ИЖ-27 Ланкастер

С большим интересом мы, разработчики ствольного блока с овально-винтовой сверловкой к ружью ИЖ-27, ознакомились с письмом г-на А.В.Киселева, опубликованном в «Российской Охотничьей Газете» N№49 от 5 декабря. Разумеется, эрудиция автора и его стремление докопаться до истины вызывают наше искреннее уважение. В своем письме г-н Киселев изложил свой взгляд на нашу конструкцию. Это его личное мнение. Теперь же в соответствии с известным постулатом древних юристов «Да будет выслушана другая сторона», мы хотели бы внести некоторую ясность в умы читателей «РОГ» и, хотели бы надеяться, самого г-на Киселева.

НУЖНА ЛИ ЛИЦЕНЗИЯ?

Г-н Киселев считает, что ИЖ-27 Ланкастер (будем называть его так) это штуцер с длиной нарезной части свыше 140 мм, приобретение которого потребует получения лицензии от МВД как на нарезное оружие.

Мы тоже немного знакомы с Федеральным законом «Об оружии» и понимали, что если бы дело обстояло действительно так, то не стоило бы реанимировать идею Чарлза Ланкастера.

Нашей целью было дать отечественному охотнику оружие для охоты на крупного зверя, обеспечивающее надежное поражение на наиболее характерных для лесных охот на дистанциях — до 100 — 150 метров, и при этом — доступное для большинства охотников, не требующее для приобретения пятилетнего стажа владения оружием.

Кучность отечественных пуль для гладкоствольного оружия согласно заложенным в конструкторскую документацию нормативам не укладывается ни в какие рамки: 50 — 60 см на на дистанции 45 м.

Расчитывать на доведение кучности отечественных «бреннеке» до «лангенхагеновской нормы» — 6 см на дистанции 50 м не приходится. Поэтому мы взялись именно за отработку комплекса «ствол — пуля». Классический путь повышения кучности — стабилизация пули на полете вращением.

Это позволяет компенсировать эксцентриситеты, возникающие из-за неизбежных погрешностей изготовления.

За рубежом, в частности в США, в ходу ружья с нарезными стволами 12-го калибра, предназначенные для стрельбы пулей — так называемые «Deer Gun» (оленебои). Но, во-первых, это чисто пулевое оружие.

Во-вторых, в случае появления такого оружия на отечественном рынке оно однозначно будет отнесено к нарезному со всеми вытекающими последствиями.

Изначально с представителями лицензионно-разрешительной системы МВД обсуждалась возможность придания ружью с овально-винтовым профилем канала ствола правового статуса гладкоствольного оружия.

И оружейники нашли понимание у служителей правопорядка: протоколом N№2792 от 14 марта 2000 г. Экспертно-криминалистический центр МВД России отнес модель ИЖ-27М с дополнительным блоком стволов калибра 20/76 овально-винтовой сверловки к гладкоствольному оружию. Так что первое замечание г-на Киселева к нашему ружью начисто лишено оснований.

«УХУДШЕНИЕ» ПРОЧНОСТИ

Следующая претензия г-на Киселева — ухудшение прочности стволов из-за «недопустимой», по его словам, разностенности по всей длине. Но, во-первых, таким же «недостатком» грешат все нарезные стволы.

И никто до сих пор не имел оснований упрекнуть ни автомат Калашникова, ни винтовку Драгунова, ни карабины «Штейр-Манлихер», «Ремингтон» и прочие нарезные системы в недостаточной прочности стволов.

Во-вторых, поскольку с 1994 г. Россия является членом ПМК (Постоянной Международной Комиссии по испытаниям огнестрельного оружия и боеприпасов), то все модели отечественного гражданского оружия испытываются на прочность испытательными патронами.

Согласно стандартам испытаний ПМК, давление испытательных патронов на 30 процентов превышает номинальное эксплуатационное давление. Ствольный блок с овально-винтовой сверловкой испытывался на прочность такими патронами и успешно выдержал это испытание.

Более того, по стандартам ПМК испытанию патронами с повышенным максимальным давлением подвергаются 100 процентов серийно выпускаемых ружей. И если какое-нибудь из них не выдержит испытания на прочность, то оно просто-напросто не попадет к потребителю.

К тому же сама технология получения ствола — ротационная ковка в холодном состоянии обеспечивает повышенные прочностные характеристики. Хромирование поверхности канала обеспечивает как высокую коррозионную стойкость, так и уменьшение «засвинцовывания».

«ОВАЛЬНАЯ» ПУЛЯ

Третья претензия — необходимость в точном ориентировании патрона при заряжании «ведь пуля овальная». Забавно, что г-н Киселев, в глаза не видяевший ни ружья, ни патрона, почему-то решил, что пуля должна быть обязательно овальной в поперечном сечении.

Тогда на пулях автоматных и винтовочных патронов непременно должно быть по четыре выступа. И их тоже надо тщательно ориентировать при досылании в патронник.

По-видимому, представления г-на Киселева о принципах ведения пули по нарезам остались на уровне первой половины XIX столетия.

Да, действительно, двухнарезные дульнозарядные штуцера Бернера (в России они были известны как «люттихские», то есть «льежские») имели пулю с двумя ведущими выступами. Их необходимо было совмещать с нарезами, для чего на дульном срезе имелись две лунки.

Но с распространением заряжания с казны ведение пули по нарезам стало осуществляться за счет пластической деформации ведущей части.

фото: Иванова Михаила 

Тот же принцип использован и в нашем образце: в переходном конусе происходит переобжатие ведущей части пули, и поперечное сечение приобретает профиль канала ствола. Поэтому проблем с перезаряжанием у владельца ИЖ-27М с новым ствольным блоком будет ничуть не больше, чем с обычным ИЖ-27.

РОСТ ЦЕН

Что же касается цены нового ружья, то, во-первых, любое усовершенствование чего-нибудь да стоит. Вон как темпераментно главный редактор питерского «Ружья» г-н Васильев агитирует за отнюдь недешевые зарубежные модели: они де этих денег стоят.

Во-вторых, рост цен на продукцию отечественных оружейных заводов вызван отнюдь не кознями производителей. Растут цены на энергоносители и электроэнергию — и по цепочке дорожают металл, транспортные тарифы и, в конечном счете, ижевские и тульские ружья.

А платить или не платить — решает каждый потребитель, основываясь на своих предпочтениях и толщине собственного бумажника. Сами же мы надеемся, что своего потребителя наше ружье найдет.

А ТЕПЕРЬ СРАВНИМ

Вкратце расскажем о некоторых конструктивных и эксплуатационных особенностях блока стволов с овально-винтовой сверловкой. Стволы по наружным размерам близки к стволам 12-го калибра, что обеспечивает их высокие прочностные характеристики. Вес ружья с этим блоком стволов составляет 3,8 кг.

Такой вес можно считать оправданным, поскольку дульная энергия пули доходит до 2600 Дж. Стволы собраны в блок по «беспланочной» схеме: муфтовые соединения в дульной и казенной частях и механизм регулировки «сведения» стволов в средней части блока, аналогичный последней модификации ружья ИЖ-94 «Экспресс».

Это дает возможность владельцу самому устранять двоецентрие при смене варианта снаряжения патронов. На казенной муфте выполнена база «ласточкин хвост» по европейскому стандарту: ширина по верхним кромкам 12 мм, что позволит устанавливать зарубежные прицелы с их оригинальными кронштейнами.

Проведенные нами сравнительные испытания проникающей способности пули к ствольному блоку 20-го калибра с овально-винтовой сверловкой и пули Полева-2 стрельбой по пакету сосновых досок общей толщиной 300 мм дали следующие результаты.

На дистанции 100 м: пуля Полева-2 — глубина проникновения 90 мм, пуля 20 калибра под ствол со сверловкой «Ланкастер» — сквозное пробитие.

На дистанции 150 м: Пуля 20 калибра под ствол со сверловкой «Ланкастер» — 2 сквозных пробития, одна пуля проникла на глубину 280 мм.

Предоставляем возможность читателям «Российской Охотничьей Газеты» самостоятельно оценить умозрительные построения господина Киселева и сделать свой выбор.