях было меньше бестолковой стрельбы, больше покоя и тишины для диких зверей и птиц. Да и хозяйству прибыль. Все соглашались: давно пора, вот поправим свои финансовые дела и сразу... Проходили годы, а все оставалось без изменений. А жаль! Прошу заметить, уважаемые читатели, я не рассказываю, как держать ружье перед выстрелом, как ставить ступни ног, как перенести тяжесть корпуса на немного выдвинутую вперед левую ногу, – об этом нам не раз рассказывал Юрий Константинов, мастер спорта по стендовой стрельбе, тренер и охотник с большим опытом. Я бы хотел обратить внимание охотников на стрельбу по уткам сидя в лодке, и особенно в лодке надувной, с «гуляющим» под ногами дном. Попробуйте повести ружьем, и вы сразу поймете, что при повороте корпуса вправо угол небольшой, а вот влево он несколько больше. Приходится таскать ружье руками, и не всегда получается так, как вас учили на стенде. Тут все по-другому – и полет утки, и верткая лодка под ногами. Как-то с нами на охоту напросился один мастер спорта. Мы ему объяснили, что охотимся на озере Верестово, что оно летом очень мелкое и передвигаться можно на надувной лодке, и то с трудом. А стрелять в основном приходится только сидя. И в первое утро наш мастер спорта остался без добычи, хотя стрелял не меньше нашего. Поглядев на наши трофеи, он изрек: «Ничего. Еще не вечер». Надо отдать ему должное, он быстро приспособился стрелять с «резинки».


Коротко о стрельбе при охоте с подхода («самотопом»). Существенную помощь в приобретении навыков оказывает упражнение на траншейном стенде «стрельба с подхода». Многие военные охотники имели возможность «освежить» свои навыки, поучаствовав 18 мая этого года в соревнованиях на «Кубок Центрального совета ВОО». При стрельбе с подхода ружье переносится прикладом у бедра в готовности к выстрелу. Как на охоте. Довольно часто стрелок с низкой подготовкой допускает промахи по самой простой мишени (прямая угонная). Он не может быстро подобрать ногу, «танцует» на месте, а мишень тем временем улетает все дальше и дальше. Следует взять себе за правило производить выстрел с выносом левой ноги вперед и опорой на нее. Потренируйтесь! Дома. Прочувствуйте сам момент «выстрела», щелкая курком по вставленной стреляной гильзе. Четыре-пять тренировок – и ваше тело запомнит нужное положение ног и рук.


Чтобы вас меньше огорчали промахи, закончу словами классика правильной охоты С.Т. Аксакова: «Стрелять постоянно, стрелять как можно больше – и будешь стрелять хорошо, то есть попадать в цель метко. Это истина, не подверженная сомнению; исключения чрезвычайно редки».