Чем стрелять крупных животных?

В разгаре сезон охоты на копытных животных. Кому-то уже удалось съездить на охоту и вернуться с достойным трофеем, а кто-то ездил уже несколько раз и вернулся ни с чем. И отнюдь не из-за невезения. Часто бывает так: вышел на вас зверь, вы тщательно прицелились, выстрелили, попали, а зверь ушел. Это значит, что стреляли не тем, чем нужно. Приведу несколько примеров из прошлых сезонов.

Охотник с вышки с расстояния 50–70 м стреляет кабана. Оружие – карабин «Лось» (патрон 7,62х51). Пуля попадает кабану в грудь, и зверь массой 130–150 кг остается лежать на месте. Стрелку осталось только подойти и контрольным выстрелом окончить агонию животного.

На другой охоте на соседний со мной номер выскочил подсвинок массой 40–50 кг. Охотник выстрелил по нему из карабина калибра 9,3х64 в пределах 30–50 м. Пуля попала в заднюю ляжку животного. Послышался визг поросенка, затем все стихло. Не могу сказать сколько он пробежал, но после попадания пули далеко не ушел. А теперь представьте, сколько времени вы бы гонялись за ним, попади он в него из ружья? А при попадании 9,3 мм пули зверь погиб на месте просто от шока.

Недавно мне довелось разговаривать с одним охотником, имеющим на вооружении карабин калибра 8х68. На вопрос о результатах охоты он ответил, что любой зверь, включая медведя (он их добыл около 15 голов), ложится на месте от попадания такой пули в любую часть тела.

фото: Семина Михаила 

Еще пример. Опять на соседний со мной номер выходит кабанчик массой также 40–50 кг. Охотник, вооруженный ружьем 12-го калибра, первой пулей, выстрелив метров с 20–30, разносит буквально в ошметки легкие, вторая пуля на вылет проходит зверя, пробив на своем пути ровно посередине сердце.

После таких ранений в общем-то небольшой кабанчик пробежал еще метров 50. А теперь представьте себе, что вы попали в крупного секача или медведя. Да они с разорванным сердцем сто раз успеют растерзать вас. Убить таких животных на месте можно только попав в мозг, головной или спинной. Но сделать это не всегда возможно.

Так чем же лучше стрелять крупных животных? Сейчас для меня ответ очевиден – только нарезным патроном. Хочется разобраться почему так происходит. Вроде бы калибр у ружья значительно больше, масса пули тоже. Все дело в другом.

фото: Антона Журавкова 

Останавливающее и поражающее действие пули складывается, во-первых, из энергии передаваемой телу животного, во-вторых, из экспансивных свойств пули. Экспансивное воздействие пули для нарезного оружия значительно выше, чем у пули для гладкоствольного. Свинцовая болванка, выпущенная из гладкого ствола, практически не разрушается, пробивая тушу животного.

Исключение составляют специальные пули экспансивного действия. Однако рядовыми охотниками они используются достаточно редко. Раневой канал у такой пули, может быть и больше, чем у пули, выпущенной из карабина (хотя это спорный вопрос), но она поражает только маленькое пространство вокруг себя. А вот даже самая маленькая полуоболочечная пуля (я имею в виду пули калибра от 7,62 и выше, для охоты на крупных животных следует использовать только полуоболочку) дает поперечник раневого сечения до 50 см в диаметре, фактически нашинковывая его своими осколками.

Рассмотрим вторую составляющую – энергию пули. Рассчитаем ее по всем известной формуле: Е=MV2/2. Возьмем массу пули для гладкоствольного ружья 30 г. Скорость полета примерно 400 м/с. Получаем энергию – 4800 Дж. Теперь просчитаем энергию пули для нарезного оружия. Стандартная масса такой пули около 9 г. Умножаем на квадрат скорости полета (900 м/с). Получаем энергию, равную 7290 Дж.

фото: Семина Михаила 

Оказывается, что энергия, передаваемая практически самой легкой пулей телу животного, более чем в 1,5 раза больше, чем энергия пули для гладкоствольного ружья. А если стрелять 8 или 9 мм боеприпасами, энергия пуль будет еще в несколько раз больше. И вероятность вернуться домой с трофеем будет также в несколько раз выше. Я уже не говорю о том, что пули, выпущенные из ружей, часто пробивают навылет даже таких крупных животных, как лось, унося с собой значительную часть энергии.

Сразу оговорюсь, что данные расчеты сделаны для охотничьих карабинов. Карабины, разработанные на базе военных образцов, имеют значительно меньшие скорости полета пуль. У хваленого «Тигра» начальная скорость пули не 900, а 700 м/с. Но, друзья, надо охотиться не с армейским оружием, а с охотничьим. Снайперская винтовка Драгунова создана все-таки для поражения человека массой 80–100 кг, а не лося или медведя.