— Уважаемая Мария, Вы известны большинству любителей оружия. Расскажите о возникновении Вашей организации.
— Общественная организация «Право на оружие» была создана в 2011 году группой энтузиастов и любителей гражданского оружия, чтобы противостоять тому законодательному давлению и необоснованным обвинениям, которые регулярно выдвигаются в отношении оружия, а также заниматься развитием культуры и правовой грамотности владения оружием.
— Сегодня часто можно услышать термин «Свободная продажа оружия», и все чаще его связывают с «Правом на оружие». Как Вы к этому относитесь?
— К сожалению, этот термин очень часто используется, хотя он абсолютно некорректен. Разумеется, на самом деле речь может идти о расширении или возврате прав граждан на оружие с учетом всех существующих процедур лицензирования и проверки благонадежности гражданина. Совершенствовать и на процедурном уровне эти вопросы, есть куда, но в любом случае речь не идет о том, чтобы разрешить владеть оружием детям, уголовникам, наркоманам или психически больным.
Показательно, что с поправкой на такие оговорки доля сторонников расширения прав на оружие по социологическим опросам повышается с 15% до 44% населения России. Поэтому, даже просто начав называть вещи своими именами, мы сможем значительно ускорить реализацию наших прав и интересов.
— Какие цели и задачи ставит перед собой Ваша организация?
— Организация создана в целях повышения оружейной культуры и развития стрелкового спорта, популяризации и обеспечения конституционного права на самозащиту граждан. Кроме повседневных задач по популяризации стрелкового спорта и культуры владения оружием, правозащиты граждан, попавших в ситуации необходимой обороны, наша организация ставит перед собой конкретные задачи по совершенствованию существующего правового режима оружия и необходимой обороны в России.
— Что именно делает организация для достижения своих целей, и как она развивается сегодня?
— Движение «Право на оружие» прошло путь от региональной до общероссийской организации за три года. За это время у нас появилось порядка 70 региональных отделений и несколько тысяч членов организации. В десяти регионах действуют стрелковые клубы, которые позволяют людям повышать свои навыки владения оружием в тирах и на стрельбищах. В Москве на подобных курсах участвовало порядка 3000 человек.
Регулярно наша организация выставляет свои просветительские стенды со стрелковыми инструкторами и макетами оружия на различных массовых мероприятиях, например ГТО, на Красной площади.
Существует программа адвокатского страхования для владельцев оружия, реализуются правозащитные кампании по попыткам уголовного преследования за действия по самозащите. В результате серий правозащитных кампаний уже, например, удалось добиться пересмотра уголовных дел Гегама Саркисяна, Татьяны Кудрявцевой, Александра Тарасова, Юрия Некрасова, Александра Телесова и других героев самообороны, которых пытались посадить за их действия в рамках необходимой обороны.
Но главным направлением нашей деятельности, несомненно, является работа с законодательством, так как она позволит решить все наши частные проблемы на системном уровне самих предпосылок появления тех или иных проблем. Совместно с представителями Совета Федерации в 2012 году нами был выпущен экспертный доклад «К вопросу о реформировании оружейного законодательства», который впервые вывел требование о введении в гражданский оборот короткоствольного нарезного оружия на качественно новый уровень. Осуществляется консультирование депутатов Государственной думы, которые внесли уже целый ряд законопроектов, направленных на решение этой проблемы в парламент.
В целях совершенствования правоохранительной системы нами подготовлено положение о создании муниципальной милиции на уровне местного самоуправления, на основе которой любой муниципалитет уже сейчас может создать соответствующий институт. Разработаны и ждут своего внесения в Парламент законопроекты по созданию в России частных военных компаний, нового типа гражданского оружия, предназначенного для резервистов (вдобавок к существующим спортивным, охотничьим и самооборонным типам оружия) и разрешению рекламы гражданского оружия, поскольку сегодня лишь около 30% россиян вообще имеют представление о правовом режиме оружия. Остальные даже не знают, например, что ружья и дробовики можно покупать не только для охоты, но и для самообороны.
Основным реализованным нами проектом в 2013–2014 годах стала кампания по сбору подписей за петицию «Мой дом — моя крепость» на сайте «Российская Общественная Инициатива» — единственной площадке, петиции на которой власти в России обязаны рассматривать в жестко установленные сроки.
В результате длительной работы в Сети, распространения агитационных материалов, проведения «круглых столов», уличных акций и публикаций в СМИ нам удалось собрать необходимые для обязательного рассмотрения Правительством России сто тысяч подписей. На соответствующем рассмотрении экспертной группы в апреле этого года данная инициатива стала первой, которая получила поддержку экспертного фильтра, и теперь Правительство РФ обязано внести в Госдуму соответствующий законопроект. Его реализация гарантирует законность самозащиты собственного дома, расширяя, таким образом, понятие необходимой обороны с крайне трудно доказуемой «угрозы жизни» до четкого критерия — насильственного проникновения преступника к вам в дом.
Конечно, впереди у нас еще много задач, вроде обеспечения справедливости по судебным делам о самообороне через рассмотрение их судами присяжных, а также разрешение гражданам владеть оптимальными средствами самозащиты в виде пистолетов и револьверов.
Я уверена, что вместе с уважаемыми читателями мы сможем закрепить и продолжить существующий успех по пути построения в России правового и безопасного общества!
— Мария, расскажите, пожалуйста, подробнее об инициативе «Мой дом — моя крепость». Что может сделать читатель, чтобы она состоялась?
— Мы уже собрали необходимые для обязательного рассмотрения этой инициативы сто тысяч подписей и получили поддержку Правительства РФ. Теперь вопрос в том, как быстро и в каком формате эта инициатива будет реализована, а это во многом зависит от наших переговорных позиций и уровня поддержки наших требований.
В любом случае я призываю читателей регистрироваться в системе электронного правительства, на сайте Госуслуги, через ближайший расположенный к вам офис Ростелекома, так как впереди еще много подобных общественных кампаний, да и в случае неожиданных попыток в той или иной форме завернуть данную инициативу мы должны иметь возможность оперативно повторно собрать необходимое количество подписей и добить это требование «контрольным выстрелом» демонстрации общественного запроса. Во власти нет «смертников», желающих отказывать в реализации политически нейтральных требований, которые достаточное количество общества достаточно четко выражает.
— Какие еще инициативы выдвигает «Право на оружие»?
— Инициатив различных много, от проблематики муниципальной милиции до резервистского оружия и легализации в России частных военных компаний. Профильные инициативы, которые могут заинтересовать охотничье сообщество, это, прежде всего, сбор подписей против попыток правительства запретить весеннюю охоту на птиц. Также есть подготовленный нами законопроект с поправками в Закон «О рекламе», разрешающий ее возможности по гражданскому оружию, так как сегодня уровень информированности граждан об их возможностях в области гражданского оружия оставляет желать лучшего; не более 30% населения имеют самые базовые представления о доступных типах оружия, например. Мы открыты для предложений и будем рады, если охотники сами направят нам свои идеи о том, как можно усовершенствовать государственное регулирование в этой сфере, а также будут непосредственно участвовать в продвижении подобных предложений, прежде всего через системы электронной демократии и гражданского активизма.
— Недавно прошла информация, что будет разрешено короткоствольное оружие для охотников (так называемое «для добора дичи»). Это правда?
— Действительно, соответствующий законопроект есть в Госдуме, и он даже получил поддержку ряда профильных министерств, однако здесь тоже все не предопределено и зависит непосредственно от читателей.
— Каковы перспективы разрешения короткоствольного оружия?
— Перспективы реалистичные, но они зависят от гражданского общества, от способности, например, охотничьего сообщества мобилизовать свои силы и четко выражать свои требования и интересы. У властей в России нет четкой позиции по вопросу гражданского оружия, им, в общем-то, все равно, поэтому это от нас зависит — будут ли расширяться права граждан на оружие или нет.
В условиях западных санкций для нашего ВПК это один из немногих вариантов его физического выживания, так как до половины стрелковых производств было ориентировано на западные гражданские рынки. С их закрытием шансы на то, что соответствующие изменения будут приняты, если не для реализации конституционного права граждан на самозащиту, а хотя бы в рамках выживания отечественной стрелковой отрасли, значительно возросли.
Спасибо, Мария, было очень интересно и познавательно. Хочется отметить, что активная жизненная позиция должна стать привычной и необходимой для наших граждан. Это показала и другая инициатива — о защите весенней охоты, описанная в прошлых номерах нашей газеты. Такая активность граждан должна стать нормой для нашего гражданского общества. Это позволит не только отстоять свои интересы, но и защитить наши нематериальные культурные традиции.
ОТ РЕДАКЦИИ
Хотим обратить внимание на деятельность организации «Право на оружие» в поддержку различного рода гражданских инициатив.
Мы в свое время дважды обращались к охотникам принять участие в голосовании в защиту весенней охоты. Как говорится, вода камень точит. Как видно из статьи, быть или не быть весенней охоте, теперь зависит от вашей гражданской позиции и инициативы.